О проекте «Юные финансисты»

Костоева Пятимат Саюповна,
воспитатель СПб ГБСУСО «ДДИ № 1»

В ДДИ № 1 г. Петергоф ведется робота по реализации групповых проектов. Мы, воспитатели группы № 9, выбрали для группового проекта тему финансовой грамотности. Название проекта: «Юные финансисты». В проекте участвовали девочки с интеллектуальными нарушениями разных возрастов, от 11 до 19 лет.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание сравнительно новое направление в коррекционной педагогике. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Проект «Юные финансисты» был разработан и реализован нами связи с особой актуальностью и востребованностью данной темы. Содержание проекта обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие, а также имеет практическую значимость.

Актуальность проекта в том, что в меняющихся условиях современного мира дети приобретают первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, дети приобретают доступные им знания за счет использования информационной среды, проявляя интерес к экономической деятельности.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей с умеренной умственной отсталостью.

   В рамках проекта решались следующие задачи:

- Образовательные задачи: формировать у детей представления о разнообразии денежных знаков, понимания назначения денег, их необходимости в жизни человека; формировать представления о внешнем виде денег; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

- Коррекционно-развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике; развивать способность развернуть игру; развивать речь, внимание, мыслительные операции; развивать  позитивные установки и уважительное отношение к разным видам рабочих профессий; актуализировать знания детей об экономической категории-потребности, о видах потребностей, взаимосвязи потребностей и возможностей.

- Воспитательные задачи: воспитывать разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета, способствовать воспитанию нравственных качеств; воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры.

Формирование экономических навыков с использованием специальных устройств, в том числе в комбинации с визуально-графическими средствами.

     В ходе работы над проектом применялись такие формы и методы, как  беседы о финансовой грамотности с использованием средств, методов и технологий альтернативной и дополнительной коммуникации: рассказ «О деньгах, цене товара»; развивающие игры (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и др.): игра-имитация  «Деньги», игра «Нужные покупки», «Что сколько стоит», «Супермаркет»; упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера): «Снимем деньги с банкомата», «Что продаётся в магазине?», дидактические упражнения «Цена на товары и услуги», «Дороже-дешевле», рассматривание рисунков и фотографий; моделирование и анализ заданных ситуаций; наблюдения, экскурсии: «Познавательный маршрут «Банкомат», походы в магазины. На занятиях была реализована продуктивная деятельность: свободное и тематическое рисование, аппликация, изготовление поделок и т.д.; чтение художественной литературы с экономическим содержанием; работа с картами социальных историй; просмотр презентаций: «История денег», «Виртуальная экскурсия в Экономград», мультфильмов с экономическим содержанием: «Буратино», «Как старик корову продавал, «Барбоскины и реклама», «Золотая антилопа» и т.д.

Для работы по проекту были созданы пособия: макеты «банкомат», «копилка», картинки «Магазин», карточки «Деньги», «Банковская карта»; тематическое лото на липучках.

    Во время занятий использовались коммуникативные устройства: коммуникаторы, альбом «Говоруша», электронный планшет со специальной программой – коммуникатором «Дельфин», индивидуальные коммуникативные альбомы.

    Работа над проектом осуществлялась в 3 этапа:

Первый этап, подготовительный: формирование коррекционно-развивающей среды.

Второй этап, основной: реализация проекта.

Третий этап, заключительный: мониторинг эффективности проекта и создание инструктивно-методических материалов.

    По итогу реализации проекта были получены следующие  результаты: участники целевой группы приобрели первичный экономический опыт, научились использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации мероприятий (деньги, цена, товар, банкомат, копилка, семейный бюджет и пр.).

   Работая над проектом, мы способствовали не только развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям у детей, но и добились повышения эффективности процесса обучения и получения более качественных результатов, что основывается на применении новых методических комплексов.

    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создание условий и практическая деятельность положительно воздействует на формирование финансовой деятельности, а значит и основ экономической культуры у детей. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствует коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формируется представление о вещах как о результате труда людей, способствует накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.


Автор(ы): Костоева Пятимат Саюповна
Приложения: