Аналитическая справка об участии педагога в формировании ППРС
Тарасова Надежда Олеговна
ЦЕЛЬ: Создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций ребенка.
Характеристика группы № (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната № В группу принимаются дети от 5 до 7 лет с диагнозом ЛИН.
Факты, полученные в результате анализа развивающей предметно-пространственной среды:
безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;
реализация образовательной программы дошкольного образования;
учет возрастных особенностей детей.
учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.
условия для инклюзивного образования.
Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе
Комфортная предметно-пространственная среда:
Развивающая предметно-пространственная среда группы №6 (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната № соответствует требованиям ФГОС и санитарно-эпидемиологическим требованиям, обеспечивает реализацию основной образовательной программы, соответствует возрастным, гендерными и индивидуальным особенностям детей.
Развивающая среда группы имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог занять удобное и комфортное место с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.
Сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование; художественный, ручной труд; театральная, игровая деятельность, экспериментирование.
Все групповое пространство доступно детям: игры, дидактический материал
соответствует возрастным и индивидуальным особенностям (в соответствии с возрастом): игрушки разного размера, соответствуют возрастным и гендерным особенностям группы;
соответствует особенностям детского восприятия: деятельностный характер восприятия (все, что есть в группе в свободном доступе для ребенка);
соответствует своеобразному пространственному восприятию (зонирование игровых и образовательных областей, в том числе зона условной изоляции, которая детям необходима время от времени).
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывающаяся особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей, представленная специально организованным пространством:
- материалами, для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др., для обогащения активного словаря, развития связной и грамматической речи, фонематического слуха;
- оборудованием, подписками на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийного сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
- электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми), информационно-коммуникативные технологиями и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Принцип построения развивающей среды в группе учитывает: стабильность и динамичность среды, энергоценность среды, тенденции «открытости – закрытости», эстетические элементы, зону для индивидуальной работы с детьми, зоны для проведения подгрупповых занятий, зоны в которых систематизирован дидактический и наглядный материал по различным направлениям речевого развития, зоны для развития мелкой моторики и психических процессов.
Безопасность:
- крупногабаритная мебель, шкафы, полки, стеллажи прочно прикреплены к стене;
соответствуют росту и возрасту, санитарно-гигиеническим требованиям
игровые зоны отделены от зоны приема пищи, зоны спокойной деятельности и зоны двигательной активности.
Цветовое решение интерьера группы:
цветовая гамма стен спокойная, пастельных тонов персикового оттенка;
в интерьер, начиная с помещения раздевалки, включены элементы оформления, создающие позитивные ассоциации, отражающие название группы.
Инициативность и самостоятельность¸ творчество ребенка:
в наличии достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребенок может самостоятельно, в соответствии со своими желаниями, не мешая друг другу, при минимальной помощи взрослых (конструкторы, кубики, мозаики, игры-пазлы, разрезные картинки и др.);
сферы самостоятельной детской активности внутри групп не пересекаются между собой.
Гибкость, трансформируемость, вариативность:
Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности в группе № дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната № служат такие формы как:
-образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры;
-взаимодействие и общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.
зоны перемещаются при необходимости, дети активно и самостоятельно организуют игровое пространство;
игрушки меняются по возрастным требованиям и с учетом интересов детей;
игрушки, с которыми дети могут играть самостоятельно, расположены в доступных для них местах (открытых, низких или выдвижных полках);
в группах учитываются гендерные особенности (для мальчиков создана зона, где предлагаются различные технологичные игры; «Гараж», машины разных размеров и видов, набор инструментов, защитные каски, схемы строительства, игры по ПДД, дорожные знаки, светофор, для девочек создана зона, в которой отражается уют, мир красоты).
Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.
Полифункциональность игрового оборудования + предметы – заместители:
в группе имеются предметы, имитирующие предметы взрослой жизни (мобильные телефоны, кассовые аппараты, медицинские приборы, бытовая техника и т.д.).
Реализация образовательной программы ДО
(отражение образовательных областей)
Социально-коммуникативное развитие:
Для работы в данной образовательной области используются следующие дидактические материалы (некоторые из них):
этнокалендарь, который отражает текущие национальные и государственные праздники, осуществляется воспитание патриотизма
используются различные настольно-печатные игры, многофункциональный уголок, который используется как кукольный театр, где рассказываются сказки с перчаточными куклами, с деревянными фигурками персонажей по сюжету сказки. Уголок легко трансформируется в витрину аптеки, журнального киоска, театральной кассы или может стать уголком уединения.
- для реализации данной образовательной области дети активно используют игровую зону; «Квартиру» с кухней, кукольной спальней, «Парикмахерскую», «Кабинет врача», «Магазин», «Стройка» с использованием разных видов конструкторов, «Гараж», конструктор «Лего» - «Дом», «Автобус», «Строительство дорог», «Порт», «Ферма» и т. д.
- Организованы уголки; психо-эмоциональной разгрузки детей, ознакомления с ПДД, с основами безопасности жизнедеятельности, включающие подборку наглядных дидактических материалов.
В группах висят предупреждающие об опасностях знаки-модели, похожие на дорожные.
Познавательное развитие:
В данной области в группах используется множество материалов для сенсорного развития детей; «Сенсорный дом», «Волшебный мешочек», «Волшебный сундучок». Различные настольные игры «Часть и целое», «Логические цепочки», «Деление на части», «Пицца», сортировщики, вкладыши, домино, лото.
Используются развивающие игры; блоки Дьенеша,палочки Кюизенера, «Точечки», «Танграм», «Стройка», будка собаки для ориентирования в пространстве, «Мышиная арифметика» из серии «Карапуз». Конструктивные игры со схемами; конструкторы деревянные, пластиковые разных размеров, «Лего».
Для развития в данной области детей предлагаются игры, способствующие этому: пазлы, кубики, мозаика, магнитная доска, мягкие конструкторы и т. д.
В данной области используется детское экспериментирование.
Речевое развитие:
Данная образовательная область успешно реализовывается через следующие материалы: книги в свободном доступе выставлены на книжной витрине в соответствие с речевой темой, есть подборка картинок предметных и сюжетных для рассказывания, тематический словарь в картинках «Моя семья», «Магазины», «Мой дом» и т. д. Фланелеграф, на котором размещается наглядный, сменный материал по текущей лексической теме в мягких съемных файлах; настольные игры «Найди маму», «Шесть картинок», «Что к чему?», «Уютный домик», «Логопедическое лото» и т. д.; серия демонстрационных картин «Наш детский сад»; наглядно-дидактическое пособие по развитию речи: картотека артикуляционной гимнастики, загадок, потешек, чистоговорок и т.д.
В данной области дети свободно могут пользоваться театрализованными играми, всеми сюжетно-ролевыми играми, представленными в группе.
Художественно-эстетическое развитие:
Для реализации развития в данной области в группах используются: кукольный театр настольный, перчаточный, пальчиковый, магнитный, фланелеграф, различные народные сказки с деревянными и бумажными фигурками персонажей, декорациями («Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»,«Три поросенка», «Буратино», «Красная шапочка»), книжная база для детей и воспитателей и многое другое.
Для музыкального развития детей используются различные музыкальные инструменты (бубны, колокольчики, трещетки, маракасы), есть музыкальная шкатулка, деревянная имитация настоящих инструментов (балалайки, гитара, гармонь). Также настольно-печатные игры, подборка аудио-, видеодисков с музыкой, сказками, мультфильмами.
Для самостоятельного художественного творчества в нашей группе детям предлагаются раскраски, различные шаблоны (животных, листьев, деревьев и т.д.), в свободном доступе бумага для рисования, карандаши, восковые мелки. Уголок художественного творчества украшают работы детей.
Также в свободном доступе для рисования находится доска школьная.
Для развития зрительного внимания и световосприятия в наличии настольно-печатные игры «Цвет», «Цветовой код», «Цветные фоны», мозаики, пазлы, кубики, разрезные картинки и т. д.
Физическое развитие:
Для успешного развития в данной образовательной области в группе обустроен: уголок физкультуры, где дети могут снять и физическое, и эмоциональное напряжение с помощью следующих материалов: мячи 3-х размеров, массажные, закаливающие дорожки, кегли, скакалки, кольцеброс с комплектом колец, корзина для метания мячей, ленточки, карточки с различными спортивными упражнениями, картотека спортивных игр, мешочки с песком для метания в цель и т. д.
Учет возрастных особенностей.
Особенность среднего дошкольного возраста – проявление разных темпов развития. В предметно-пространственной среде группы учтен данный аспект:
наличие игрушек для детей с различными потребностями и уровнем развития (от простых и элементарных до интеллектуальных, соответствующих данному возрасту).
1. Для детей возраста свойственно копирование жизнедеятельности взрослых. Они начинают копировать действия своих родителей:
для правильного понимания использования предметов из «взрослой жизни» в группе есть игрушки, имитирующие или повторяющие их. Телефоны, коляски, пылесос, тостер, строительные и медицинские инструменты и многое другое, что может приблизить через игру детей к взрослым. Сюжетно-ролевая игра приобретает новое значение.
2. Дети испытывают потребность в движении:
во избежание перевозбуждения детей и предотвращения капризов, в группе создан свой уголок, где ребенок может расслабиться и снять физическую напряженность (картотека с показанными двигательными заданиями, корзина для метания в нее разноцветных многочисленных мячей, островки для перепрыгивания через воображаемую реку и т. д).
3. Детям в условиях игры необходима изолированность игрового пространства от других детей, не участвующих в игре:
в группе есть игровые коврики и т.д.
4. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение меняется его психологическая позиция: он впервые начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Мы стараемся поддержать это его ощущение такой организацией среды, при котором ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Дети привлекаются к созданию окружающей обстановки, делятся своим мнением по поводу предстоящих действий по изменению среды. Они принимают активное участие в украшении группы, в создании различных макетов, атрибутов для сюжетных игр.
Старший дошкольный возраст – это период подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка, обучению в школе, поэтому в нашей группе есть:
Игры, развивающие внимание, память;
Различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой (печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусы;
Материалы, отражающие школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу;
Игры для развития мелкой моторики, для укрепления кисти рук, пальцев.
В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний. В наших мини-библиотеках есть материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей:
- детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.
Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале:
- в группе есть детали крупных напольных строительных наборов, ширмы, занавеси, коробки, подушки и различные предметы-заместители.
В ходе эмоционального общения на данном возрастном этапе закладываются потенциальные возможности дальнейшего развития ребенка, создается основа для формирования таких личностных характеристик, как положительное самоощущение, инициативность, любознательность, доверие и доброжелательное отношение к окружающим людям. Все большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Дети действуют с разнообразными мелкими фигурками-персонажами в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
присутствуют яркие предметы в виде игрушек, посуды, ярких элементов украшения;
домашняя обстановка (наличие мягких ковров, миниатюрных элементов мебели, имитирующих домашнюю, подвесы, соответствующие сезонности);
- визуальный психологический комфорт (элементы природного компонента в оформлении интерьера, обуславливающие взаимосвязь с окружающим миром в данное время года)
Вывод: развивающая предметно-пространственная среда группы № (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната № обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для развития детей среднего и старшего возраста в соответствии с их особенностями, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, полифункциональная, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Требования к предметно-пространственной среде в группе № (ЛИН) дошкольного отделения ГБОУ школы-интерната № ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено необходимостью индивидуализации процесса образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика данных групп требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые имеют неограниченный доступ к организационной технике, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. Все требования выполнены в соответствии с реализацией ФГОС ДО.
Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении.
У детей круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам зрительным, слуховым.
Все материалы и атрибуты в группе подобраны в соответствии с сенсорными эталонами, тактильными ощущениями и особенностями зрительного восприятия детей. Для слабовидящих детей подобраны специальные упражнения компенсаторного характера, которые раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу: «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал?» , «Мы за плечи держим друга», «У меня- у соседа». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть. Создана картотека адаптированных дидактических игр на развитие слуховой и пространственной ориентировки, cлухового внимания, укрепление мышц глаз, исключены глянцевые и бликующие поверхности пособий, учитываются размер и цвета атрибутов в группах детей с ослабленным и слабым зрением.
Для ориентировки в пространстве используются ориентиры:
Для развивающей игровой деятельности используются:
Занятия и игровая деятельность группе проводятся как в групповом помещении, так и в спортивном и в музыкальном залах. При необходимости есть возможность проведения индивидуальных занятий.
Условия для инклюзивного образования.
Направление нашей работы по инклюзивной деятельности состоит в том, что мы активно взаимодействуем со здоровыми детьми, а это является необходимым и важным для получения социальной адаптации в обществе детям с ОВЗ .
В нашем ГБОУ работает инклюзивная студия «ЛЕТИ». Она создана, как творческое объединение детей общеобразовательных учреждений Пушкинского района и детей с интеллектуальными нарушениями ( умственной отсталостью) и ТМНР (тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка).
Наши воспитанники участвуют в организации и проведении городских общественных акций («Ангелы надежды», «Сделаем мир добрее»), посвященных формированию единого пространства социальной инклюзии.
Дети с ОВЗ совместно с другими учащимися выступают на концертах, участвуют в мастер-классах, посещают различные экскурсии и мероприятия.
ВЫВОД: В результате проведенного анализа можно сделать вывод: предметно-пространственная среда группового помещения содержательно насышена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна, создана с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, дает возможность инклюзивного взаимодействия, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, то есть соответствует требованиям ФГОС ДО.
Автор(ы): Тарасова Надежда Олеговна
Приложения: