Формирование финансовых представлений у детей раннего возраста
Блинова Юлия Юрьевна
Цель: формирование у детей элементарных финансовых представлений
Актуальность: В наше время уже в раннем возрасте дети включаются в экономическую жизнь: они сталкиваются с понятием «деньги», «покупки», «магазин», через них проходит большой поток информации и они начинают овладевать первичными знаниями финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости воспитания финансовой грамотности с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях. Что же такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это те знания, умения и навыки, которые необходимы человеку для принятия разумных финансовых решений, а также для достижения финансового благополучия.
Финансово грамотный человек – это человек, который:
• умеет грамотно обращаться с деньгами и следить за состоянием личных финансов,
• ведет учёт доходов и расходов;
• умеет «жить по средствам», избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
• ориентируется в экономической обстановке страны;
• может распознать признаки финансового мошенничества;
• выполняет свои обязательства налогоплательщика;
• умеет ориентироваться в банковских услугах.
Задачи:
· Формировать элементарные представления о понятии : "деньги", "монета", "продавец", "покупки", "копилка", "магазин"
· Воспитывать бережное отношение к деньгам;
· Способствовать развитию связанной речи, мелкой моторики.
Участники: воспитанники и педагоги гр. №3.
Предварительная работа:
v чтение детям художественной литературы К. И. Чуковский» Муха Цокотуха, рассказы Е. Ульевой;
v рассматривание иллюстраций;
v подвижная игра «За покупками»;
v прослушивание музыкальной композиции «Деньги-лепесточки»
v пальчиковая гимнастика «Белка», «Одежда».
Оборудование:
· Деньги: монеты, купюры
· Кошелек
· Копилка
· Дидактический стол, манная крупа
· Музыкальная колонка
· Игрушка котик
Словарная работа: деньги, монеты, купюры, кошелёк, магазин, копилка, продукты.
Место проведения:
групповое помещение ДОУ.
Время: 10 мин
Предполагаемые результаты:
· у детей сформировалось бережное отношение к деньгам ;
· воспитанники получили положительные эмоции;
· воспитанники сформировали элементарное представление финансовой грамотности.
Предварительный анализ мероприятия:
Не все дети приняли участие в мероприятии
Ход мероприятия:
В группу приходит кукла Маша
Воспитатель:
- Кто это к нам приехал, ребята?
Дети: Маша
Воспитатель: Ребята, смотрите Маша что то с собой принесла. Это кошелёк. Вы хотите посмотреть, что же находится в кошельке?
Дети: Да!
Воспитатель: в кошельке живут деньги! Смотрите ребята-это железные деньги-монеты: они круглые, сделаны из металла, они звенят. А это бумажные деньги- они прямоугольные, сделаны из бумаги, они шуршат.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, для чего нам нужны деньги?
Дети: варианты ответов детей ( ходить в магазин, на развлечения и т.д.)
Воспитатель: а откуда люди берут деньги?
Дети: варианты ответов
Воспитатель: деньги нужно заработать. Деньги выдают за труд. Ваши папы и мамы ходят на работу, трудятся.
Воспитатель: только все деньги у зайки в кошельке перемешались. Ребята, давайте поможем зайчику их разложить.
Дети: да, давайте поможем!
Проводится дидактическая игра «Разложи по местам»
Цель: формировать знания детей о монетах и купюрах
Ход игры: воспитатель выкладывает из кошелька все деньги. Детям необходимо в одну коробочку положить только монеты, а в другую только купюры.
Воспитатель: молодцы ребята, мы с вами познакомились с монетами и купюрами.
Воспитатель: сейчас мы с вами немного отдохнем
Проводится физминутка «За покупками»
Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определенной учебной деятельности.
Задачи:
- снятии усталости и напряжения,
- внесении эмоционального заряда,
- совершенствовании общей моторики,
- выработке четких движений во взаимосвязи с речью,
- стремиться воспитывать у детей чувство любви к спорту
В жёлтой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Бананы куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В красной машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Яблоки куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазине я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В зелёной машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Огурцы куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В оранжевой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Морковку куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В синей машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Сливу куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В коричневой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Картофель куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В розовой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Конфеты куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду В фиолетовой машинке Кататься я люблю Я в магазин заеду Виноград куплю Ля-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду я-ля-ля В магазин еду я В магазин я зайду Всё, что нужно мне найду
Воспитатель: ребята, а у вас есть деньги?
Дети: нет
Воспитатель: а вы хотите их заработать?
Дети: да
Воспитатель: тогда я вам предлагаю поиграть в игру
Проводится дидактическая игра «Найди монеты»
Цель: развитие мелкой моторики.
Материал: манная крупа, монеты, дидактический стол
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям найти в крупе спрятанные монеты.
Воспитатель: Молодцы ребята, как много монет вы нашли! Теперь предлагаю вам отправится в магазин за покупками
Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки.
Задачи;
Образовательные задачи
-учить детей словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия.
- приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
- выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
- обогащать словарный запас.
- обогащать социально - игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать ролевую речь, устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог
- развивать интерес к игре;
- учить объединятся в группы в игре;
- знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение к труду взрослых
Оборудования: мебель: полки и прилавок; одежда: фартук и шапочки;
атрибуты: касса, деньги, чек, ценники, муляжи фруктов,
кондитерские изделия, торты, хлебобулочные изделия, книги,
шляпы, одежда, таблички с названиями отделов магазина.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, вы все были в магазине?
Дети: Да, были!
Воспитатель: А, приходя в магазин, как нужно разговаривать?
Дети: Спокойно, вежливо.
Воспитатель: Да, правильно. В магазине нужно разговаривать вежливо. А какие вежливые слова мы с вами знаем?
Дети: (перечисляют): здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, приходите еще, спасибо за покупку, до свидания и др.
Воспитатель:
Уважаемые покупатели! Вас приветствует магазин «Золушка». В нашем магазине вы можете приобрести продукты, одежду и все необходимое для вас! Добро пожаловать в наш магазин! (Дети заходят, ходят по магазину, смотрят и выбирают необходимое.)
Воспитатель: В магазине вы найдете свежие фрукты, кондитерские изделия, разнообразные торты, большой выбор хлебобулочных изделий. В отделе «Книги» вам предложат самые интересные книги. В отделе «Одежда» вам помогут выбрать одежду п вашему размеру и вкусу.
Отдел «Фрукты»
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте!
Продавец: Что вы хотели?
Покупатель: Мне, пожалуйста, 1кг. апельсина.
Продавец: (взвешивает). Ровно 1кг. Возьмите, пожалуйста, и проходите в кассу.
Покупатель: Спасибо.
Продавец: Приходите еще!
Отдел «Кондитерские изделия»
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите? У нас есть печенье, конфеты, шоколадки, бублики.
Покупатель: Мне, пожалуйста. Шоколадные конфеты.
Продавец: Сколько вам?
Покупатель: Одну упаковку.
Продавец: Возьмите, пожалуйста.
Покупатель: Спасибо.
Продавец: Пройдите, пожалуйста, в кассу. Спасибо за покупку
.Отдел «Торты»
Покупатель: Здравствуйте.
Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас много тортов, пироженых.
Покупатель: Мне, пожалуйста, бисквитный торт.
Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу.
Покупатель: Спасибо!
Продавец: Приходите еще.
«Хлебобулочный» отдел
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть треугольники, батоны, хлеб ржаной и др.
Покупатель: Мне, пожалуйста, буханку ржаного хлеба. Сколько стоит?
Продавец: Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.
Покупатель: Спасибо.
Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку!
Отдел «Книги»
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! Какую книгу вы хотели купить? У нас много интересных книг.
Покупатель: Мне, пожалуйста, вот эту книгу. (показывает)
Продавец: Возьмите, пожалуйста. Пройдите в кассу. Спасибо за покупку.
Покупатель: Спасибо!
Отдел «Шляпы»
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! У нас очень много шляп, разные по цвету. Выбирайте, пожалуйста.
Покупатель: Мне, пожалуйста, вот эту шляпу со звездочкой, малинового цвета.
Продавец: Возьмите, пожалуйста. Можете примерить. (Покупатель мерит.)
Покупатель: Мне понравилась шляпа. Я возьму эту шляпу.
Продавец: Спасибо за покупку. Пройдите, пожалуйста, в кассу.
Покупатель: Спасибо!
Отдел «Одежда»
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас очень много нарядных платьев. Они все разные, разного цвета, очень красивые.
Покупатель: (выбирает). Мне понравилось вот это платье.
Продавец: Возьмите, пожалуйста. Вот примерочная, можете примерить. (Покупатель примеряет платье.)
Покупатель: Мне понравилось платье, я возьму.
Продавец: Пройдите в кассу. Спасибо за покупку, приходите еще.
Покупатель: Спасибо!
Воспитатель: молодцы ребята!, мы с вами сегодня познакомились с деньгами: купюры и монеты.
Воспитатель: где хранятся деньги?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: для чего нужны деньги?
Дети: чтобы ходить за покупками!
Воспитатель: молодцы!
Автор(ы): Блинова Юлия Юрьевна
Приложения: