Консультация для родителей воспитанников младенческого и раннего возрастов на тему:

«Рекомендации к организации развивающего пространства, в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возрастов»

Цель: распространение педагогических знаний среди родителей по организации развивающего пространства, в домашних условиях, для успешного развития ребенка младенческого и раннего возрастов.

Задачи:

1) Познакомить родителей с понятием «развивающая предметно-пространственная среда».

2) Дать рекомендации по наполняемости развивающего пространства.

3) Раскрыть принципы построения развивающей среды, показать их значимость.

Предполагаемый результат:

1) Родители имеют представление о понятии «развивающая предметно-пространственная среда».

2) Владеют информацией о процессе наполняемости развивающего пространства для успешного развития своего ребенка.

3) Понимают принципы построения развивающей среды.

Педагогические технологии:

1) Здоровьесберегающие технологии: ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка. Ознакомление с принципами организации развивающего пространства  помогут родителям избежать нанесения психического и физического вреда ребенку.

2) Личностно-ориентированная технология: раскрытие индивидуальности ребенка для развития его личности и природного потенциала.

3) Коммуникативные технологии: взаимодействие ребенка с окружающим миром. Раскрываем родителям значимость формирования у ребенка умения общаться и взаимодействовать.

4) Игровая технология: игра «Разработай развивающую среду» для повышения компетентности родителей в организации развивающего пространства, в домашних условиях.

Ход мероприятия:

Успешному развитию ребенка способствует развивающая предметно-пространственная среда – пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, где ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир! 

Грамотно организовать «домашнее» развивающее пространство помогут наши рекомендации.

Даже при недостатке «малометражности» квартиры создайте дома своеобразные «зоны». При определении тематики «зон» учитывайте детские виды деятельности (игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная и др.).

Для двигательной активности, сюжетно-ролевых игр выделите «зону» активной деятельности. Для релаксации, конструктивных, театрализованных игр, настольных игр определите спокойную «зону», обустроенную детским столиком и стульчиком. В данной «зоне» можно расположить книги, развивающие игры. В «зоне» познания и творчества обустройте полки с материалами для экспериментирования, творческими материалами. Можно украсить стену вблизи этой «зоны» творческими работами малыша. Игрушки для игр с водой разместите в ванной комнате.

Ребенку для удобства пользования игровым материалом, можно оформить ярлыки с картинками игрушек, прикрепив их на полки и ящики, где располагаются данные предметы. Это поможет малышу структурировать знания об окружающем мире и самостоятельно принимать участие в поддержании порядка.

Обустраивая игровое пространство, учитывайте возрастные особенности и потребности своего малыша. Игрушки не должны сильно опережать актуальные физиологические и интеллектуальные возможности ребенка. Во время игр общайтесь со своим малышом: сначала называйте ему предметы, его окружающие, позже – действия, выполняемые с предметами, затем – признаки и свойства предметов. Объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. Эмоционально поддерживайте познавательную деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Ваше общение и совместная деятельность развивают у малыша умение достигать цели через подражание взрослому.

Так, в младенческом возрасте (от 2-х месяцев до 1-го года) малыша должны окружать такие игровые материалы, как: электронные музыкальные игрушки в виде подвесок к кроватке; мякиши; 3D активный центр;  погремушки; резиновые «пищалки».

Ребенку раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет) необходимы такие игровые материалы, как: погремушки; крупные деревянные бусы; крупная мозаика; формы-«вкладыши»; крупные кубики; пирамидки; сортировочный ящик с прорезями разной формы; «шумовые» игрушки; игрушки со звуковым, световым и движущимся эффектами; крупные составные картинки; книги с яркими картинками-иллюстрациями; образные игрушки; тряпичные куклы; кукла-«голыш» с набором кукольной одежды; игрушки для игр с песком (ведерки, формочки, лопатки – для уличных игр); игрушки для игр с водой (резиновые плавающие); мячи разного размера; кегли; массажные коврики; материалы для творчества (конструирование, лепка, рисование, элементы аппликации).

При организации развивающего пространства учитывайте следующие принципы.

Выбор игрушек и игр для ребенка должен быть достаточный, но не избыточный (насыщенность).  В окружении ребенка должно находиться от 2-х до 3-х экземпляров из каждого вида, чтобы малыш мог прочувствовать игру и насладиться ее процессом. Игрушки лучше выбирать из натуральных материалов для полноты восприятия окружающего мира. Подбор игрушек (игр) должен соответствовать разной цели и направленности: развитие мелкой и крупной моторики, памяти, зрительного, слухового и тактильного восприятия, мышления.

В зависимости от меняющихся интересов и возможностей ребенка, меняется и развивающаяся среда (трансформируемость). Предлагайте малышу новые предметы и игровые задания. Содержание предметно-развивающей среды должно постоянно обеспечивать малышу неисчерпаемую информированность, возможность экспериментировать, познавать мир, себя, свои возможности.

Поощряйте использование игрового материала в качестве предметов-заместителей (полифункциональность).

Периодически меняйте ассортимент игрушек, творческих материалов (вариативность). Это позволит стимулировать  исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность малыша. Развивающая предметно-пространственная среда  - это среда постоянного освоения и изменения, тех процессов, которые способствуют разностороннему развитию ребенка!

Важно подобрать и расположить предметы так, чтобы ребенок мог ими легко пользоваться. Свободный доступ для ребенка к играм и игрушкам (доступность) – главное и основное правило развивающей среды. Полки и ящики с игровым материалом должны находиться на уровне глаз ребенка.

Особое внимание уделите безопасности материалов и оборудования, при использовании которых ребенку не будет нанесен вред. При возможности проверьте сертификат, подтверждающий безопасность продукции. Следует учесть, что игрушка может нанести как физический (ущерб здоровью), так и психологический урон (страхи, агрессия, негативные эмоции). При выборе игровой продукции оценивайте развивающий потенциал игрушки и возможные риски.

Родителям воспитанников предлагается дидактическая игра: «Разработай развивающую среду».

1-ый вариант. Цель: формирование представлений у родителей о наполняемости развивающего пространства для ребенка младенческого и раннего возрастов. Ход:  на столе размещаются карточки с картинками с изображением игрушек для ребенка младенческого и раннего возрастов; родители «делятся» на две команды и подбирают игрушки для ребенка соответствующего возраста.

2-ой вариант. Цель: соотнесение игрового материала для детей раннего возраста по тематическим «зонам». Ход: родителям предлагается, учитывая разные виды активности ребенка, соотнести картинки с изображением игрушек (игр) по «зонам» в соответствии с их тематикой.

Таким образом, рекомендации по организации развивающего пространства помогут вам, уважаемые родители, превратить познавательную деятельность вашего ребенка в увлекательный игровой процесс в рамках привычной среды вашего дома. Что обеспечит при вашем участии успешное развитие вашего ребенка!

Перечень используемых источников, на которые опирались при подготовке мероприятия с родителями:

1) О.А. Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДОО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. Федеральный институт развития образования, 2014.

2)https://www.center-sozvezdie.ru/journal/razvivayushchaya-sreda-dlya-rebenka-doma-sovety-montessori-pedagogov.html

3)https://pandia.ru/text/78/363/1556-4.php

4) https://fgos.ru/fgos/fgos-do/


Автор(ы): Агафонова Оксана Викторовна
Приложения: