Нарушения письма у младших школьников связаны во-первых с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, которые не всегда позволяют полностью преодолеть нарушение письма, во-вторых, с увеличением количества учащихся, страдающих дисграфией В настоящее время нарушения. письма рассматриваются в различных аспектах, а именно: клиническом, психолингвистическом, нейропсихологическом и др. однако одним из наименее изученных остается психологический аспект. У детей с дисграфией внимание отличается рядом особенностей по сравнению с учащимися без нарушения письма. Внимание школьников с дисграфией является низкопродуктивным, неустойчивым, у них слабо развита способность к концентрации, распределению и концентрации, распределению и переключению, снижен объём слухового внимания, недостаточна развита способность к произвольному сосредоточению внимания.
Развитие внимания является важной предпосылкой для успешного формирования мыслительной деятельности в целом и его операционного компонента в частности. Уровень сформированности внимания оказывает влияние не только на качество восприятия и мнестической деятельности, но и на протекание мыслительных операций. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредованное.
Работу по развитию внимания надо проводить в процессе учебной деятельности учащихся. Она должна включать следующие направления:
1. Развитие произвольного внимания
2. Развитие свойств внимания
1.Развитие произвольного внимания
Поскольку внимание нельзя выделить и соответственно, развивать в «чистом виде», работа над развитием проводится в процессе деятельности в тесной связи с развитием речи и других психических функций. Для правильной организации учебной деятельности и повышения эффективности коррекционной работы необходимо воспитывать произвольное внимание, а с другой стороны, формируя интересы учащихся и делая интересную учебную работу, переводить произвольное внимание школьников в непроизвольное..
Работа по развитию произвольного внимания тесно связана с формированием произвольной регуляции деятельности. Эта работа включает следующие этапы:
· Привлечение непроизвольного внимания детей. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками, устанавливается и поддерживается независимо т сознательного намерения человека. Поэтому для решения этой задачи используются следующие приёмы:
а) использование ярких красочных пособий, особенно на начальном этапе
б) Использование слова «поиграем» вместо формулировки «выполним задание» на начальных этапах работы. Слово «поиграем» вызывает интерес и оживление у всех детей и обеспечивает быстрое включение в учебное задание
· Развитие произвольного внимания
Произвольное внимание – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект избирает объект, на который оно направляется
При сознательном внимании познание и деятельность человека поднимается до уровня сознательной организованности
1) Формирование ориентировочной основы произвольного внимания. Данный этап работы предполагает совместное осуществление деятельности логопедом и учащимся. Контроль осуществляется логопедом
2) Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности в условиях материальной опоры. Выполнение задания осуществляется с предварительным проговариванием программы деятельности с опорой на наглядный материал. Контроль осуществляется логопедом.
3) Формирование произвольного на всех этапах деятельности с опорой на наглядный материал без предварительного проговаривания программы деятельности внимания. На этом этапе включаются элементы самоконтроля над результатом деятельности другими учащимися
4) Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с предварительным проговариванием программы деятельности без опоры на наглядный материал.
5) Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности без опоры на наглядный материал и без предварительного проговаривания программы деятельности.
Переход произвольного внимания в непроизвольное в учебной деятельности осуществляется постепенно.
2. Развитие свойств внимания.
Данное направление работы включает развитие устойчивости, уровня концентрации, распределения, переключения внимания, увеличение объема слухового внимания, увеличение объема зрительного и слухового внимания. Особенно значимой считается работа над увеличением объема слухового внимания. Она проходит в двух направлениях:
· Предъявление слуховых стимулов с последующим зрительным самоконтролем. В этом случае на несколько минут открываются написанные на доске слова или небольшой текст для исправления ошибок. Используются 2 варианта заданий. В первом варианте текст открывается на необходимое для исправления ошибок время и далее не записывается. Во втором варианте текст открывается на некоторое время, а потом снова закрывается. Дети исправляют ошибки
· Предъявление слуховых стимулов без опоры на наглядный материал. Усложнение задания происходит за счет постепенного увеличения предъявляемых стимулов
В коррекционной работе эффективными оказались следующие задания:
1. Сосчитай глазами
В таблице на доске написаны оптически схожие буквы, например, П и Н. ребенку предлагается как можно быстрее посчитать, сколько раз каждая буква написана в каждом ряду и записать ответ
.П Н Н Н П П
Н Н Н П П П И ДР.
2. Детям предлагается рассмотреть две написанные таблицы с рядами букв, слов или цифр и сказать, чем они отличаются
лак | лак | 86 | 86 |
дом | дом | 749 | 748 |
лицо | лиса | 2156 | 2153 |
крыша | крыша | 30752 | 30752 |
коза | коса | 24613 | 24643
|
3. затем учащимся предлагается переписать строчки с буквами без ошибок:
АММАДАМА ЕССАНЕССАС УСОКТАТА ЛИММОДОРА ОСТИМАРЕ и др.
4. Детям предлагается записать все слова в цепочке. При этом на карточке нарисованы предметы из цепочки
Домекитанкотортоммирисыносок
5. Детям предлагается нарисовать геометрические фигуры в разных частях листа. Например, круг в середине листа, ромб в левом верхнем углу, овал в правом нижнем. Затем дается задание записать слова определенным способом. Например, слово ДОМ таким образом, чтобы буква О оказалась в круге, а остальные буквы вне круга и т. д. На начальном этапе инструкция дается поэтапно; слово СОМ так, чтобы оно оказалось над овалом и т. д. Сначала инструкция дается по частям, затем полностью.
6. Логопед предлагал учащимся просмотреть строчки с буквами, подчеркивая, например букву У и вычеркивая И. Иногда задание дается с опорой, иногда без неё (на доске написаны буквы И и У) внешней
7. Ребенку предлагается запомнить сразу 2 вопроса, которые дают одновременно логопед и один из детей затем ответить на них
8. Ребенку предлагается определить, какие буквы «написали» у него на ладони и на спине. В более сложном варианте задания ребенок должен запомнить «написанные» слова и воспроизвести их устно или письменно через некоторое время.
9. Учащимся предлагается рассмотреть и запомнить картинки (буквы, слова) и одновременно запомнить вопрос логопеда, затем ответить на него.
10. Учащимся предлагалось выложить из палочек фигуру (по образцу или по представлению) и одновременно запомнить небольшое стихотворение, которое читал логопед.
11. Предлагается выложить из фасоли, гречки, риса заданную букву и одновременно запомнить короткий рассказ
Автор(ы): Щербинина Ольга Евгеньевна
Приложения: