Особенности развития диалогической речи
у детей дошкольного возраста (с ОНР)
Василевская Ульяна Владимировна,
учитель начальных классов ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района Санкт-Петербурга
В дошкольном возрасте большое значение имеет развитие диалогической речи у детей [6, 36], успешность овладения которой зависит от многих социальных факторов (речевое окружение ребенка, семейное благополучие) и психологических (индивидуальные особенности ребенка, уровень познавательной активности).
В этом возрасте дети первоочередно овладевают диалогической речью, которая имеет ряд перечисленных в предыдущих главах особенностей.
Речь развивается в процессе онтогенеза ребенка. Его сформированность зависит от многих факторов: социальное окружение, речевая практика, соматическое здоровье и др. А.А. Леонтьев (1963) в своей концепции «речевого онтогенеза» выделяет четыре периода: подготовительный (с момента рождения до года), преддошкольный (от года до 3 лет), дошкольный (от 3 до 7 лет), школьный (от 7 до 17 лет). Первая голосовая реакция ребенка – это крик после рождения.
Развитие связной речи связано с развитием мышления ребенка и с усложнением его форм деятельности и общения.
Основы для последующего формирования связной речи закладываются на подготовительном этапе во время эмоционального общения со взрослым. Начинает развиваться импрессивная речь, на основе которой закладывается все последующее речевое развитие ребенка. Ближе к году у ребенка расширяется круг предметов, с которыми он взаимодействует, а также появляются первые слова, которые теперь начинают служить для обозначения предметов и действий – начинает развиваться экспрессивная речь ребенка. Ее развитие происходит благодаря подражанию ребенка речи взрослых, проявляющееся в лепетных словах, которые служат для отработки звуковой структуры будущего слова [4].
Затем в возрасте одного года ребенок переходит на следующую стадию развития речи «преддошкольный этап». Этот переход – серьезный период в развитии речи ребенка. В этом возрасте в пассивном лексиконе ребенка имеется примерно 50-70 слов, которые еще не актуализировались и не перешли в активную речь. Данный переход зависит от артикуляционной доступности произнесения данного слова. Однако это не значит, что слово будет передано точно. При его произнесении будут различные модификации, однако звуковой облик слова будет передан.
В этом возрасте дети часто используют протослова. Это слова, которые были «изобретены» ребенком самостоятельно. Они могут не иметь схожесть со словами, употребляемыми взрослыми, («кых» - открыть, разнять, снять; «бав» - что-то упало, сам упал, случилось что-то неприятное) однако их можно считать словами, т.к. служат средством языкового обозначения.
При этом ребенку еще сложно заменить протознак на слово, таким образом, ребенок старается указать пальцем на предмет, показать жест и т.д. Если создается такая ситуация, что ребенок может употребить протознак, то он ею пользуется. Лепет становится словом только в том случае, когда звукосочетание является словесным знаком, связанный с определенными, повторяющимися ситуациями [5].
Первые слова ребенка имеют непосредственную связь между словом и соответствующим ему предметом. Таким образом, первые слова ребенка усваиваются по типу условного рефлекса – ребенок воспринимает слово и связывает его с предметом, а после самостоятельно воспроизводит его. В возрасте одного года происходит психологический кризис ребенка, в результате которого происходит психологическое новообразование отделения себя от окружающих. В связи с этим ребенок начинает использовать сначала те слова, которые отчуждены от него самого. По этой причине ребенок раньше начинает произносить «папа», а не «мама», т.к. мать неразрывна с ребенком, имеется эмоциональное-физическое единство ребенка и матери [2].
Теперь ребенок начинает использовать появившиеся у него в активном словаре слова для того, чтобы вступить в коммуникацию со взрослым. В этом возрасте слово для ребенка является и целым предложением. Предложения сначала состоят из одного-двух слов, к двум годам ребенок начинает строить трех-, четырехсловные предложения. Начинает формироваться грамматический строй речи [1].
К трем годам экспрессивная и импрессивная речь начинают развиваться быстрыми темпами: возрастает объем словарного запаса, усложняется структура предложений. Дети начинают пользоваться диалогической ситуативной речью в практической деятельности – во время совместной игры для установления сотрудничества. Свою речь дети сопровождают мимикой, жестами, они стараются построить свое высказывание так, чтобы их понял партнер.
Речь для ребенка становится средством установления контакта и средством познания окружающей действительности.
В возрасте трех лет ребенок переходит на дошкольный этап формирования речи. В этом возрастном периоде ребенок находится в социальной ситуации развития познания мира человеческих отношений, которые предъявляют высокие требования к речи, которые в свою очередь влияют на развитие самой речи [7].
В процессе развития речи происходит уточнение значения слова. В этом возрасте у детей появляется словотворчество. Они начинают использовать известные им приемы, формы словообразования и словоизменения на других словах, таким образом, появляются слова, не соответствующие нормам русского языка. Ребенок начинает видеть за словом реальный объект.
Речь дошкольника начинает отделяться от практического опыта. Ребенок начинает планировать свое высказывание – речь приобретает внеситуативный характер. Теперь ребенок способен поделиться своими впечатлениями, рассказать об увиденном и пересказать услышанное. С развитием игровой деятельности, появлением ролевой игры, происходят качественные изменения в речевой деятельности: появляются речь-сообщение, повествовательная речь, инструктирующая речь.
Появление монологической, контекстной речи возрасте четырех-пяти лет связано с усложнением познавательной деятельностью, новые отношения со взрослыми, расширение лексического запаса, совершенствование грамматического строя речи, с усвоением умения использоваться языковые средства произвольно [7]. Однако некоторые авторы отмечают появления элементов монологической речи в возрасте двух-трех лет [1].
Речь детей характеризуется заменой названий предметов местоимениями, построением неполных, неопределенно-личных предложений. Данные особенности проявляются вследствие того, что речь еще связана с непосредственным опытом детей.
В общении со сверстниками дети используют контекстную речь для того, чтобы что-то объяснить или в чем-то убедить, а при общении со взрослыми дети используют ситуативную речь, т.к. взрослые лучше понимают детей. С этого момента диалогическая и монологическая речь начинают развиваться вместе [4].
В старшем дошкольном возрасте дети становятся активными участниками беседы, задают вопросы, способны удерживать логические связи разговора. В монологической речи дети могут использовать разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение частично) с использованием наглядного материала и без него. Усложняется лексико-грамматическая структура высказываний, но еще присутствуют трудности в правильном расположении последовательности действий, ошибки в языковом оформлении высказывания, трудности в отборе фактов для рассказа.
На школьном этапе у детей продолжает совершенствоваться связная речь, монологическая речь, появляется письменная. На этом этапе речь может быть чисто контекстной.
В связи с ведущей учебной деятельностью ребенок начинает знакомиться с нормами родного языка, отличать литературный от других видов. Быстро развивается обобщающая функция речи, значительно увеличивается количество абстрактных слов. Под влиянием развития способности к чтению и письму, соответственно и знакомства с книжными стилями речи у детей усложняется словарный запас, и становится более вариативным.
При нормальном речевом развитии дети к 5 г. свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу [3].
Однако у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики.
Профессор Р.Е.Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, впервые выделила и подробно описала категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур.
У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем, а, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования, словарный запас отстаёт от нормы по количественным и качественным показателям, страдает связная речь.
Такое системное нарушение было определено как общее недоразвитие речи [1].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это специфическая речевая аномалия, которая определяется стойким нарушением формирования и взаимодействия всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне, при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте (по Р.Е.Левиной).
Уровень сформированности связной речи, в том числе и диалогической, у детей с ОНР зависит от того, какой уровень недоразвития речи у них присутствует.
При первом уровне речевого развития у детей фразовая речь отсутствует. Им недоступны задания на составление самостоятельного рассказа.
Диалогическая форма речи может быть только ситуативной. Контекстной речи у данной группы не наблюдается.
Дети одним словом, фонетически и структурно искаженном, передают целое предложение. Одним словом, они и отвечают, и задают вопрос. Во время речи используют большое количество жестов, которые позволяют доступнее для других передать свою мысль.
На втором уровне речевого недоразвития возможности общения детей возрастают. Они уже способны строить элементарные фразы, состоящие из 2-3 слов. Однако имеются искажения как фонетические, так и грамматические.
Дети начинают усваивать контекстную форму речи и уже способны рассказать об известных им событиях, о семье, о друзьях, о себе. Однако преобладает ситуативный характер общения над контекстной.
В диалогической речи реплики детей носят более развернутый характер. Они способны удерживать тему разговора.
На третьем уровне речевого развития речь детей становится более развернутой, отмечаются негрубые нарушения лексико-грамматического строя и фонетических функций
Для речи детей с данным уровнем характерно использование простых предложений. Построение сложного предложения дети испытывают трудности, часто они заменяют их рядом простых предложений, из-за чего может нарушаться логика высказывания, выпадать из рассказа ключевые объекты, действия. При подсказках взрослых возможно улучшение процесса составления предложений и рассказа.
Часто дети с III уровнем ОНР неправильно употребляют неуоторые слова, заменяя их на близкие по значению либо, дополняя свое пояснение, жестами.
Отмечаются трудности в понимании и воспроизведении контекстной речи. Ситуативная речь развита хорошо, но в ней также проявляется бедность словарного запаса [3].
Уровень речевого развития детей, находящиеся на IV уровне недоразвития, приближен к норме, однако наблюдается ряд особенностей: использование простых предложений, которые могут нарушать логику высказывания, трудности при отборе языковых средств. Сложным является и планирование самостоятельной речи.
Во время самостоятельного рассказа отмечается пропуск основных событий, объектов, застревание на второстепенных деталях, большое количество повторов, нарушение логики событий [6].
Список литературы.
1) Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. Изд-во «Детство-пресс». СПб, Изд-во «Творческий центр Сфера». М., 2007. — 470 с.
2) Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
3) Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004. — 300 с.
4) Мухина, В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985.—272 с.
5) Попова, М. Формирование диалогической речи у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 4. — С. 51 —54.
6) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М., 1989. — С.468
7) Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15751 (дата обращения: 26.10.2023).
Автор(ы): Василевская Ульяна Владимировна
Приложения: