Русский национальный костюм как средство воспитания
любви к Родине

Фридлянд Марина Григорьевна,
Воспитатель ГБДОУ № 82
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» 
М. Ломоносов.

Одна из актуальнейших проблем, воспитание у детей любви к Родине, имеет особую значимость на всем протяжении существования государственности. Воспитанию патриотизма придают все большее значение, но это процесс сложный и длительный. Однако, он чрезвычайно важен в становлении личности ребенка, т.к. включает в себя любовь к родственникам, малой родине, городу, стране. Взращивая ребенка недостаточно ограничиться предоставлением возможности изучения общеразвивающих дисциплин, необходимо заботится и о духовно-нравственном воспитании, в котором важное значение должно отводится изучению своих истоков, традиций, и культуры.

В настоящее время Россия переживает один из сложных периодов. Социальные и политические изменения в обществе не могут не накладывать отпечаток на главную ценность любого государства – его граждан. Дети, выросшие в 90х, 2000х годах сами стали родителями. Родителями, выросшими в период утраты народных традиции и ценностей. Потеря народных корней привела к появлению бездуховности, отсутствию любви к Родине. Все это транслируется родителями своим детям на личном примере. То, что бережно передавалось из поколения в поколение нашими предками стремительно растерялось в период трудных и непредсказуемых 90х и последующих лет. Устремляясь за модой запада, забывалась культура, традиции своего народа. Именно поэтому можно увидеть феномен современных 25-35летних людей, перенявших культуру запада, живо интересующихся историческими династиями западных государств, но не знающих как жили их бабушки и дедушки 100-200 лет назад. Смогут ли они передать детям знание и понимание народной культуры, ее самобытности? Что будет с русской аутентичностью?

В период утраты нравственных ценностей, падении духовности педагогика, народная культура должна стать направляющим вектором в духовном возрождении общества. Восстановление связи времен, возвращение утраченных ценностей одна из важнейших задач педагогики в современной действительности. И именно культура русского народа должна стать неотъемлемой частью каждого человека, быть основой его воспитания для формирования целостной личности, личности гражданина России.

В настоящее время идет активное возрождение интереса к русской национальной культуре. Традиционная культура и искусство пропитывает все сферы жизни человека. Происходит возрождение народных праздников и гуляний, народных промыслов и традиций. В прикладной педагогике для знакомства с традиционной культурой широко используются мини-музеи, народные праздники, народная игрушка и т.д. В дошкольном воспитании народный костюм как мощный источник народного искусства используется недостаточно. Однако, традиционный русский костюм является важная часть традиционной культуры. Национальная одежда имеет многовековую историю, является источником информации и эстетического удовольствия. Народный костюм содержит разнообразные сведения – месте проживания, семейном и социальном статусе, хозяйственной деятельности и т.д.  Народный костюм сохранил представление об эстетике и мировоззрении ее хозяев, наших предков. Это часть духовного богатства и культуры русского народа.

Возможные формы работы с костюмом:

- знакомство с национальным костюмом разных народностей проживающих на территории России (дозированно или изучение костюма по месту проживания). Необходимо последовательному обучению т.к. на территории России проживает большое количество народностей и что бы не запутать детей необходимо начать с русского костюма или с костюма малой родины постепенно расширяя представления в этой области. Закрепление представлений о частях народного костюма – введение в лексикон новых слов, например, душегрея, кокошник, повойник и т.д. Постепенное внесение элементов костюма в игровые уголки для ряжения детьми или ряжения кукол;

- разнообразный дидактический материал – игры «Одень барышню, кавалера», «Найди пару», «Мемо» по мотивам народного костюма, «Найди узор» и т.д.;

- работа с народной игрушкой в рамках изучения народного костюма. Здесь можно рассмотреть, как игрушку для изучения узоров, например, Хохлома, Матрешка, Городецкая игрушка, так и игрушки, изображающие людей или животных в костюмах, например, Гжельская, Дымковская, Каргопольская игрушки;

-использование русского костюма в процессе танцев, песен, инсценировок. Здесь же внесение простых музыкальных инструментов – деревянных ложек, свистулек, трещоток для обогащения представления о связи различных видов декоративного творчества, творчества музыкального;

- внесение русского народного костюма в театральные постановки, сюжетно-ролевые игры. Сюжетные линии в играх, постановках обогащены использованием народных костюмов. Все действия сопровождаются эмоциональными открытиями и переживаниями, являясь эффективным средством социализации;

- использование элементов народного костюма в хороводных, малоподвижных и подвижных играх, например, «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Жмурки», «Золотые ворота», «Игра с платочком», «Ходит Ваня» и др. Эти игры не только объединяю разные поколения, но и сближают детей, облегчают процессы взаимодействия.

- рассматривание и чтение книг с русскими народными потешками, сказками, прибаутками, русскими народными песенками. Особенно яркое впечатление производят книги, иллюстрированные Ю. Васнецовым, Е. Рачеевым в них не только люди, но и животные одеты в русский костюм. В процессе рассматривания иллюстраций ребенка знакомят не только с костюмом, но и с жизнью и бытом русского народа. Знакомство с народной песней начинается с колыбельных «Баю-баюшки-баю…», «Ветер горы облетай…» и др.). Народная сказка развивает и будит воображение ребенка с самого раннего возраста «Теремок», «Заюшкина избушка» и др. Народные прибаутки и стихи сопровождают ребенка едва ли не с первых дней жизни и сопровождают весь период взросления в дошкольном детстве: «Петя–Петушок», «Котик серенький коток», «Коза-дереза», «Водичка- водичка…» и др.

- активное использование лепки, рисования, аппликации (продуктивной деятельности) – разнообразных видов изобразительной деятельности в качестве знакомства, закрепления знаний, привлечения внимания и желания знать и изучать народный костюм;

- использование мини-музеев или инсталляций на народную тематику где дети могут прикоснуться к быту своего народа, понять назначение некоторых вещей и предметов;

- участие в досугах, развлечениях и других мероприятиях по мотивам народных праздников, например, «Масленица», «Рождественский гуляния», «Пасха».

Существует ряд педагогических условий для эффективной работы по формированию личности дошкольника при помощи традиционного народного костюма. К ним относят:

- непрерывность воспитательного процесса. Оно включает - основное и дополнительное образование, и в детском саду, и в семье;

- в использовании традиционных искусств и разных областей профессиональной художественной культуры должна быть система и комплексность;

- для поддержания интереса детей к изучению и освоению традиционного народного костюма необходимы игровые формы, т.к. ведущим видом деятельности дошкольного детства является игровая деятельность;

- широкое использование материальных, духовных, культурных средовых факторов. Другими словами, это внесение в обучающе-развивающую среду элементов народного быта;

-вовлечение детей в творческую деятельность, организация деятельности по аппликации, рисованию одежды для бумажных кукол с элементами русского народного костюма с последующим обыгрыванием.

Работа, направленная на изучение народного костюма разнообразна и зависит от предпочтения педагога и детей. Современное общество видит ребенка - добрым, внимательным, любящим свою родину, гармонично развитым. Стремясь жить в обществе высокодуховных, нравственных людей естественно стремление педагогики напитать детей любовью, красотой, душевностью. Этими неиссякаемыми качествами в полной мере обладает народное искусство и частью его является традиционный русский костюм.

Литература:

1.      Грибушенкова Л.Н. Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду и в семье: методическое пособие / Грибушенкова Л.Н. – МБДОУ №19, Армавир, 2019г.

2.      Гурьянова О. «Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом». «Электронный ресурс) https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-patrioticheskih-chuvstv-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-oznakomlenija-s-ruskim-narodnym-kostyumom.html

3.      Операй В.С., Ершова Л.В. «Народный костюм как средство формирования личности дошкольника». Журнал «Современные наукоемкие технологии». – 2013. – № 6


Автор(ы): Фридлянд Марина Григорьевна
Приложения: