Как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин (из опыта работы учителя – логопеда)

 

Лемехова Ольга Владимировна

учитель-логопед высшей категории

ГБДОУ детский сад 43 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга

В норме ребенок к 5-6 годам овладевает всей системой родного языка, а именно связной речью, умением строить  простые и сложные конструкции предложений, связно и подробно пересказывать тексты.

Совсем другая картина речи наблюдается у детей с диагнозом общее недоразвитие речи. У них снижен объем словаря, иногда без помощи взрослого ребенок не может составить рассказ по картине, не может пересказать небольшой текст без помощи наводящих вопросов взрослого, нуждается в подсказке, воспроизводит не все смысловые элементы. Иногда рассказ (пересказ) и вовсе невозможен. При составлении рассказа дети искажают смысловые звенья, не отражают смысловых отношений, нарушают последовательность событий, обедняют содержание, пропускают важные элементы.

Коррекция этих сложных дефектов речи требуют больших усилий от логопеда.    И многие молодые логопеды испытывают трудности при работе над составлением рассказов по картине и серии картин.

Принцип составления рассказа по любой картине должен основываться на достаточно богатом словарном запасе, знаниях об окружающей действительности.

Детям нужно объяснить:

Что у рассказа есть начало, середина и конец: эти части «дружат» между собой;

Научить отличать рассказ от простого набора предложений.

Картины и серии картин, с которыми мы работаем, можно условно разделить на три вида:

1)        Действие происходит вне помещения;

2)        Действие происходит в помещении;

3)        Пейзажные, без действующих лиц.

Поговорим о работе с первым видом картин: действие происходит вне помещения.

Начинаться рассказ может со слов: однажды…, как-то раз…, был…

Далее нужно ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток):

Если событие происходит: зимою, (утро, день, вечер)- зимний, морозный, снежный, холодный, ясный, весною день (утро, вечер)- ясный, солнечный, теплый, летом день (утро, вечер) жаркий, летний ,теплый, ясный;  осенью (утро, вечер) осенний, пасмурный, дождливый, ветреный.

Варианты начала могут быть разные: «Однажды зимним, морозным днем… Как-то раз дождливым, хмурым утром… Был теплый осенний вечер…» Следующая группа вопросов: кто? что задумал? (решил?) где? (куда?). Придумать имя герою (детям это тяжело дается), обозначить место действия, цель.

Например: «Маша вышла с куклой во двор… Ребята пошли на речку ловить рыбу… Дети пошли в лес за грибами»

Середина рассказа – описание непосредственных событий, происшедших с героем (героями). Вопрос: «А что случилось?» (Устанавливаются причинно - следственные связи.)

Конец – результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Взрослый может предложить продолжить рассказ – что могло - бы быть дальше.

Рассмотрим примерный рассказ по серии картин «О том, кем стал снеговик летом».

Начало. Наступила зима, выпало много снега. Дети слепили симпатичного снеговика, надели на него зеленую шляпу, перчатки, полосатый        шарф и вручили метлу.

Середина. Всю зиму простоял веселый снеговик, а ребята водили вокруг него хороводы, играли в снежки. Особенно снеговик подружился с рыжим котом, который приходил к нему каждый день и мурлыкал свои песенки.

Конец. Наступила весна. Снег растаял, и снеговик заскучал. От теплого весеннего солнышка он начал таять. Когда солнце высушило землю, и подросла молодая зеленая травка к месту, где стоял снеговик, прибежал кот. Но снеговика он не нашел. Шляпа, шарф, метла - на месте и морковку уже мышки в свою норку тащат, а снеговик исчез! «Неужели и его мыши стащили?» - подумал кот и помчался звать на помощь.

Можно придумать продолжение: Дети прибежали на помощь коту.  Они принесли старую рубаху, надели ее на колышки и, о чудо, получилось огородное пугало «Да ты - модник!» - сказал ему кот. Пугало улыбнулось ему в ответ, потому что в нутрии оно оставалось добрым и веселым снеговиком.

Рассмотрим второй вид работы с картиной: действие происходит в помещении.

Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто? что задумал? (решил)

Время года опускается, остается название части суток.

Когда? – используем выражение: однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна…

Где? - дома, в саду, в группе …

Кто? (дается имя) что решил, предложил, задумал.

Середина и конец. Остаются такими же, как и в работе с первым видом картин.

Давайте рассмотрим этот вид работы на примере сюжетной картины «Скоро Новый год». Дети с воспитателем сидят за столом, делают из бумаги игрушки для елки.

Начало. После завтрака воспитательница Ольга Ивановна сказала: «Ребята, скоро Новый год. Давайте, сделаем игрушки для елки». (Раздает цветную бумагу клей, ножницы, краски).

Середина. Все дети придумывают, кто - что будет делать. Лена аккуратно вырезала из бумаги рыжую белочку. Алеша склеил красивый фонарик, Маша вырезала снежинку. Ольга Ивановна помогла Ване нарисовать большую красную звезду.

Конец. Воспитательница хвалит детей за то, что они аккуратно сделали красивые и нарядные игрушки, которыми можно украсит елку.

Рассмотрим третий вид картин: нет действующих лиц и событий. Это картины типа «Ранняя осень», «поздняя осень», «зима».

Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Пришла… Наступила… (По картине И. Левитана).

Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчивая тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года.

Очень полезно во время рассматривания использовать: произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнышке, других объектах природы, и постараться использовать эти слова и выражения в рассказе; опыт наблюдений за природой на прогулках. Все это способствует накоплению и обогащению активного словаря ребенка, облегчает процесс составления рассказа.

Аналогично подбирается словарь по остальным временам года.

Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы: «какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?»

Нельзя забывать об употреблении слов с уменьшительно - ласкательным значением (травка, березка, тучка, солнышко, ручеек), слов с противоположным значением (далеко – близко, высоко – низко, толстый – тонкий, широкий – узкий.

Примерный словарь.

Небо. Осенью - хмурое, пасмурное, темное, ясное, затянуто тучами. Зимой - серое, низкое, ясное, пасмурное.

Солнце. Осенью: светит, прячется за тучами, иногда выглядывает из-за туч… Зимой: совсем не греет, холодное, тусклое….

День, воздух. Осенью - осенний, пасмурный, ясный, светлый, дождливый, солнечный, теплый, ненастный, свежий, чистый… Зимой - морозный, зимний, свежий, холодный…

Дождь. Осенью - моросит, моросящий, сильный, ливень, мелкий, грибной….

Снег, лед. Зимой - пушистый, легкий, серебристый, искрится на солнышке, сверкает, блестит, тонкий, толстый, прозрачный, мягкий, красивый….

Деревья, кусты. Осенью: с листьями, без листьев, листопад, желтые, красные, зеленые, разноцветные, листья опадают, кружатся….

Зимою - покрыты снежными шапками, стоят в серебре, заснули до весны…

Цветы, травы, Осенью: завяли, увяли, пожелтели….


Автор(ы): Лемехова Ольга Владимировна
Приложения: