Проект по нравственно-патриотическому и речевому развитию
Мой любимый детский сад
Рачеева Наталья Всеволодовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 70
комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Тип проекта - информационно – творческий
По количеству участников – групповой
Группа –подготовительная логопедическая №1
Сроки реализации проекта – 25.09.23– 29.09.2023г.
Введение (Пояснительная записка)
Проблема: Дети подготовительной логопедической группы №1 заинтересовались тем, как
люди выбирают себе профессию.
Реализация проекта – познакомить детей группы с теми профессиями, которые необходимы для
полноценной работы дошкольного учреждения.
Проект откроет возможность для нравственного, эстетического, патриотического воспитания
каждого ребёнка. Поможет больше узнать о различных профессиях, о сотрудниках детского сада,
поможет оценивать по достоинству труд каждого из них.
Поможет узнать и активизировать в своей речи новые слова, развивать связную речь.
Поможет формировать у детей чувства уважения и благодарности к людям разных профессий.
- Цель проекта: Формирование эмоционально-патриотической, нравственной сферы развития ребёнка через осознание труда и заслуг людей. Помочь больше узнать об обязанностях людей разных профессий, которые работают в детском саду.
- Задачи
- Образовательные:
- Дать представление о празднике - Дне дошкольных работников «Дне воспитателя»
- Закрепить знание номера детского сада и адреса, по которому он находится
- Расширять представления о профессиях и основных функциях людей, работающих в д/саду
- Расширять представления о используемых инструментах и материалах людьми разных
профессий, работающих в детском саду
- Учить отгадывать описательные загадки о профессиях
- Разучивать стихотворение с использованием мнемотехнической таблицы
- Разучить поговорку с использованием схемы
- Развивающие:
- Развивать интерес к различным профессиям
- Развивать интерес и стремление к творческой продуктивной деятельности
- Развивать умение отгадывать загадки о профессиях
- Развитие связной речи, грамматического и лексического строя речи, умение отвечать на вопросы полным предложением
- Обогащение речи прилагательными
- Развитие коммуникативных способностей в процессе речевых игр
- Художественно-эстетическое развитие в процессе рисования, аппликации
Воспитательные:
- Воспитание у детей чувства благодарности к людям, заботящимся о них в д/саду
- Воспитывать чувство уважения к их труду
- Воспитывать доброе отношение ко всем сотрудникам д/сада
-
Методы и формы работы
- Практические:
- Создание развивающей предметно – пространственной среды (РППС)
- Подбор книг в книжном уголке
- Подбор иллюстраций по теме
- Мнемотаблица стихотворения «Что такое ДЕТСКИЙ САД?»
- Картотека «Загадки о профессиях»
- Аудиозаписи двух песен про детский сад (с музыкальным руководителем)
- Рисование по теме «Моё любимое занятие в детском саду» (домашнее задание)
- Аппликация «Спасибо за Ваш труд!» (подарки для сотрудников д/сада)
- Выставка рисунков «Моё любимое занятие в д/саду»
- Экскурсии по детскому саду и по участку
- Презентация «Детский сад – наш второй дом»
Словесные:
- Чтение детской литературы по теме
- Рассказы воспитателей и беседы по теме
- Заучивание стихотворения по схеме
- Заучивание поговорки по схеме
- Отгадывание загадок о профессиях
- Развитие связной речи в процессе речевой игры «Кто работает в детском саду»
- Развитие связной речи в процессе речевой игры «Что делают для нас?» (воспитатель, помощник
логопед, заведующий, повар, медсестра, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры…)
- Обогащение речи прилагательными в процессе речевой игры «Какие рядом с нами люди»
- Наглядные:
- Рассматривание иллюстраций, фото и видео материалов
Рассматривание книг в книжном уголке
- Презентация «Детский сад – наш второй дом»
-
Игровые:
-Речевая игра «Кто работает в детском саду» (с карточками – предметные картинки)
-Речевая игра с мячом «Что делают для нас?» (воспитатель, помощник воспитателя, логопед, заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, повар, медсестра, завхоз, прачка, дворник), (Н-р: Воспитатель заботится о детях. Воспитатель учит детей считать…)
-Речевая игра с игрушечным сердечком (мягкой игрушкой) «Какие рядом с нами люди?»
(Н-р: У нас в саду работают ДОБРЫЕ люди, ТРУДОЛЮБИВЫЕ, АККУРАТНЫЕ, ЛАСКОВЫЕ,
ОТВЕТСТВЕННЫЕ, ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ЗАБОТЛИВЫЕ, ВЕСЁЛЫЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ,
ЗНАЮЩИЕ, ЧИСТОПЛОТНЫЕ, ВОСПИТАННЫЕ)
- Ресурсы:
- Материально-технические: ноутбук (презентация, фотоотчёт), смартфон (запись песен),
фотоаппарат
- Учебно- методические: иллюстрации, книги, фото, аудио и видео материалы,
- Схема стихотворения, схема поговорки;
- Кадровые:
- Воспитатели, родители
- Ожидаемые результаты:
- Дети приобретут новые знания о профессиях сотрудников детского сада
- Будут формироваться зачатки нравственных и патриотических чувств
- Расширение знаний детей о основных трудовых функциях, которые выполняют люди разных профессий, о необходимых для них инструментах и материалах
- Научатся отгадывать описательные загадки о профессиях (см. в приложении)
- Разучат стихотворение с использованием схемы «Что такое ДЕТСКИЙ САД?» (см. в приложении)
- Разучат поговорку «Один за всех, все за одного» (см. в приложении)
- Дети познакомятся с песнями про д/сад
- Произойдёт развитие связной речи детей при ознакомлении с новыми словами, обогатится речь существительными, прилагательными, глаголами; улучшится выразительность речи; научатся составлять развёрнутые предложения в процессе бесед и речевых дидактических игр
- Родители, взрослые станут соучастниками данной проектной деятельности, смогут оценить результат совместной работы с ребёнком, смогут испытать чувство эмоционального единства с ребёнком при работе над рисунком «Моё любимое занятие в д/саду», при повторении литературного материала
- Продукт проекта:
- Оснащение РППС (иллюстрации, книжки, фото и видео материалы
- Выставка рисунков «Моё любимое занятие в д/саду»
- Выставка книг на книжной витрине
- Мнемотехническая схема стихотворения «Что такое ДЕТСКИЙ САД?»
- Схема поговорки «Один за всех, все за одного»
- Аппликация «Спасибо Вам за всё»
- Картотека загадок «О профессиях»
- Презентация «Детский сад – наш второй дом»
- Экскурсии по детскому саду и по участку
- Фотоотчёт о проекте для родителей на страничке группы №1 В КОНТАКТЕ
- Материал для речевых игр (мяч, «сердечко», карточки)
1. Предварительный этап работы:
*Индивидуальные беседы с родителями «Реализуем проект вместе» (задание для совместной
деятельности с детьми дома)
*Изучение литературы
*Подготовка фото, видео и аудио материалов (песни про д/сад)
*Оформление ППРС
*Оформление выставки в книжном уголке
*Подборка загадок о профессиях
*Изготовление схемы для стихотворения «Что такое ДЕТСКИЙ САД?» (не цветной)
*Изготовление схемы поговорки «Один за всех, все за одного»
*Отбор материала для речевых игр
2. Основная часть проекта
Работа с родителями с 25.09.2023г. по 29.09.2023г.
*Индивидуальные беседы о проекте. Разъяснить правила выполнения домашнего задания
для выставки по изготовлению с ребёнком рисунка«Моё любимое занятие в детском саду»
*Закрепление знания номера детского сада и адреса по которому он расположен
*Разучить пословицу «Один за всех, все за одного», разъяснить ребёнку её смысл
*Ознакомиться на страничке группы №1 с фотоотчётом о проведённом проекте, посвящённому
«ДНЮ ДОШКОЛЬНОГО РАБОТНИКА – ДНЮ ВОСПИТАТЕЛЯ».
Понедельник, 25.09.2023г.
Работа с детьми:
*Беседа о празднике «День дошкольного работника», «День воспитателя» с демонстрацией
иллюстраций, фотографий
*Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий
*Завершение изготовления схемы стихотворения «Что такое детский сад?»
*Прослушивание песни про детский сад
*Дидактическая речевая игра «Какие рядом с нами люди» (ответь и передай предмет другому)
(ответь полным предложением «У нас в саду работают внимательные, заботливые … люди»)
*Фотографирование детей в книжном уголке
*Изготовление схемы поговорки «Один за всех, все за одного» (дружба детей в группе)
(каждый ребёнок изготавливает схему для себя)
Работа воспитателя:
*Оформление РППС (книжный уголок, материал для речевых игр…)
*Полное оформление схемы стихотворения «Что такое детский сад?»
(адаптировать для ковролина и для магнитной доски»
*Изготовление схемы поговорки «Один за всех, все за одного», адаптировать для ковролина и
для магнитной доски
Вторник, 26.09.2023г.
Работа с детьми:
*Рассказ воспитателя о сотрудниках детского сада (5 профессий, обязанности, как зовут)
(Воспитатель, логопед, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор
физкультуры). Беседа с детьми
*Отгадывание загадок о профессиях сотрудников детского сада
*Х-Э деятельность: Аппликация «Спасибо Вам за всё» (изготовление подарка сотрудникам
детского сада)
*Самостоятельное заучивание стихотворения по схеме
*Прослушивание песни про детский сад
*Чтение отрывка: Ирина Затрайская «Матюша идёт в детский сад»
Работа воспитателя:
*Оформление картотеки загадок «О профессиях работников детского сада»
*Отбор материала для презентации «Детский сад – наш второй дом»
*Фотографирование детей при изготовлении подарка сотрудникам д/сада
Среда, 27.09.2023г
Работа с детьми:
*Рассказ воспитателя о сотрудниках детского сада (ещё 3 профессии) (Заведующий, старший
воспитатель, завхоз). Беседа с детьми
*Речевая игра «Кто работает в детском саду» (игра с карточками)
*Самостоятельное повторение стихотворения «Что такое детский сад?» по схеме.
*Прослушивание песни про детский сад
*Чтение отрывка: Ирина Затрайская «Матюша идёт в детский сад»
*Х-Э деятельность: индивидуальное изготовление подарка сотруднику детского сада
«Спасибо Вам за всё»
*Повторение поговорки о дружбе «Один за всех, все за одного»
Работа воспитателя:
*Изготовление презентации «Детский сад – наш второй дом»
*Повторение с детьми стихотворения и текста песни
*Фотографирование детей в процессе речевой игры
Четверг, 28.09.2023г.
Работа с детьми:
*Рассказ воспитателя о сотрудниках детского сада (ещё 4 профессии) (Повар, медсестра,
прачка, дворник). Беседа с детьми.
*Речевая игра «Что они делают для нас?» (игра с мячом, ответь на вопрос полным предложением
и верни мяч водящему). Например, «Воспитатель играет с детьми» или «Дворник поддерживает
порядок на участке» и т.п.)
*Повторить номер детского сада и адрес, по которому он находится
*Завершение чтения: Ирина Затрайская «Матюша идёт в детский сад»
*Чтение стихотворения (без схемы, по желанию) «Что такое детский сад?»
Работа воспитателя:
*Завершение изготовления презентации «Детский сад – наш второй дом»
*Фотографирование детей в процессе игры
*Отбор фотографий для фотоотчёта
Пятница, 29.09.2023г.
Работа с детьми:
*Совместно с детьми оформить выставку рисунков «Моё любимое занятие в детском саду»
или составить папку с этими рисунками
*Экскурсия по детскому саду с вручением подарков сотрудникам ДОУ №70
(Поздравить сотрудников с праздником и поблагодарить за заботу о детях, обращаясь к ним по
имени и отчеству)
*Просмотр презентации. Закрепление материалов проекта
Работа воспитателя:
*Оформление выставки рисунков «Моё любимое занятие в детском саду» или оформление
папки с этими рисунками
*Демонстрация детям презентации «Детский сад – наш второй дом»
*Размещение фотоотчёта о проекте на страничке группы №1 В КОНТАКТЕ
*Проведение избирательного опроса детей
3.Заключительная часть проекта
Опросник для детей «Закончился проект»:
*Запомнил ли ты номер своего детского сада?
*Знаешь ли ты адрес детского сада?
*Какой праздник мы отмечаем в конце сентября?
*Люди каких профессий заботятся о детях в детском саду?
*Кем бы ты хотел работать в детском саду, когда вырастешь? Почему?
*Что ты узнал нового в процессе этого проекта?
*Какие были сложности?
*Что больше всего понравилось?
*Какое настроение было во время экскурсии по - нашему д/саду?
Выставка рисунков «Моё любимое занятие в детском саду»
Презентация «Детский сад- наш второй дом»
Фотоотчёт о работе по проекту на сайте группы №1 В КОНТАКТЕ
Оформление папки с загадками «О профессиях»
Схема стихотворения «Что такое детский сад?»
Схема поговорки «Один за всех, все за одного»
Приложение:
- Картотека загадок о профессиях
- Схема стихотворения «Что такое ДЕТСКИЙ САД?»
- Схема поговорки «Один за всех, все за одного»
- Презентация на ноутбуке «Детский сад – наш второй дом»
- Фотоотчёт по проекту
Презентация результатов
*Презентация «Детский сад – наш второй дом»
*Выставка рисунков «Моё любимое занятие в детском саду»
*Фотоотчёт о проекте «Мой любимый детский сад»
Список используемой литературы
Литература для взрослых:
Анна Быкова «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад» С-Пб, Изд. «Питер», 2018 год
Анна Анисимова «Капитаны детского сада» М., «ДЕТГИЗ», 2014год
Литература для детей:
Ирина Затрайская «Матюша идёт в детский сад», Изд. «Облака», 2019 год
Литературный материал:
Стихотворение «Что такое детский сад?»
«Детский сад, детский сад!» -почему так говорят?
Мы же не калинки,
Мы же не малинки.
Машеньки и Мишеньки
Мы же ведь не вишенки.
Потому что дружно в нём
Мы одной семьёй живём.
Потому и говорят:
«В Этом доме – детский сад!»
Поговорка
«Один за всех, все за одного»
Загадки о профессиях сотрудников детского сада:
1.Кто, когда придёте в садик,
По головке вас погладит?
Кто прочтёт стихи и сказки,
Даст вам пластилин и краски,
Рисовать, лепить научит
И цветы полить поручит? /Воспитатель/
2.Ах, какие это муки –
Не даются детям звуки!
Вечные ошибки,
Вместо «Рыбки» «Лыбки».
Бывает многих звуков нет.
Но всем поможет /Логопед/
3.Кто заботится о детях –
Еду с кухни принесёт,
Пол помоет и посуду,
И на полках пыль протрёт. /Помощник воспитателя, няня/
4.У Вас волшебная работа,
Вам покорились звуки, ноты.
Петь, танцевать нас научили.
Мы знаем, это Вам по силе. /Музыкальный руководитель/
5.Бегать быстро деток учит,
Прыгать, лазать и скакать,
Упражненья лёжа делать,
Об пол мячик отбивать,
Чтоб здоровым каждый рос.
Кто же это, вот вопрос? /Педагог по физкультуре или инструктор физкультуры/
6.Её называют хозяйкою сада,
Сидит в кабинете,
Ну, значит, так надо.
За всем и за всеми она приглядит,
Поможет, подскажет,
Поруководит! /Заведующий, заведующая/
7.Кто здесь главный по хозяйству?
Кто порядок наведёт?
Кто продукты получает?
Кто посуду покупает,
Затем в группы раздаёт?
Отвечайте на вопрос:
Кто же это? Наш /Завхоз/
8.На занятия приходит,
Детям улыбается.
И в тетрадку свою пишет,
Что не получается.
Воспитателям в работе
Всегда помочь старается /Старший воспитатель/
9.Прививки ставит иногда,
Чтоб не болела детвора.
А если заболит живот –
На помощь сразу к нам придёт.
В халате беленьком всегда
Приходит в группу иногда. /Медсестра, врач/
10.Раньше всех на работу идёт.
Варит каши, супы и компот.
Чистит, режет, крошит,
Что – то жарит, пирожки для детишек печёт. /Повар/
11.Посмотрите, каждый день
У нас чистая постель!
Простыня, пододеяльник
Чистотой сияют.
Кто всё это постирал
Каждый ребёнок знает. /Прачка/
12.Он всё ходит по участку
И метёлкой машет.
И соринки, и бумажки под метёлкой «пляшут».
Всё в совок он заметёт!
И порядок наведёт! /Дворник/
12 –А.
На участке ни бумажки,
Ни листочка не видать!
С метлой он и с граблями дружит.
Чистота у нас опять! /Дворник/
Дидактические речевые игры:
«Кто работает в детском саду?»
Цель: Закрепить знания детей о профессиях людей, работающих в детском саду
Материал: предметные картинки «инструменты», «посуда», «различные предметы»
(книга, указка, швабра, пылесос, ведро, совок, шприц, пианино, скакалка…)
Ход игры
Дети выбирают картинку, которая не видна.
Необходимо определить, человеку какой профессии, работающему в детском саду,
Нужна эта вещь и как он будет использовать её в своей работе.
Развитие связной речи. Ответы полными предложениями. Автоматизация звуков в речи.
Существительные (названия профессий: воспитатель, логопед, заведующий, медсестра, повар,
педагог, руководитель, помощник, завхоз, дворник, врач)
Дидактическая речевая игра
«Какие рядом с нами люди» (ответь и передай предмет другому)
Цель: Обогащение речи детей прилагательными, выражающими положительные качества
работников детского сада. Ответ на вопрос полным предложением. Автоматизация звуков в речи.
Материал: игрушка «сердечко» или любая мягкая игрушка
Ход игры
Дети стоят в кругу. Воспитатель задаёт вопрос «Какие люди работают в нашем детском саду?»
Отдаёт игрушку любому ребёнку. Он отвечает полным предложением: «У нас в саду работают
Заботливые люди» и передаёт игрушку рядом стоящему ребёнку, который тоже должен отвечать
на вопрос.
Прилагательные: заботливые, ласковые, добрые, внимательные, чистоплотные, аккуратные,
доброжелательные, весёлые, воспитанные, культурные, ответственные, знающие
Дидактическая речевая игра
«Что они делают для нас?» (игра с мячом)
Цель: Обогащение речи глаголами настоящего времени. Составление полных предложений.
Автоматизация звуков в речи
Ход игры
Дети стоят в шеренгу.
Водящий стоит напротив них с мячом в руках.
Водящий задаёт вопрос: «Что делает для нас воспитатель?» и бросает мяч первому ребёнку.
Ребёнок ловит мяч и отвечает полным предложением «Воспитатель учит нас считать»,
«Что делает для нас логопед?» Ребёнок: «Логопед учит нас произносить правильно звуки»
И бросает мяч водящему. Если водящий мяч не поймал, то он меняется местами с тем, кто
Только что ответил на вопрос
Глаголы: воспитывает, учит, играет, поёт, читает, моет, пылесосит, вытирает, раскладывает,
руководит, проверяет, готовит, жарит, печёт, убирает, подметает, подгребает, стирает, гладит,
помогает, хвалит
Автор(ы): Рачеева Наталья Всеволодовна
Приложения: