Картотека пальчиковых игр
Рослякова Валентина Александровна
Важность моей работы выражается в том, что в ходе разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, их память, но и мелкая моторика рук, которая оказывает влияние на развитие речи ребенка, и подготавливает руку ребенка к графамоторным навыкам рисованию и в дальнейшем к письму. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал в своей работе В. А. Сухомлинский . Для доcтижения свoих целей я поставила следующие задачи: yлучшить у детей мелкую моторику пальцев, кистей рук ; помочь ребенку в развитии речевой функции; Pазвивать воображение детей , произвольное и непроизвольное внимание, а так же зрительное и слуховое восприятие; cоздавать эмоционально комфортную обстановку в общении с людьми. Я использовала следующие формы работы: -в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с детьми, на занятиях, в свободной деятельности детей, в качестве самомассажа, как физкульт минутки на занятии. Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы: массаж кистей рук; пальчиковая гимнастика; пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, потешками. Из уст в уста, из поколения в поколение передаются народные потешки: «Ладушкиладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Эти игры знакомы бабушкам, мамам, и вместе мы сможем заинтересовать ребёнка и помочь в развитии мелкой моторики. Народные потешки с раннего возраста являются основой для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, легкий, образный, легко запоминается.. В потешках очень много ласкательных слов, обращений, часто они в диалогической форме .Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Картотека пальчиковых игр для детей средней группы
«Русские народные пальчиковые игры»
«Маланья»
У Маланьи, у старушки (дети хлопают в ладоши)
Жили в маленькой Избушке (показать уголок руками)
Семь сыновей, (показать семь пальцев)
Все без бровей, (закрыть брови руками)
Вот с такими ушами, ( ладони поднести к ушам).
Вот с такими носами (показать длинный нос)
Вот с такими усами, (показать пальцами усы)
Вот с такой головой, (руки кругом над головой)
Вот с такой бородой! (кулак под подбородок)
Они не пили, не ели, (пальцеп показывает запрет)
На Маланью все глядели, (выразительно смотрят)
И все делали вот так. (хлопают в ладоши)
«Ладушки-ладошки»
Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!
Дети выполняют движения по тексту
«Бабушкины пирожки»
Стала бабушка гостей созывать,
Стала милая гостей созывать: (зовем руками)
«И Тимоша приходи, и Антоша приходи, (загибаем пальчики)
Да и Проша приходи и Митрошу приводи
А уж Ванечка, Моя лапочка, Ну, пожалуйста!» (мизинец погладить)
Стала бабушка гостей угощать,
Стала милая гостей угощать (похлопать в ладоши как пекут пирожки)
«И Тимоше пирожок и Антоше пирожок,
Да и Проше пирожок, и Митроше пирожок» (погладить каждый пальчик)
«А уж Ванечке, Моей лапочке, Мятный пряничек!». (мизинец погладить)
Стала бабушка гостей провожать,
Стала милая гостей провожать.(машем, прощаемся)
«Прощевай, Тимоша,
Прощевай, Антоша,
Прощевай и Проша да и ты, Митроша». (загибаем пальцы рук)
А уж Ванечка, моя лапушка
Посиди еще вместе с бабушкой!» (погладить мизинец)
«Стала Маша гостей созывать»
Стала Маша гостей созывать (хлопки в ладоши)
И Иван приди (гладим каждый пальчик)
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка
Ну, пожалуйста! (погладить мизинец)
Стала Маша
Гостей угощать (хлопки в ладоши)
И Ивану блин (надавливаем на каждый пальчик)
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке
Мятный пряничек! (погладить мизинец)
Стала Маша
Гостей провожать (хлопки в ладоши)
Прощай, Иван! (по очереди загибать пальцы на левой руке)
Прощай, Степан!
Прощай, Андрей!
Прощай, Матвей!
А Митрошечка- до свидания.(машем рукой)
«Сорока–Белобока»
Сорока, сорока
Была белобока,
Кашку варила,
Деток кормила:
Этому дала
И тому дала,
И четвертому дала
А пятому не дала:
Толстый, жирный,
За водой не ходил,
Дров не рубил,
Нет тебе кашки!
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (хлопаем ручками по бокам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (пальчики сжимаем-разжимаем)
Зёрнышки ищите (пальцами стучим)
Съели толстого жука, дождевого червяка (гладим живот)
Выпили водицы полное корытце (пьём из рук).
Автор(ы): Рослякова Валентина Александровна
Приложения: