Сущность понятий «внимание», «память»
в психолого-педагогической литературе

Коваленко Ксения Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 15
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Особенность протекания психических процессов заключается в их избирательном, направленном характере. Именно такие характеристики психической деятельности, как избирательность и направленность, связывают с феноменом психики, именуемым - внимание. Само понятие «внимание» имеет множество определений и трактовок, обратимся к самым известным авторам, чтобы разобраться в его сущности.

Определение, которое дает нам русский психолог Николай Ланге звучит следующим образом «внимание есть именно не что иное, как относительное господство данного представления в данный момент времени: субъективно же, т.е. для самого сознающего субъекта, это значит быть внимательным, быть сосредоточенным на этом впечатлении» [7, с.103]. Исходя из его теории мы узнаем, что определив характер господствующего впечатления, можно выделить формы внимания: чувственное и интеллектуальное, далее непосредственное и посредственное.

Наиболее краткое определение дает его соотечественник П.Я.Гальперин, характеризуя внимание как «деятельность контроля» или же «психологическое действие, направленное на содержание того, что возникает в сознании человека в данный момент времени» [6, с.76].

«Внимание есть умственное состояние, исключительное или преобладающее, сопровождаемое непроизвольным или искусственным приспособлением индивидуума» [7, с.67] такое определение дает Рибо ТеоДюль Арман, французский психолог и философ, чей вклад в историю развития внимания можно назвать значительным [9].

Вниманием, по мнению доктора психологических наук, М.И.Еникеева, называется «централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, проявляющаяся в его направленности и сосредоточенности на актуально значимых объектах» [3, с.27], иными словами мы можем сказать, что внимание есть ни что иное, как оптимальная организация сознания.

За основное нам хотелось бы взять определение, представленное в учебном пособии авторов Сергея Самыгина и Людмилы Столяренко: «внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость» [10, с.35].  Авторы утверждают, что сущность внимания заключается в его двух важнейших функциях: первостепенным, несомненно, является  отбор значимых, релевантных, т.е. отвечающих потребностям или запросам совершаемой деятельности воздействий, а так же устранение (игнорирование) других – несущественных, побочных, сопутствующих воздействий. Второй, наряду с функцией отбора, мы можем выделить функцию удержания (сохранения) данной деятельности (удерживание в сознании необходимых образов характерного предметного содержания) до того момента, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность и не будет достигнута цель. Еще одной немаловажной функций внимания становится регуляция и контроль протекания деятельности, благодаря которой объект на протяжении длительного времени концентрируется на поставленной перед ним задаче.

Говоря о свойствах внимания, авторы выделяют шесть позиций:

· Объем, измеряемый количеством объектов, воспринимающихся человеком единовременно. Чем большее количество предметов или их элементов воспринимаются одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объекты, которые можно объединить по смыслу, будут восприниматься в количестве гораздо большем, чем те, которые трудно объединить. У взрослого человека объем внимания равен четырем – семи объектам. Для ребенка младшего школьного возраста количество объектов приравнивается к трем - шести, дети данной возрастной категории способны замечать предметы, которые раньше, в дошкольном возрасте, не являлись внешне привлекательными, а так же обращают внимание на то, чего могли не замечать ранее.

· Концентрация является показателем степени сосредоточения сознания на каком-либо выделяемом объекте. Высокая степень интенсивности сосредоточенного внимания позволяет сделать его необходимым условием эффективности выполняемых человеком видов деятельности.

· Такое свойство, как распределяемость проявляется в способности выполнять одновременно больше одного действия или же вести наблюдение сразу за несколькими процессами, объектами. Это свойство имеет довольно большое значение для множества профессий, а так же для безопасности человека. Стоит отметить, что физиологическая составляющая данного свойства внимания работает таким образом, что человек, улучшая выполнение каких-либо действий, затем легче будет выполнять их одновременно с другими действиями. Этот механизм распределения внимания основан на том, что обыденные действия, которые не вызывают отягощений из-за уже выработанных устойчивых систем временных связей в мозге, способны управляться участками коры мозга, которые находятся вне очага оптимального возбуждения.

· Устойчивость – свойство внимания, проявляющееся в способности поддерживать нужную степень сосредоточенности на протяжении того отрезка времени, который необходим для выполнения какой-либо деятельности. Также от устойчивости на прямую зависит сопротивляемость помехам, обстоятельствам, которые способны отвлечь. Абсолютная устойчивость внимания невозможна, поэтому нашему вниманию присущи периодические колебания. Устойчивость является непостоянной, временной характеристикой внимания, чем однообразнее будут выполняемые действия, тем ниже будет устойчивость, во избежание этого можно разнообразить впечатления от выполняемого действия или же видоизменять сами действия. Если мы попытаемся дать этому свойству четкое определение, то звучать оно будет следующим образом: устойчивость внимания - это временной промежуток, в который человек способен концентрироваться на одном и том же предмете или деятельности. На данное свойство способны оказывать влияние следующие факторы: увеличение сложности воспринимаемого объекта или выполняемого действия; активность самой личности; эмоциональное состояние человека в данный момент; отношение к той деятельности, которую предстоит выполнить; темп, который необходимо поддерживать. Немаловажную роль так же будет играть заинтересованность.

· Колебание или же отвлекаемость, название говорит само за себя, это свойство проявляется в периодических колебаниях внимания (ослабление концентрации) к определенному объекту или действию. Такие смены интенсивности наблюдаются даже при большом сосредоточении, что можно объяснить сменой возбуждения и торможения, непрерывно происходящими в коре головного мозга.

· Последнее из свойств – переключаемость, сущность которого заключается в переносе внимания с объекта на объект или деятельность. Люди с подвижной нервной системой способны быстро переключаться с объекта на объект, людям, которым тяжело переключиться, напротив, имеют  инертный тип нервной системы.

Внимание способно проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разными способами восприятия или же разной модальности, такое внимание на данный момент является более изученным. Фактически все данные, характеризующие внимание, получены при исследовании этого вида внимания. Исходя из этого, можно выделить: зрительное и слуховое сенсорное внимание. Объектами интеллектуального внимания являются воспоминания и мысли. [2, с.59].

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное: некоторые исследования трактуют этот вид внимания как «пассивное», другие называют его «эмоциональным», обе эти трактовки раскрывают особенности непроизвольного вида внимания. Оно пассивно, поскольку зависит от привлекающего его объекта, в этом случае усилия к сосредоточению со стороны человека можно прировнять к нулю. Эмоциональным же оно может считаться по причине того, что объект, к которому внимание невольно «прикрепилось» имеет связь с эмоциями, интересами или же потребностями человека в данный момент [1, с.52]. Значение для возникновения непроизвольного внимания будут иметь интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, который вызвал шок, очарование, радость обязательно направит его внимание на себя на какое-то время.

Произвольное внимание характеризуется как активное или волевое. Данные прилагательные очень точно подчеркивают активность позиции личности, сознательно регулирующей свое сосредоточение на чем-либо. Данный вид внимания, как можно было понять из сказанного выше, связан с волей, поскольку человек прилагает именно волевое усилие, поддерживая внимание во время процесса деятельности. Происхождение данного вида внимания связано с трудом. Поскольку именно в этот момент человек начинает сосредотачиваться на том, что он должен, а не на том, что интересно и ярко для восприятия. Выполнение какой-либо поставленной цели сопровождается возникновением произвольного внимания. Произвольное внимание способно стать постпроизвольным, при условии возникновения  интереса к выполняемой деятельности. Тогда и сохранение устойчивого внимания уже не будет требовать постоянных волевых усилий.

Поскольку среди ученых до сих пор не утихают споры относительно самостоятельности внимания, как психического процесса, стоит сказать, что в данной исследовательской работе мы будем придерживаться утверждения, что внимание является самостоятельным психическим процессом, направленным на удержание и восприятие объектов в сознании.
Напрашивается вывод, что внимание, сопутствуя другим познавательным психическим процессам, способно совершенствовать их, при этом, существовать обособленно от них оно не может.

Важнейший познавательный процесс, связывающий прошлое, настоящее и будущее субъекта, разумеется, его память. Без неё, по словам Сергея Леонидовича Рубинштейна человек являлся бы «существом мгновения», находясь как бы в положении новорожденного, который каждый раз заново открывал бы мир, не запоминая прошлых открытий. По мнению И.М. Сеченова память взрослого человека можно сравнить с библиотекой, которую хорошо составили, расставив все имеющееся по смыслу, чего нельзя сказать о памяти ребенка, представляющей собой склад, найти необходимую книгу, в котором представляется почти невозможным. Разумеется, нельзя говорить о том, что вся информация, полученная когда-либо на жизненном пути человека, навсегда хранится в его памяти и остаётся доступна в любой момент времени. Память человека работает исключительно по своим собственным законам, избирательно «сортируя» информацию на значительную для жизни её обладателя, избавляясь при этом от «лишней». Такая работа проводится с целью профилактики перегруженности нервных сетей, чтобы не утерять способность отделять главное от второстепенного, следствием чего может быть полная парализованность деятельности человеческого мозга. Именно это позволяет высказаться относительно того, что память позволяет не только запоминать, но еще и забывать.

Определение памяти в учебнике для вузов автора М.И.Еникеева выглядит следующим образом: «Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания.» [3, с.114].

Существует не один подход к классификации видов памяти, рассмотрим некоторые из них.

1. По характеру психической активности выделяют следующие виды: образный, словесно-логический, двигательный и эмоциональный. Рогов Е.И. дает следующую характеристику  каждому виду:

Образная память – опирается на представления, являет собой запоминание, сохранение, а так же воспроизведение образов явлений или предметов, воспринимаемых ранее. Образная память подразделяется еще на пять видов, каждый из которых в свою очередь закреплен за анализатором, принимающим на себя главную роль в восприятии (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание).

Словесно-логическая память – проявляется в запечатлении и повторении (воспроизведении) собственных мыслей. Такое название появилось вследствие того, что мысль не способна существовать без языка, в этом и заключается особенность данного вида памяти. От её уровня развития зависит функционирование остальных, ведь опираясь на остальные виды памяти, она становится ведущей.

Двигательная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведений исключительно движений. Благодаря такому виду памяти человеку не приходятся учиться каждый раз необходимым для выполнения различных движений действиям.

Эмоциональная память, содержанием которой будут являться эмоциональные состоянии, некогда уже пережитые человеком, способна с помощью них же давать «сигналы» побуждающие или же наоборот предостерегающие от каких-либо действий.

2. Исходя из характера целей деятельности можно выделить непроизвольную и произвольную память [11]. Непроизвольным будет являться тот вид, при котором процессы запоминания и воспроизведения будут осуществляться автоматически, не контролируясь сознанием человека, без намеренных волевых усилий. Произвольную же память мы можем охарактеризовать, как намеренное сосредоточение и приложение максимума волевых усилий для запоминания, предварительно поставив перед собой цель запомнить необходимое.

Исследования Зинченко [4,5] по данному вопросу убедительно доказывают нам то, что установка на запоминание, делая запоминание прямой целью действия субъекта, не является сама по себе показательной для эффективности запоминания; непроизвольное запоминание иной раз может оказаться эффективнее произвольного

3. Если же брать за основу длительность времени хранения информации, то память бывает четырех видов: мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная. Рассмотрим характеристику, представленную Р.С.Немовым [8].

Мгновенная память целиком отражает информацию, переданную органами чувств т.е. является прямым отражением. Кратковременная же сохраняет чуть более продолжительный след, примерно 20 секунд, при этом происходят утеря воспринятого человеком. Работая без цели на запоминание, в кратковременную память из разряда мгновенной приходят данные, которые каким-либо образом связаны с действующими интересами человека. Оперативная память человека способна на сохранение информации до тех пор, пока имеется поставленная цель, с её утратой надобность в сохранении  информации прекращает существовать. Долговременная память не имеет ограничений в сроках использования, возобновление её возможно при повторении. При этом, сохранение и постоянное воспроизведение знаний способствует укреплению их в долговременной памяти.

При рассмотрении видов памяти, мы невольно коснулись их процессов, а именно: запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания [5]. Рассмотрим подробнее их функции.

Процесс работы памяти, несомненно, начинается с фиксации представлений и чувств, появляющихся в процессе восприятия. Этот процесс именуется запоминанием, оно бывает произвольным и непроизвольным. Далее идет воспроизведение – процесс актуализации приобретенной информации, состоящий из нескольких уровней:

· Узнавание, если происходит вторичное восприятие

· Воспоминание, при условии отсутствия объекта

· Припоминание, являющее собой более динамичное воспроизведение, зависящее от  поставленной задачи

· Реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно забытой информации

Последующее воспроизведение будет зависеть от восприятия субъектом окружающей информации.

Сохранение можно объяснить как удержание полученной информации на какой-либо промежуток времени. Различия двух видов (активного и пассивного) сохранения заключаются в подвержении внутренним преобразованиям и повторениям, второе (пассивное) не сопровождается последующими повторениями, именно поэтому утрачивает возможности последующего воспроизведения.

Забывание же представляет собой потерю, удаление информации из памяти. Но, стоит отметить, что неспособность вспомнить, не означает абсолютную утерю. Забывая форму конкретной информации, человек изменяет её форму и самое важное включает в свой субъективный опыт.

Несмотря на отсутствие единого мнения в определении памяти, все ученые сходятся в том, что память во многом определяет организацию познавательной деятельности человека. Современная наука продолжает изучать память, вынося новые теории и проводя новые исследования. Подводя вывод, можно заявить, что память – это один из самых важных процессов, определяющих способность человека к обучению, поэтому ее необходимо постоянно совершенствовать.

Литература

1. Гальперин, П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974

2. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. - М.: Педагогика, 1995.-192с.

3. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. М. И. Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА • М, 1999. – 624 с.

4. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание // Советская педагогика. 1945. 261 с.

5. Зинченко, П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научные записки Харьковского государственного педагогического института иностранных языков, 1939. 98 с.

6.  Крысько, В. Г. Психология в схемах и комментариях: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Крысько. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 394 с.

7. Леонтьев, А.Н. Хрестоматия по вниманию. Под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова. Издательство московского университета 1976. 289 стр

8. Немов, Р. С. Психология. – 4 – е изд. Кн. 1 / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2003. 126 с.

9. Рибо, Т. Хрестоматия по вниманию / Т. Рибо. - М.: Академия, 2005. - 208 с.

10. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. —— М.: юнити-дана, 2001. — 423 с.

11. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. - 8-е изд., Учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. 253 с.


Автор(ы): Коваленко Ксения Александровна
Приложения: