Воспитательный потенциал проектной деятельности в начальной школе
Бараусова Светлана Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 609
Красногвардейского района Санкт-Петербурга,
e-mail:
Аннотация. В статье рассматривается актуальность метода проектов в воспитании, значительный воспитательный потенциал проектной деятельности в начальной школе. Приведены примеры проектов по различным направлениям.
Ключевые слова: проектная деятельность, воспитательный потенциал, начальная школа, ФГОС.
В современном мире стремительно растут темпы внедрения технических разработок. Меняется роль образования и воспитания в обществе. Ученик сегодня готовится жить в быстро меняющемся мире. Следовательно, главное, что он должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно решать проблемы. Не просто решать интеллектуальные задачи, но иметь опыт решения практических задач, требующих от действующего обладания данными интеллектуальными способностями, - вот тот результат, на который может ориентироваться образование. В наибольшей мере такие ситуации в образовании и воспитании появляются в проектной деятельности [3, с.21-22].
Начальная школа является составной частью всей воспитательной системы школы, системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал развития личности ребенка, создать условия для личностного развития. Метод проектов в Федеральном государственном образовательном стандарте признаётся одним из самых эффективных на всех ступенях образования.
Актуальность метода проектов в воспитании очевидна. Это связано с тем, что проектная деятельность способствует развитию у детей самостоятельности, мышления, творческих возможностей, навыков самоорганизации, созидания и сотрудничества. Данные качества личности очень важны для успешной социализации ребенка в современном мире.
Под учебным проектом, по определению Сергея Георгиевича Воровщикова, подразумевается «...специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс учебно - познавательных действий по решению социально актуальной и личностно значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием полезного продукта».
Проекты в начальной школе классифицируют по доминирующей деятельности:
· исследовательские;
· творческие;
· игровые;
· информационные;
· практико-ориентированные [2, с.17].
Проектная деятельность приводит к преобразованию типов коммуникаций в системах учитель – ученик и ученик – ученик (группа). Педагог объективно теряет позицию центра учебной ситуации и единственного источника информации. Но педагог становится соучастником проектной группы – консультантом и подчас – генератором идей. Появляется возможность наладить новые, партнерские отношения с учениками и приобрести подлинный авторитет [3, с.138].
В процессе работы над проектом реализуется значительный воспитательный потенциал, развиваются такие личностные качества школьников:
· инициативность;
· самодисциплина;
· ответственность за выполняемую работу;
· формирование умений самостоятельно конструировать свои знания;
· ориентировка в современной информационной системе;
· развитие познавательных навыков;
· развитие критического и творческого мышления.
Основная цель проектной деятельности - реализация детьми своих способностей и потенциала личности.
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс любого образовательного учреждения значительно повышает активность и инициативность детей, уровень их организаторских и коммуникативных способностей, формирование активной гражданской позиции [1].
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному [3, с.67].
В начальной школе проектная деятельность не изменяет сложившейся классно-урочной системы, а только делает границы класса и урока более проницаемыми. Сделанные детьми творческие работы «открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, причем не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать свое время. Да и отношения с педагогами меняются, ведь в проектной деятельности педагог становится организатором и помощником, а это новые для образовательной ситуации начальной школы позиции.
Для организации проектной деятельности в начальной школе в целом достаточно ресурса одного учителя, поскольку проекты большей частью носят предметный характер. Как правило, проектная работа младших школьников разворачивается в рамках целей, поставленных педагогом. Учитель предлагает, а дети с энтузиазмом выполняют. В структуре проекта, таким образом, главным для них является реализация. И именно реализация, ее качество, полнота, креативность становятся предметом оценивания [3, с.167].
С целью воспитания организуются проекты социальной и общественной направленности, совместной деятельности педагогов и детей, родителей и детей.
Примерами проектов по различным направлениям могут быть следующие:
· проект «Каждой пичужке – своя кормушка».
Цель проекта: углубить свои знания о зимующих птицах, помочь им в зимний период. Основное направление – экологическое. Изготовление кормушек. В течение зимнего периода подкормка птиц.
· проект «Красная книга животных».
Цель проекта: познакомиться и углубить свои знания о некоторых животных, находящихся в Красной книге. Основное направление – экологическое. Создание своими руками Красной книги.
· проект «Здоровым быть – здорово!»
Цель проекта: расширить и углубить свои знания о здоровье и здоровом образе жизни. Основное направление – физическое и оздоровительное, формирование культуры здорового образа жизни. Создание своими руками плаката «Здоровым быть – здорово!»
· проект «Символы России».
Цель проекта: познакомить и углубить свои знания о символах России. Основное направление - гражданско-патриотическое воспитание. Создание декоративной тарелки.
· проект «Город букв».
Цель проекта: закрепить и углубить свои знания о буквах русского алфавита. Основное направление – познавательное. Создание своими руками книги «Город букв».
Проектная деятельность целиком ориентирована на получение заранее очерченного продукта. Она по своей сути практична, мотивированна, т. е. служит удовлетворению некоторой потребности [3, с.190].
В заключение хочется отметить, что любой проект как в урочной, так и во внеурочной деятельности можно рассматривать как основу для воспитания в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического и формирования культуры здорового образа жизни, трудового, экологического, ценности научного познания).
Список литературы
1. Бодня Т. В. Воспитательный потенциал проектно-исследовательской деятельности школьников / Интерактивное образование. – 2021. –выпуск №94
2. Иванова Н. В., Марунина Г. Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе.- Изд-во «АРКТИ», 2013.
3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Автор(ы): Бараусова Светлана Олеговна
Приложения: