Технологическая карта урока

Мы в ответе за тех, кого приручили…

                                                                                                                        Белоусова Наталья Юрьевна,
учитель русского языка ГБОУ школа 482 
Санкт-Петербурга

Ход урока

                                                                                                                                                         Мы часто твердим, что собака – друг человека.
                                                                                                                                                                 Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?
                                                                                                                                                                                                  Эдуард Асадов                                                      

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный моментПриветствие!Приветствие!  Самоорганизация учебной деятельности.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

регулятивные: саморегуляция

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

 

2. Мотивация

Определение темы и цели урока

Приглашает учащегося рассказать стихотворения, включает видеоряд

https://www.youtube.com/watch?v=HMuEi9CS34Y

Беседа:

К чему призывает нас Эдуард Асадов?

Какое качество характера собаки здесь показано?

Вспомните, какие рассказы о преданности собак мы с вами изучали раньше?

Дома вы познакомились с рассказом Л.Андреева «Кусака».  Как он относится к стихотворению.

Сформулируйте тему урока.

Какую цель мы поставим?

Работа с эпиграфом урока

Ученик рассказывает «Стихи о рыжей дворняге» Асадова

 

 

Отвечают на вопросы учителя:

-Не бросать питомцев, заботиться о животных

-Верность

 

 

«Кладовая солнца», «Потомок Джима»

 

Предлагают варианты темы урока, ставят цель: изучить смысл произведения, посмотреть, как изображена собака, ее чувства и др.

 

личностные: нравственно-этическое оценивание.

 

регулятивные: определение учебной задачи, планирование учебной деятельности

 

коммуникативные: умение вести диалог с учителем и сверстниками, построение монологической и диалогической речи

 

 

3. Работа по теме урока

Беседа по вопросам:

-Что мы узнаем о бездомной собаке ?

-Как люди относились  к ней?

Что чувствовала она к людям ?

Расскажите о первой встрече гимназистки Лели с собакой.

Как изменилась жизнь Кусаки?

Предчувствовала ли беду Кусака ?

-Почему ей было так больно, ведь она и раньше не знала хорошего отношения?

Предлагает поработать в парах: Написать на карточках слова, которые можно сделать ключевыми для понимания смысла рассказа?

Оформление дерева слов.

 

Формулируют развернутые ответы на вопросы учителя, пересказывают эпизод текста.

Комментированное чтение отрывков.

 

 

Работают в парах, предлагают варианты слов и записывают дерево понятий: добро, жалость, забота, равнодушие и т.д.

Комментирование примерами из еткста

познавательные: умение извлекать информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи

личностные: участие в  творческом процессе, осознание себя как индивидуальности,  и одновременно как члена общества

регулятивные:  умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы

коммуникативные: умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

4. ФизкультминуткаОрганизует разминку для глазПросмотр мультфильма-презентации про животных (зрительная разминка)

личностные: умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания,

коммуникативные: умение участвовать в коллективной работе

5. Работа по теме урока

Делит класс на 3 группы, каждая получает свое задание:

1 группа – составить рассказ от лица Кусаки. О чем она мечтает?

2 группа – составить обращение к людям. К чему вы хотите их призвать?

3 группа – если бы вы поставили памятник Кусаке, что бы вы на нем написали?

Консультирует, направляет работу, заслушивает ответы

Дискуссия по проблемным вопросам:

1)А как вы думаете, Кусаке было бы легче, если бы ее не приручили, или легче в той ситуации, которая описана автором?

2) Какую проблему поднял Андреев в рассказе? Существует ли она сейчас?

 

Выполняют задание, затем один человек от каждой группы зачитывает результат

познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

личностные: 

регулятивные :прогнозирование и  получение конкретного результата.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения

 

6. Творческая работа

Предлагает предсказать дальнейший сюжет рассказа. Выслушивает все мнения и аргументы.

Вместе с уч-ся составляет дерево

Предлагают свои варианты развития событий, приводят аргументы и записывают их

познавательные: строить рассуждения, излагать текст выборочно и сжато

личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение

регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность

коммуникативные: умение работать в команде, слушать мнения других, вести беседу

7. Итог урока

Приглашает учащегося рассказать и показать презентацию  о преданности собак

Какие выводы с урока вы для себя сделали?

Ученик, подготовивший сообщение, рассказывает о случаях из реальной жизни, доказывающих верность собак (презентация)

 

личностные: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

 

8. РефлексияПредлагает обозначить  уровень своей работы на «Лестнице успеха»Оценивают свою работу и комментируют

личностные: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

регулятивные: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

познавательные: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

коммуникативные: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

 

9. Домашнее задание

 

Домашнее задание: 1)написать письмо Кусаке;

2)письменно ответить на вопрос, почему Андреев назвал своих героев «добрыми людьми». Выбрать понравившееся задание

 

Записывают домашнее задание

личностные:формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

 


Автор(ы): Белоусова Наталья Юрьевна
Приложения: