Современные игрушки для детей, их содержание и роль в психическом
развитии ребёнка дошкольного возраста

Гусева Наталья Владимировна

         Не секрет, что с самого рождения дети растут в окружении игрушек. Они служат для забавы и развлечения. Их покупают и дарят детям на праздники и не только, а просто так, по желанию детей. Современный мир диктует моду на игрушки, на материалы для изготовления их, они становятся всё более разнообразными, но в то же время более опасными. Уже существует множество примеров того, что они нанесли вред физическому и психологическому здоровью детей, вместо того, чтоб приносить им радость.

       Современные производители  часто не заботятся о том, какое влияние игрушка оказывает на детскую психику. Цель для производителей игрушек является увеличение продажи. Какие объективные показатели негативного влияния игровой продукции влияют на детей:

·        Сенсорная агрессия (цвет, свет, мерцание, звук, тактильное ощущение)

·           Провокация к совершению аморальных и безнравственных поступков.

·           Развитие определённых сторон личности (чувства зависти, жадности, превосходства над другими)

·           Снижение активности ребёнка.

·           Формирование преждевременных потребностей ребёнка, в том числе сексуальных.

·           Культивирование индивидуализма вместо социального развития.

Общие принципы отбора игровой продукции для детей дошкольников:

Принцип безопасности: физические риски; психологические риски, нравственные риски.

Принцип развития: с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Принцип соответствия: возрастным особенностям ребёнка; индивидуальным особенностям.

Игрушки для детей должны быть безопасными и прочными. При покупке детской продукции учитывается:

1.     Физическая и экологическая безопасность – это (отсутствие запахов, острых краёв, прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).

2.    Психофизиологическая безопасность – это (соответствие возрасту, росту и параметрам ребёнка, координации движений).

3.     Нравственно – духовная безопасность – это (отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативного поведения ребёнка).

4.    Психологическая безопасность – (агрессивные, страшные игрушки)            Включает в себя отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребёнка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.

При покупке игрушек необходимо учитывать не только внешний вид и безопасность, но и соблюдать следующие критерии:

·               Педагогический – чему научит игрушка, какие разовьёт умения, творческие способности.

·               Психоэмоциональный – что несёт в себе игрушка, какие чувства пробудит у ребёнка.

·               Эстетический – соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувства прекрасного.

·               Социальный – даст ли она возможность совместной деятельности, способствует ли сотрудничеству.

Ребёнку для развития необходимо прикладывать, какие – то усилия: фантазировать, домысливать, учиться делать своими руками. Взрослые постоянно заняты, время не хватает на совместные занятия с детьми, на изготовление общей игры, игрушки. Зачем шить? Когда можно купить:

Чтобы предостеречь взрослых от покупки  опасных игрушек для детей, рассмотрим наиболее распространённые из них:

                    Игрушки устрашающего характера:

В нашем мире производится множество игрушек – монстров, которые представляют потенциальную психологическую опасность для детей. Они способствуют появлению беспричинной агрессии, страхов у детей, играя с такими игрушками, ребёнок становится агрессивным, тревожным, что сказывается на формировании его характера. Даже если они будут с виду не такими уж и страшными обманываться не стоит. Игрушка не просто забава. Она даёт детям яркие, запоминающиеся образы, и от того, какими они будут, во многом зависит формирование их морально – нравственных представлений, картины мира. Какие чувства поселяются в душе ребёнка, когда он привязывается к монстру, начинает его любить, это неизбежно произойдёт – с нелюбимыми игрушками дети не играют. Значит, он начнёт видеть в безобразии что – то привлекательное.

                                           Игра с куклой Барби:

 Кукла Барби считается опасной для развития психики маленьких девочек. Она не взывает у них природного желания поиграть ею в дочки – матери, не способствует развитию у них материнского инстинкта. Игра с куклой приводит к формированию чувства недовольства собой и стремления к взрослому образу жизни.

Китайские резиновые игрушки ядовитых раскрасок. Очень популярные и часто покупаемые недорогие резиновые игрушки. Могут вызывать у ребёнка сильнейшую аллергию и пищевое отравление, так как содержат – фенол.

Игрушки с электронной начинкой – вредны для детей, так как пагубно влияют  на зрение и психику детей, иногда вызывают зависимость у детей.  

         Неведомые зверушки – яркие, пёстрые, порой самых невообразимых цветов и форм, неизвестной породы. Такую игрушку не хочется взять в руки, погладить, убаюкать, обычно дети ими дерутся, что может привести к агрессии ребёнка. Человечество веками изобретало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребёнка определённого возраста и связанного с ним физического и психического развития. Прежде чем купить новую игрушку, необходимо серьёзно задуматься над тем, какую она несёт педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? Играя с игрушками, ребёнок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни. Так давайте постараемся, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого, благородного человека.


Автор(ы): Гусева Наталья Владимировна
Приложения: