Занимательная математика
Кравец Руслана Григорьевна
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Математика присутствует в нашей жизни ежедневно, ежеминутно. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём ориентироваться? Конечно же, через игру. Игра имеет важнейшее значение, она является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре удаётся привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют, на которых очень трудно сосредоточить внимание ребёнка. А дидактическая игра является одной из форм ведения образовательной деятельности в дошкольном возрасте.
Так как у детей в этом возрасте кратковременная заинтересованность, они любят сменять деятельность, любят играть в разные игры, то можно сделать настольные игры и своими руками вместе с ребенком. Это не только занимательный процесс для взрослых, но и увлекательно будет для детей. Кроме того ребенок будет хорошо знать правила игры и научить в нее играть своих друзей. А любая игра способствует не только развитию логического мышления и речи, но и социализации малыша. Эти игры помогут совершенствовать умения детей считать, закрепить навыки порядкового и количественного счёта; совершенствовать умения сравнивать несколько предметов по двум признакам величины (длине и ширине) и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке; закреплять умения различать и называть геометрические фигуры; расширить представления о частях суток, временах года и их последовательности; помогут научиться ориентироваться в пространстве.
Вот несколько примеров игр, которые можно использовать на занятии или в других режимных моментах для старших дошкольников:
1. Задание на ориентировку на листе бумаги "Составь картину". Ребенку дается лист бумаги, воспитатель диктует: "В правом верхнем углу - солнце, в левом нижнем - дерево, в левом верхнем - тучка, в правом нижнем - человек, в середине листа - корзинка".
2. Задание на внимание (можно использовать как физкультурную зарядку). На карточках нарисовано: круги синие и красные (по пят штук); семь березок; шесть красных роз; четыре пирожка; три шишки; пять лебедей.
Сделайте, девочки, столько прыжков,
Сколько на карточке синих кружков.
Просьба мальчишкам присесть столько раз,
Сколько березок увидим сейчас.
Выполним, девочки, столько наклонов,
Сколько на карточке красных бутонов.
Сделайте, мальчики, столько прыжков,
Сколько показано пирожков.
Столько глазками моргни,
Сколько шишек впереди.
Столько раз подуй сильней,
Сколько видишь лебедей.
3. Игровое упражнение "Числовой цветок" (состав числа 10). Для выполнения этого задания дети делятся на две команды поровну. Середина цветка с цифрой 10, на лепестках числа (3 и 7, 6 и 4, 2 и 3 и т.д.). Ребята подбирают лепестки, состав числа которых равен десяти.
4. Игра "Часы" Для этой игры понадобится часовой круг (с циферблатом), где нарисованы часовая и минутная стрелка. Игра выполняется в стихотворной форме , что легко и интересно ребенку.
Соблюдается совой распорядок часовой:
Ночью в ЧАС, по распорядку, совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА - в магазин бежит Сова.
В ТРИ - готовит суп,
В четыре - вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ - Сова идет читать,
В ШЕСТЬ - она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки - в гости к ней приходят белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов - совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьет -
В лес гулять сова идет.
В ДЕСЯТЬ у нее - вязанье,
А в ОДИНАДЦАТЬ - купанье.
КАК ДВЕНАДЦАТЬ бьет у Сов - двери сразу на засов.
5. Игра "В поисках сокровищ" (на карте нарисованы дорожки, при выборе которых дети находят клад). Воспитатель диктует:
- геометрическая фигура не квадратная и не круглая, не большая, не синяя. (маленький красный треугольник)
- геометрическая фигура не квадратная и не треугольная, не маленькая, не зеленая. (большой желтый круг).
- геометрическая фигура не треугольная и не круглая, не маленькая, не зеленая. (большой синий квадрат).
Знакомство с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идёт чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того используются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадраты большие и маленькие, круги жёлтого и красного цвета. После того как дети научатся выполнять такие упражнения, задания в них усложняются. Например, предлагается выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.
С помощью дидактических игр дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир математики. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Автор(ы): Кравец Руслана Григорьевна
Приложения: