Проект

Путешествие в страну здоровья

Крамчанина Татьяна Анатольевна

Адресация проекта: Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

Комитета по социальной политике.

Участники проекта: воспитанники 16-18 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Цель: формирование знаний и практических навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи: 1) формировать представление о себе, о своем теле, о своих двигательных возможностях и потребностях.  2) развивать практические навыки здорового образа жизни.

3) воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.

Актуальность: здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа. Формирование навыка осознанного отношения к гигиене тела, к своему здоровью, к приему пищи у детей с интеллектуальной недостаточностью в силу их физических и психических особенностей затруднено. Это значительно ограничивает возможности к самостоятельному или поддерживаемому проживанию вне стен детского дома-интерната, возможности детей-сирот и детей, лишенных опеки и попечительства обрести семью, что остается одной из самых насущных проблем для социальной сферы современной России. Здоровье воспитанников является первостепенным и включает в себя три уровня: биологическое, социальное, психологическое. В связи с этим был создан проект «Путешествие в страну здоровья», чтобы воспитанники соблюдали элементарные культурно-гигиенические навыки, могли сообщить о своих потребностях и желаниях доступным способом, имели представление о собственном теле и привычку заботиться о своем здоровье.

Нами создана здоровье сберегающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание воспитанников группе. Это блок нестандартного оборудования: массажеры, дорожки здоровья. Картотека «Мое тело», картотека дидактических игр, методические разработки. Правильно организованная развивающая среда помогает воспитаннику проявить самостоятельную целенаправленную активность, преуспеть в познании окружающего, освоить новые умения и навыки. Выбрав условия и стимулы, которые задают наиболее положительный импульс во время игры и общения, вызывают желание действовать, следует адаптировать и применить их в различных игровых ситуациях и видах деятельности. Таким образом, пространство, окружающее, с одной стороны, становится комфортным и адекватным его возможностям, с другой – стимулирующим к получению нового опыта и способным изменяться в связи с его растущими запросами.

План реализации проекта: 1) изучение методической литературы по теме. 2) диагностика, наблюдение за воспитанниками. 3) составление перспективного плана проектной деятельности. 4) создание благоприятной атмосферы в коллективе (положительная оценка, похвала воспитанников). 5) коррекционные упражнения (повтор определённых действий). 6) воспитывающие ситуации (оценка действий и поступков, упражнения, поручения, контроль за выполнением правил).

Планирование работы: этапы работы; виды деятельности; сроки.

Реализация проекта: 1 этап. Подготовительный. Дидактическое и методическое оснащение проекта. Сбор и накопление информации, повышение собственной профессиональной компетенции, подбор, изучение методической литературы по теме. Изучение педагогического опыта. Определение уровня и подготовленности воспитанников. Наблюдение, мониторинг. Изготовление дидактического материала (карточек, пиктограмм, словесных игр). Оснащение предметно пространственной среды. Групповая консультация для родителей воспитанников о целях и задачах внедряемого проекта.

2 этап. Практический. Мероприятия по реализации проекта с воспитанниками. Привлечение специалистов к работе по реализации проекта. Мероприятия с родителями.

3 этап. Заключительный. Диагностика воспитанников. анализ полученных результатов. Открытое мероприятие для родителей по результатам проведенной работы. Рекомендации родителям. Изготовление памяток и информационных стендов для родителей.

Проект представлен следующими блоками: I Блок «Я человек». Цель: формирование представлений о себе и своем теле. Изучение частей тела, лица. II Блок «Я осваиваю гигиену». Цель: формирование умений, связанных с выполнением гигиенических процессов: умывание, уход за телом, внешним видом. Знакомство с предметами гигиены. Изучение алгоритма чистки зубов. Выполнение гигиенических процедур с опорой на алгоритм. III Блок « Я расту здоровым». Цель: формирование представлений о своем здоровье: о необходимости двигательной активности, о культуре правильного питания. Обучение навыкам приема пищи, правильное использование столовых приборов. Развитие двигательных возможностей. Изучение комплекса общеукрепляющих упражнений.

Прогнозируемый результат. Воспитанники смогут проявлять максимально возможную самостоятельность в самообслуживании. Приеме пищи, выполнении гигиенических процедур. Доступным способом выражать свои интересы, желания.

Подведение итогов работы: в процессе мероприятий по формированию основ здорового образа жизни посредством здоровье сберегающих технологий воспитанники имеют элементарные представления о своем теле. Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры. С желанием принимают участие в подвижных играх.  Имеют представления о культуре питания. Работа в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у воспитанников продолжается.


Автор(ы): Крамчанина Татьяна Анатольевна
Приложения:
65829e572f675_макет_стенда_2023-1.pptx