Нарушения письма у младших школьников связаны во-первых с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, которые не всегда  позволяют полностью преодолеть нарушение письма, во-вторых,  с увеличением количества учащихся, страдающих дисграфией В настоящее время нарушения. письма рассматриваются в различных аспектах, а именно:   клиническом, психолингвистическом, нейропсихологическом и др. однако одним из наименее изученных остается  психологический аспект. У детей с дисграфией  внимание отличается  рядом особенностей по сравнению с учащимися  без нарушения письма. Внимание школьников с дисграфией является низкопродуктивным, неустойчивым, у них слабо развита способность к концентрации, распределению и концентрации, распределению и переключению, снижен объём слухового внимания, недостаточна развита способность к произвольному сосредоточению внимания.

Развитие внимания является важной предпосылкой  для успешного формирования мыслительной деятельности в целом и его операционного компонента в частности. Уровень сформированности внимания оказывает влияние  не только на качество восприятия  и мнестической деятельности, но  и  на протекание  мыслительных операций. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного  внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста и достигают максимума в школьном. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально  внешне опосредованное внимание постепенно превращается  во внутренне опосредованное.

Работу по развитию внимания надо проводить в процессе учебной деятельности учащихся. Она должна включать следующие направления:

1.      Развитие произвольного внимания

2.      Развитие свойств внимания

1.Развитие произвольного внимания

Поскольку внимание  нельзя выделить и соответственно, развивать в  «чистом виде», работа над развитием проводится в процессе деятельности в тесной связи с развитием речи и других психических функций. Для правильной организации учебной деятельности и повышения эффективности коррекционной работы необходимо воспитывать произвольное внимание, а с другой стороны, формируя  интересы учащихся и делая интересную учебную работу, переводить произвольное внимание школьников в непроизвольное..

Работа по развитию произвольного внимания  тесно связана с формированием произвольной регуляции деятельности. Эта работа включает следующие этапы:

·         Привлечение непроизвольного внимания детей. Непроизвольное внимание связано с рефлекторными  установками, устанавливается и поддерживается  независимо т сознательного намерения человека. Поэтому для решения  этой задачи используются  следующие приёмы:

а) использование ярких красочных пособий, особенно на начальном этапе

б) Использование слова «поиграем» вместо формулировки «выполним задание» на начальных этапах работы. Слово «поиграем» вызывает интерес и оживление у всех детей и обеспечивает быстрое включение в учебное задание

·         Развитие произвольного внимания

Произвольное  внимание – сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект избирает объект, на который оно направляется

При  сознательном внимании познание и деятельность человека поднимается до уровня сознательной организованности

1)      Формирование ориентировочной основы произвольного внимания. Данный этап работы предполагает совместное осуществление деятельности логопедом и учащимся. Контроль осуществляется логопедом

2)      Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности в условиях материальной опоры. Выполнение задания осуществляется  с предварительным проговариванием программы деятельности с опорой на наглядный материал. Контроль осуществляется логопедом.

3)      Формирование произвольного на всех этапах деятельности с опорой на наглядный материал  без предварительного  проговаривания программы деятельности внимания. На этом этапе включаются элементы самоконтроля над результатом деятельности другими учащимися

4)      Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности с предварительным проговариванием программы деятельности без опоры на наглядный материал.

5)      Формирование произвольного внимания на всех этапах деятельности без опоры на наглядный материал и без предварительного проговаривания программы деятельности.

Переход произвольного внимания в непроизвольное в учебной деятельности осуществляется постепенно.

2.      Развитие свойств внимания.

Данное направление работы включает развитие устойчивости, уровня концентрации, распределения, переключения внимания, увеличение объема слухового внимания, увеличение объема зрительного и слухового внимания. Особенно значимой считается работа над увеличением объема слухового внимания. Она проходит в двух направлениях:

·         Предъявление слуховых стимулов с последующим зрительным самоконтролем. В этом случае на несколько минут открываются написанные на доске слова или небольшой текст для исправления ошибок. Используются 2 варианта заданий. В первом варианте текст открывается на необходимое  для исправления ошибок время и далее не записывается. Во втором варианте текст открывается на некоторое время, а потом снова закрывается. Дети исправляют ошибки

·         Предъявление слуховых стимулов без опоры на наглядный материал. Усложнение задания происходит за счет постепенного увеличения предъявляемых стимулов

 

 

В коррекционной работе эффективными оказались следующие задания:

1.      Сосчитай глазами

В таблице на доске написаны оптически схожие буквы, например, П и Н. ребенку предлагается как можно быстрее посчитать, сколько раз каждая буква написана в каждом ряду и записать ответ

.П  Н  Н  Н  П  П

Н  Н  Н  П  П  П И ДР.

2.      Детям предлагается рассмотреть две написанные таблицы с рядами букв, слов или цифр и сказать, чем они отличаются

лак

лак

86

86

дом

дом

749

748

лицо

лиса

2156

2153

крыша

крыша

30752

30752

коза

коса

24613

24643

 

3.      затем учащимся предлагается переписать строчки с буквами без ошибок:

АММАДАМА ЕССАНЕССАС УСОКТАТА ЛИММОДОРА ОСТИМАРЕ и др.

4.      Детям предлагается записать  все слова в цепочке. При этом на карточке нарисованы предметы из цепочки

Домекитанкотортоммирисыносок

5.      Детям предлагается нарисовать геометрические фигуры в разных частях листа. Например, круг в середине листа, ромб в левом верхнем углу, овал в правом нижнем. Затем дается задание  записать слова определенным способом. Например, слово ДОМ таким образом, чтобы буква О оказалась в круге, а остальные буквы вне круга и т. д. На начальном этапе инструкция дается поэтапно; слово СОМ так, чтобы оно оказалось над овалом и т. д.    Сначала инструкция дается по частям, затем полностью.

6.      Логопед предлагал учащимся просмотреть строчки с буквами, подчеркивая, например букву У и вычеркивая И. Иногда задание дается с опорой, иногда без неё (на доске написаны буквы И и У) внешней

7.      Ребенку предлагается запомнить сразу 2 вопроса, которые дают одновременно логопед и один из детей  затем ответить на них

8.      Ребенку предлагается определить, какие буквы  «написали»  у него  на ладони  и на спине.  В более сложном варианте задания ребенок должен запомнить  «написанные»  слова и воспроизвести их устно или письменно через некоторое время.

9.      Учащимся предлагается рассмотреть и запомнить картинки (буквы, слова) и одновременно запомнить вопрос логопеда, затем ответить на него.

10.  Учащимся предлагалось выложить из палочек фигуру (по образцу или по представлению) и одновременно запомнить небольшое стихотворение, которое читал логопед.

11.  Предлагается выложить из фасоли, гречки, риса заданную букву и одновременно запомнить короткий рассказ

 


Автор(ы): Щербинина Ольга Евгеньевна
Приложения: