Психологические особенности детей дошкольного возраста
Степанова Кристина Игоревна
Психология детей дошкольного возраста обладает своими особенностями.
Ближе к 4 годам у детей появляются новые виды умственной деятельности, они проявляют желание рассказывать и слушать, начинают интересоваться не только самим предметом, но и его конструкцией, и способами его применения, а это в свою очередь приводит к возникновению в речи ребёнка вопроса «почему?» (этот вопрос задаётся так часто, что детей в этот период называют «почемучками») — взрослый, отвечающий на вопросы, становится для него авторитетом. Речь развивается постепенно и так же постепенно начинает сопровождать какую-либо деятельность ребёнка (рисование, игру, счёт, наблюдение и т. д.). Отличительной особенностью речевого развития можно назвать желание детей придумывать собственные слова, беря за основу уже знакомые.
К 5–6 годам ребёнок может связно излагать свои мысли, правильно выстраивать фразы, он обращает внимание на свои слова и то, в какой ситуации они сказаны, в этом возрасте уже достаточно сформирована внутренняя речь, которая позволяет ребёнку планировать будущее высказывание. Л. Н. Леонтьев писал, что в дошкольные годы у ребёнка «завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образовывают новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности», он говорил, что поэтому период дошкольного детства важен, ведь в нём «складываются психические механизмы личности»». В этот период ребёнок начинает активно познавать окружающий мир, делать открытия, знакомиться с предметами в доме, в детском саду и на улице. Ребёнок рассматривает, прислушивается, трогает, пробует, изучает свойства, возможности и пределы предметов. Так как в этот период начинает активно работать и развиваться мыслительная деятельность, то ребёнок переосмысливает многие, уже ранее знакомые ему предметы, проводит их анализ доступными ему способами — актуальными для этого периода в воспитании будут дидактические игры, танцы, лепка из глины или пластилина и рисование.
К школе у детей сформировываются определённые критерии оценки, руководствуясь которыми они выражают своё отношению к миру, а их отношения с окружающими постепенно приобретают нравственный характер, углубляются чувства товарищества и дружбы.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие познавательных процессов, например, сенсорного развития, которое приобретает ряд особенностей: усваиваются сенсорные эталоны, растёт целенаправленность, планомерность, управляемость и осознанность восприятия. Мышление меняется, каждый новый этап развития происходит благодаря предыдущему, ребёнок овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Само мышление проходит путь от наглядно-действенного к наглядно-образному и дальше к словесно-логическому, становится внеситуативным. Действенная форма мышления имеет для детей важную роль, так как на этом этапе происходит интериоризация мышления и вместе с тем происходит перестройка практических действий; при образном мышлении у детей преобладает до аналитическая ступень мышления — ребёнок мыслит схемами, определёнными образами, которые сохранились у него на основании восприятия.
Осваиваемая речь развивает рассуждение, которое становится способом решения мыслительных задач, появляется проблемность мышления (развивается любознательность и появляются вопросы). Ребёнок открывает для себя более сложные связи и отношения, учится рассуждать, занимается экспериментированием (оно помогает понять связи и отношения, применить собственные знания и силы), развивается самостоятельность и упорность.
Восприятие становится более сложным, например, узнавание части предмета вызывает его целостный образ и сопоставление с названием этого предмета, ребёнку больше нет необходимости прикасаться к нему воспринимающим органом. При восприятии картинок для дошкольников большую роль играет задаваемый к ним вопрос, иначе процесс анализирования может затрудниться, а при восприятии пространства дети уже способны ориентироваться, полагаясь на зрительное восприятие, но могут иметь трудности в различии левой и правой стороны.
Развитие мышления имеет тесную связь с речью, которая в свою очередь, проходит путь от ситуативной, связанной с конкретным событием к универсальному средству коммуникации и связи. Речь приобретает выразительность и новые формы, ребёнок изучает законы языка «взаимодействуя» со словами, учится связному и логичному изложению мыслей, рассуждениям — так речь становится средством познания и мышления. Появляются выраженные функции речи: планирующая функция для решения практических и интеллектуальных задач; звуковая функция, отвечающая за слова как объекты познания и освоения письменной речи. Речь становится для ребёнка специфическим видом деятельности, которая имеет различные формы (слушание, беседу, рассуждение, рассказы), а в конце фонематического развития ребёнок правильно различает и произносит звуки. В 5–6 лет ребёнок хорошо понимает сказки и небольшие рассказы, может отвечать на задаваемые вопросы во время повествования или после окончания услышанной истории, может сам придумать небольшую историю или альтернативный финал/прямое продолжение к уже знакомой сказке.
Также во время всего периода дошкольного возраста развивается память. А. А. Люблинская описала, какие переходы происходят во время развития памяти, например, единичные представления от восприятия конкретного предмета заменяются на оперирование обобщёнными образами; появляется логическое осмысление и чётко дифференцированный и динамический образы, которые отражают многообразие связей. У младших дошкольников образ создаётся на основе практических действий и только потом в речи, когда как у старших образ возникает на основе мыслительного анализа и синтеза. Можно выделить особенности развития памяти в дошкольном возрасте: у детей преимущественно непроизвольная образная память, но при объединении с речью и мышлением начинает приобретать интеллектуальный характер; словесно-смысловой памятью обеспечивается опосредованное познание и расширяется сфера познавательной деятельности; складываются элементы произвольной памяти и формируются предпосылки, превращающие процесс запоминания в специфическую умственную деятельность, которая в свою очередь обеспечивает овладение логическими приёмами запоминания; с возрастом и накоплением опыта (поведения и общения с взрослыми и сверстниками) память включается в развитие личности. В дошкольный период возникают личностные механизмы поведения и активно формируется мотивационная сфера личности, а так же складываются первичные соподчинения мотивов, происходит развитие воле и произвольности. Важное место среди мотивов занимает познавательный мотив, который типичен для старших дошкольников, так как в возрасте 5–6 лет умственная активность начинает обретать самостоятельный характер, что позволяет детям «наживать» опыт. Так, интеллектуальная активность предоставляет детям возможность без посторонней помощи решать новые задачи, устанавливать причинно-следственные связи и скрытые свойства и отношения предметов.
Дети уже с 3 лет начинают проявлять самостоятельность, а с возрастом понимают, что их возможности возросли, задачи и цели, которые они перед собой ставят, также возрастают, как и усилия, прикладываемые к их исполнению, появляется тяга к экспериментированию. К 5–6 годам у детей достаточно высокая воля и выдержка, ребёнок уже способен предугадывать определённые события, которые могут появиться на пути к желанной цели и в меру индивидуальных особенностей, спокойно их переносить, в то время как у ребёнка 3–4 лет это может отнять больше сил и времени справиться со своими сиюминутными желаниями, что и является тренировкой силы воли. Внимание у детей имеет непроизвольный характер, а повышенная устойчивость внимания наблюдается при исследованиях, которые включают в себя рассматривание детьми картинок, их описывание и слушание рассказов.
К 6–7 годам внимание приобретает произвольность — дети могут управлять вниманием, удерживать и направлять его, используя приёмы, которые он перенял от взрослых. Ведущая деятельность у детей дошкольного возраста — это игра. Игра (особенно игра ролевая) — это особая форма деятельности для детей, она помогает им реконструировать и перенять общественный опыт. Одной из первых ролевых игр в «арсенале» ребёнка обычно «игра в семью» или «дочки-матери» — взрослый показывает ребенку, как нужно «играть», то есть выполнять те или иные действия с определёнными предметами, сначала он просто повторяет показанное взрослым, но в последующем ребёнок сам добавляет новые элементы в игру, руководствуясь полученным из жизни опытом и фантазиями на его основе. В дальнейшем в играх появляется различные профессии, с которыми знакомится ребёнок, в играх он примеряет на себя эти профессии и создаёт разные комбинации. С помощью сюжетно-ролевой игры дети осознают нормы общественного поведения, социальные роли и развивается моральное поведение каждого включённого в игру ребёнка, в дополнение учатся взаимодействовать в коллективе, выбирать способы донесения информации до соигроков и выстраивания собственной линии поведения. С возрастом взаимоотношения в играх между детьми усложняются, если детям 4-х лет интересно проводить манипуляции с предметами характерными определённой профессии, подражая действиям взрослого, то для детей старшего возраста, например, шестилетних детей главным образом интересна общественная функция (играя в «больницу», ребёнок интересуется состоянием «пациента», его «жалобами», старается проявить заботу, тем самым исполнив общественную роль доктора).
Автор(ы): Степанова Кристина Игоревна
Приложения: