Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе
Правила поведения на дороге
Максимова Наталья Вячеславовна
Цель:
Формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения.
Задачи:
Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице;
Закрепить знания детей о сигналах светофора;
Закрепить умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков;
Совершенствовать навыки поведения на дороге через изучение знаков
Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В два ряда дома стоят,
10, 20, 100 подряд.
Квадратными глазами
Друг на друга глядят. (улица)
- Ребята, дома такие большие и их много, улица длинная и широкая. А мы такие маленькие по сравнению с домами. Поэтому мы с вами должны знать, как вести себя на улице, чтобы с нами не случилась беда. Как вы думаете, для чего предназначена улица? На какие части она делится? Как называют людей, идущих по улице? Как пешеход должен идти по улице? Где люди могут переходить проезжую часть? Для чего нужны «зебра» и «островок безопасности»?
- Ребята, посмотрите на этот незаконченный рисунок-схему с изображением улицы. На тротуаре стоят дети и не знают, где им перейти улицу. Давайте поможем им и дорисуем то, что необходимо. (Дети дорисовывают переход, светофор, указатель.)
Мы сегодня с вами поговорим о правилах. А вот, о каких правилах идёт речь, вы узнаете из стихотворения:
По городу, по улице не ходят просто так
Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд.
Свои имеют правила
Шофёр и пешеход.
Скажите, о каких правилах идёт речь в стихотворении?
Дети: Правила, дорожного движения.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения на дороге, правила поведения в общественном транспорте, сигналы светофора, дорожные знаки.
Очень важная наука –
Правила движения.
И должны их соблюдать
Все без исключения.
Что такое дорога? У этого слова немало значений! Это и полоса земли, предназначенная для передвижения, и путь сообщения, и место, по которому можно пройти или проехать, это и путешествие, и направление действия. Например, нередко мы слышим, как про кого-то говорят: «он выбрал нелегкую дорогу военного» или «их дороги разошлись».
• Послушайте стихотворение.
Я сегодня пешеход
Я сегодня — пешеход.
У меня неспешный ход.
Нет колес и нет руля,
Под ногой моей земля.
Никого я не толкаю,
Никого не обгоняю,
В детский садик я иду,
Брата за руку веду.
Говорю ему: «Борис!
Правой стороны держись!
Двигайся спокойно, чинно,
Путь у нас совсем не длинный!
Скажут: кроха-пешеход
В садик правильно идет!»
Дорога состоит из нескольких элементов.
Во-первых, это проезжая часть, предназначенная для движения транспортных средств. Во-вторых, тротуар, элемент дороги, предназначенный для передвижения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее, как правило, бордюром. В-третьих, обочина — часть дороги, расположенная по обе стороны проезжей части на одном с ней уровне. Для чего служит обочина? (Ответы детей)
- Верно! На обочине останавливаются автомобили, по ней могут двигаться и пешеходы.
В-четвертых, разделительная полоса — конструктивно выделенный элемент дороги, не предназначенный для движения или остановки транспорта и пешеходов. Иногда в разговорной речи мы употребляем слово «улица». Если заглянуть в словарь, то мы прочтем, что улица — это «пространство вне жилых помещений, под открытым небом» (словарь С.И. Ожегова).
По дороге мчатся автомобили, автобусы, трамваи, троллейбусы, все вместе они называются транспортом. По краю улицы проложены специальные пешеходные дорожки — тротуары. Они отделяются от проезжей части улицы невысоким бордюром. По тротуару идут пешеходы: женщины везут коляски, мамы ведут детей, неспешно передвигаются пожилые люди и все остальные граждане.
«Отгадай загадку»
Два колесика подряд,
Их ногами вертят.
А поверх торчком
Сам хозяин крючком. (Велосипед.)
* * *
Была телега у меня,
Да только не было коня.
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала
Телега без коня. (Грузовик.)
* * *
Что за чудо — синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
А питается бензином. (Автобус.)
Воспитатель: Догадайтесь, о каких видах транспорта идёт речь в загадках?
Дети:О наземном виде транспорта.
Воспитатель: Верно. Когда мы едем в автобусе, трамвае, мы – кто?. (Пассажиры)
- Когда мы идем по улице, мы –кто?. (Пешеходы) .
Молодцы! Итак, представьте, вы пассажиры! Какие правила пользования общественного транспорта вы знаете?. (Ответы детей)
Запомните правила поведения в транспорте.
1. Уступайте в транспорте место старшим.
2. Не разговаривайте и не смейтесь слишком громко.
3. В общественном транспорте нельзя грызть семечки, есть булки, чипсы или мороженое, пить сок.
4. Стоя в проходе, нужно держаться за поручни.
5. Входя или выходя из автобуса, трамвая, троллейбуса, пропускайте вперед пожилых людей.
А сейчас расскажите обязательное правило дорожной безопасности: как нужно обходить стоящий на остановке автобус, троллейбус и трамвай
Дети: Стоящий на дороге или остановке автобус и троллейбус нужно обходить сзади, а трамвай – спереди.
Воспитатель: Верно, ребята!
Ну, а если правила нарушишь
Травмы разные получишь,
И вдруг случится беда,
Что надо делать нам тогда?
Дети: Звонить в «03», скорую помощь.
Воспитатель: Напомните, что же это за машина скорая помощь?
Дети: Это специальный транспорт.
Воспитатель: Дети, а какой вы ещё знаете специальный транспорт (пожарная машина, милицейская машина).
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо усвоили виды транспорта.
Воспитатель: Я загадываю вам загадку, а вы ее отгадайте:
У чудовища три глаза,
И горят они огнями разными,
Но не сразу.
Загорелся у чудища зеленый глаз,
Можно улицу переходить сейчас.
Желтый глаз у чудища горит,
Он двигаться не велит.
Ну, а если красный глаз горит:
«Стой!» — он всем нам говорит.(Светофор)
— Правильно, это светофор. А для чего нужен светофор? (Ответы детей)
Игра: «Светофор»
— Давайте поиграем со светофором. Все встаньте и начните движение — можно прыгать, ходить, но при этом надо наблюдать за светофором и выполнять те команды, которые он будет давать своими огоньками. (Игра проводится минуты 2-3)
— Садитесь на свои места. Давайте рассмотрим на рисунках, какие могут встретиться светофоры на улицах городов.
Воспитатель:Вы очень хорошо знаете Правила дорожного движения. А знаете ли вы дорожные знаки?
Воспитатель: Скажите какой формы бывают знаки? Какого цвета? Правильно, существуют три основных вида знаков и их можно сравнить с сигналами светофора.
- Посмотрите, красный сигнал светофора что обозначает? Верно, красный сигнал запрещает движение. И существуют запрещающие знаки. Это знаки круглой формы с красной окантовкой по краю (модель запрещающих знаков напротив красного круга).
- Что обозначает жёлтый сигнал светофора? Да, жёлтый сигнал предупреждает о смене сигнала светофора и существуют знаки, которые также предупреждают человека о чём –либо. Это предупреждающие знаки. Они имеют треугольную форму и красную окантовку.
- А зелёному, разрешающему сигналу светофора соответствуют информационно –указательные знаки. Это знаки синего цвета квадратной или прямоугольной формы.
Дети, на самом деле дорожных знаков очень много и запомнить их трудно, но некоторые знаки должны знать даже дети –это знаки для пешеходов. Посмотрите внимательно на этот знак «движение пешеходов запрещено», к какому виду он относится? (запрещающие)
Знаки «Дети», «Пешеходный переход», к какому виду относятся эти знаки? (предупреждающие)
Воспитатель: Давайте вместе ещё раз повторим основные Правила дорожного движения и сыграем в игру: "Запрещается –разрешается".
(Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают "Разрешается" или "Запрещается") .
Ну, что, ребята вы успешно справились со всеми заданиями. Вы, сегодня показали прекрасные знания законов улиц и дорог! Будьте внимательны на дорогах и улицах города.
Автор(ы): Максимова Наталья Вячеславовна
Приложения: