Подготовка детей к передаче в семью, как основной
вид деятельности воспитателя
(из опыта работы)
Шефф Варвара Сергеевна
В соответствии с требованиями Указа президента РФ от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с изменениями и дополнениями от 14.01.2017 и «Положения о содействии семейному устройству воспитанников, находящихся на воспитании в СПб ГБУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «ЦССВ №15» (приказ от 18.05.2017 №144/1-0) основной задачей воспитательной деятельности является подготовка детей к передаче в семью.
Эффективное функционирование замещающей семьи связано не только со способностью родителей принять на себя новые обязательства и решать новые задачи, но и с готовностью самого ребенка строить новые отношения и менять стереотипы поведения. Задача воспитателя состоит в том, чтобы с помощью специальных приемов и методов работы (тренингов, упражнений, бесед и т.д.) помочь ребенку лучше понять самого себя и приобрести необходимые навыки неконфликтного общения.
Создание семейного окружения для детей, оставшихся без попечения родителей, восстановление утраченных семейных связей — одна из стратегических целей работы воспитателя в ЦССВ. Подготовке к жизни в семье должны быть подчинены многие составляющие повседневной деятельности педагога — от ориентации внешкольной работы до подбора литературы, художественных, мультипликационных фильмов.
Среди методов подготовки детей к устройству в семью наиболее популярны:
1. Сказкотерапия
2. Анкетирование
3. Беседы
4. Ролевые игры
5. «Гостевой режим» (посещение ребенком семей)
6. Наблюдение (для дошкольного возраста).
У детей из учреждений интернатного типа ограниченный набор источников информации об обществе, отсутствует опытов контактов с людьми, исполняющими разнообразные социальные роли — так возникают затруднения при освоении ими позитивных и конструктивных социальных ролей: семьянина, друга, сына и т.д. Вследствие этого воспитателю необходимо работать над созданием и корректировкой образа семьи у ребенка. Для успешной работы в этом направлении необходимо учитывать возраст, индивидуальное психическое и эмоциональное состояние ребенка, уровень его самооценки, развития коммуникативных навыков, навыков самообслуживания и совместного проживания.
В своей работе педагоги используют такие методы работы, как:
1. Беседа.
- Свободная беседа предполагает создание у ребенка чувства успокоенности, связанного с тем, что о нем будут заботиться, его сытно и вкусно накормят, дадут одежду, игрушки, книги, то есть ему все необходимое для нормальной жизни, помогут ему.
- Тематические беседы, например «Взаимоотношения в семье», «Ты и твои родители», знакомят и закрепляют у детей необходимый набор знаний, соответствующий данной тематике.
2. Ролевые игры («Семейные радости и горести», «Дочки-сыночки и т.д.) и игры с куклами («Живые куклы») способствующие проживанию ребенком роли родителя, возможности научить чему-то своего малыша, пережить чувство эмпатии, испытать ответственность за другого; приобретению опыта теплых родительских отношений, внимания и заботы в роли малыша, готовности к сотрудничеству.
3. Упражнения с использованием русских-народных сказок о семье («Гуси-лебеди», «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.)
4. Знакомство с народными пословицами:
- В гостях хорошо, а дома лучше
- Дом вести, не бородой трясти
- При солнышке тепло, при матушке добро
- Домой придешь — хлеб, соль найдешь
- Согласную семью и горе не берет
- Не нужен клад, когда в семье лад.
5. Тематическое рисование как часть занятия или самостоятельное упражнение, например: «Рисунок по сказке», «Семейный портрет».
6. Чтение художественной литературы (А.Барто «Одиночество»).
7. Просмотр мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», и т.д.
8. Проектная и исследовательская деятельность («Древо жизни», «Генеалогическое древо», «Моя семья»).
9. Индивидуальные тренинги позитивного мышления с педагогом и педагогом-психологом.
Актуальность проблемы устройства ребенка в принимающую семью не вызывает сомнений: несмотря на то, что с каждым годом увеличивается тенденция к усыновлению детей, количество воспитанников учреждений интернатного типа не снижается. Чем меньше дети, тем больше они зависят от близких, тем тяжелее сказывается на их развитии отрыв от семьи. Тем большая ответственность на воспитателя группы. Именно ему необходимо ежечасно и ежедневно работать с каждым ребенком, корректируя детскую самооценку формируя и совершенствуя детские умения и навыки учебного и бытового характера, развивая личностную и эмоциональную сферы своих воспитанников. Ведь именно он является непосредственным соучастником становления личности ребенка. И оттого, как эта личность будет развиваться, зависит положительный результат подготовки детей к передаче в семью.
В сентябре 2019 года на базе группы №3 была сформирована группа детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет в количестве десяти человек. Состав группы менялся в связи с активной работой по успешной передаче детей-сирот под опеку и в кровную семью.
В своей работе по подготовке детей к передаче в семью воспитатели группы соблюдали следующие принципы психолого-педагогического сопровождения ребенка:
1) преемственность учреждений, в которые попал ребенок (дошкольное отделение в пос.Вырица);
2) создание комфортных психологических условий с первого дня пребывания ребенка в группе №3;
3) комплексное сопровождение командой специалистов ребенка и семейного окружения;
4) единство целей и задач специалистов, работающих с ребенком в отношении жизнеустройства;
5) создание равных возможностей для самореализации каждого ребенка;
6) приоритет общения ребенка с родителями, кровными родственниками;
7) поощрение ребенка к расширению своих социальных связей;
8) приоритет интересов ребенка в процессе принятия решения, влияющих на его судьбу;
9) предоставление выбора ребенку.
Ими удовлетворялись следующие потребности ребенка в ситуации семейного устройства:
- эмоциональные нужды: помощь в осознании и проживании утраты биологических родителей, в нейтрализации страха отвержения; в позволении выражать фантазии и чувства по отношению к семейному устройству;
- нужды социализации: помощь в осознании и радостей, и трудностей семейного устройства; в узнавании истории биологической семьи; в осознании возможности восстановить связи с биологическими родственниками; в осознании, что любящие семьи получаются не только помощью рождения ребенка, но и с принятием его в семью; в обучении выражению своих потребностей;
- нужды идентификации: помощь в признании двойной наследственности ребенка (биологической и приемной); в убеждении, что он — ребенок долгожданный и любимый; в убеждении, что его существование не ошибка, что его ценность как человека неизменна и неотчуждаема.
Совместно с педагогом-психологом Пархоменко Т.Г. воспитатели группы ?3 использовали методы и приемы недирективной игровой терапии, направленной на то, чтобы дети «проиграли» свои чувства и проблемы, ведь игра — это естественное средство самовыражения у детей. Это помогло в психодиагностике детей группы, способствовало контакту между ребенком и воспитателем, эффективно нейтрализовало у некоторых детей (Рома, Женя, Надя) механизмы психологической защиты, помогло словесному выражению чувств и уменьшению уровня эмоционального напряжения в группе, способствовало расширению круга интересов у воспитанников (Мирослав, Кристина, Ева).
В работе со сложными детьми (Мишей П., Мишей и Катей Б., Артемом, Женей, Кристиной, Максимом и Лизой) использовались приемы песочной терапии не только на занятиях с психологом, но и в повседневной жизни — на прогулке в песочнице. Это помогло выявить различные формы нарушения поведения, сложности в взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, сложности, связанные с изменениями в семейной и социальной ситуациях, неврозы и повышенный уровень тревожности, страхи. Что позволило определить пути коррекционной работы воспитателей с этими детьми.
Для выявления эмоционального состояния и уровня посттравматического стресса, внутреннего конфликта и межличностных отношений в работе с Мишей и Катей Б. использовались элементы мозартики (новой игровой технологии, представляющей собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа, и обладающей значительным развивающим и реабилитационным потенциалом).
В работе с детьми группы для передачи в семью воспитателям было важно выстроить их представление о прошлом, причинах перемещения из семьи в центр и перспективах на будущее (Артем, Лиза и Максим К., Надя), объяснить им (Кристине, Роману, Жене), почему они не могут жить со своими родителями.
Для формирования позитивного образа будущей семьи и семейных отношений детям предлагали выполнить следующие задания: нарисовать семью на прогулке, в доме, портрет мамы, рассказать о совместных праздниках (днях рождения, Новом годе и т.д.)
Совместно с социальными педагогами и педагогом-психологом воспитатели группы №3 проводили индивидуальные беседы с потенциальными опекунами и усыновителями, родственниками детей для определения степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей; решения сложных педагогических вопросов в период адаптации ребенка и родителей (опекунов). Так же ведется работа с родственниками детей (Миши П., Кристины, Ромы) для поддержания связей родителей и родственников с ребенком.
Слаженная работа воспитателей группы №3 Тимофеевой И.Б., Антоновой Г.Н. И Шефф В.С. совместно с логопедом-дефектологом Деминовой С.В., педагогом-психологом Пархоменко Т.Г. и социальной службой позволила достичь следующих результатов: за истекший 2019 год два человека — брат и сестра, Максим и Лиза (6 и 5 лет) были возвращены в родную семью, а два человека — Артем и Надя (5 и 6 лет) отданы под опеку. В ближайшем будущем стоит вопрос о возвращении в кровную семью Ромы.
Ожидаемый результат:
1. Увеличение количества воспитанников группы, переданных в кровную семью и под опеку.
2. Отсутствие возвратов (вторичного сиротства) из кровной семьи.
3. Сокращение периода проживания ребенка в условиях Центра.
Санкт-Петербург
2023
Список использованной литературы:
1. Методические рекомендации: Психолого-педагогические аспекты воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатных учреждений/ Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2018 г.
2. «Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью»: методическое пособие/ Г.Т. Базарова и др. - М.: Изд-во «Проспект», 2009 г.
Автор(ы): Шефф Варвара Сергеевна
Приложения: