Инклюзивное образование
В статье рассмотрены такие важные понятия как «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», его основные особенности в современной системе образования. Здесь можно сделать акцент на то, что специфика такого образования во многом объясняет последующие реформы в данной сфере. Также был описан ряд законодательных документов, которые регламентируют процесс инклюзивного образования в России, рассмотрены основные особенности современной системы инклюзивного образования в целом, его главные цели и задачи. Более того были приведены принципы инклюзивного образования, которые помогут предотвратить дифференциацию общества. Образование является важнейшим средством для самореализации в обществе, при его помощи происходит существование и развитие человеческого общества.
Ключевые слова: задачи инклюзивного образования, инклюзивное образование, особенности инклюзивного образования
Процесс модернизации экономики и политики государства повлек за собой важнейшие изменения и в системе образования. Самым важным шагом стало внедрения инклюзивного образования. Инклюзивное образование помогает бороться с дискриминацией и учит детей и взрослых ценить, принимать и понимать многообразие и разницу между людьми. В основу инклюзивного образования положена идеология, в соответствии с которой исключена любая дискриминация детей, но одновременно создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Однако особую сложность вызывает организация образовательного процесса в школах. Недостаточное методическое обеспечение, отсутствие узких специалистов и учебная база ставят преподавателей перед сложной задачей. В процессе обучения учащимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо преодолеть трудности, связанные с овладением предметами школьного курса, и сложности с формированием социальных навыков общения и самореализации [6].
Важным условием политики в области образования стало соответствие данной системы нормам основных международных документов, а именно Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека. Самым важным законодательным источником является статья 43 Конституции Российской Федерации, которая посвящена реализации права граждан на образование. Часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого человека на получение образования. Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. При этом основное общее образование является обязательным [13].
Гарантии граждан на реализацию права на образование конкретизированы в статье 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которой установлено, что для реализации процесса образования граждан с ОВЗ государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период учебы, создает условия не только для получения образования, но и для адаптации лиц с отклонениями в развитии, оказывает содействие в получении образования [14].
Законодательными документами, регламентирующими процесс инклюзивного образования, являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 года № 3266-1, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-Ф, Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах ребенка [11].
Основным и самым актуальным направлением современной системы образования в России является «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к процессу образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [14]. Цель данного образования – создание инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность и возможность реализовать себя в социуме.
Образовательные учреждения создают особые условия для детей, которые имеют особые потребности. Статистические данные показывает, что из образовательной системы выбывает около 15% учащихся, потому что система не способна удовлетворить индивидуальные потребности таких детей [3].
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека и уменьшить уровень дискриминации по каким – либо признакам. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере представляет собой реконструкцию всего образовательного процесса как системы в целом.
Термин «инклюзивное образование» был введен в международный обиход в 1994 году на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями.
Главная задача современного инклюзивного образования в Российской Федерации состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальные способности каждого дошкольника, выявить перспективу совершенствования приобретенных знаний, навыков и умений и продолжить развитие его функциональных возможностей в современном обществе. Этот набор мер включает в себя как техническое оснащение образовательных учреждений
Инклюзивное образование в России основано на особых принципах, применимых для каждого этапа образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, администрация учебных заведений и педагоги принимают детей с особенностями и отклонениями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им необходимые условия на основе психологических и педагогических приемов, нацеленных на их потребности. Данное образование предоставляет детям возможность получить необходимые компетенции по стандартам образовательной политики государства [4].
В образовательной сфере статус «ребенок с ограниченными возможностями» присваивается детям, у которых есть отклонения от физической, психической или умственной нормы. Этим детям очень сложно овладеть обычной школьной программой без определенной помощи и особой материально-технической базы. В связи с этим был разработан новый образовательный стандарт, который включает в себя различные нововведения и реконструкции уже существующего образовательного процесса.
Комплексность или «командный стиль» работы сталкивается с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов. Не менее важным аспектом инклюзивного образования в России является развитие системы сопровождения, которая испытывает трудности в методической необеспеченности квалифицированными работниками образовательной среды. Наше общество легко научилось выявлять особенности каждого ребенка, классифицировать их, а затем дифференцировать детей на группы в соответствии с их физическими, психологическими или умственными особенностями. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей ее решения.
Для ликвидации дифференциации общества и для успешной реализации инклюзивного образования в современных школах России были разработаны следующие основные принципы:
1) дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
2) программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (“комбинированному”) детскому саду;
3) все дети с особыми потребностями должны иметь право на место в детском саду;
4) разрабатывается методология для поддержки обучения детей с разными способностями (улучшая тем самым качество образования);
5) все дети участвуют во всех мероприятиях (спортивные мероприятия, спектакли, конкурсы, экскурсии и так далее);
6) индивидуальное детское обучение поддерживается совместными усилиями педагогов, родителей и всех тех, кто может оказать необходимую поддержку;
7) инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддержать детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами общества [7].
Процесс внедрения системы инклюзивного образования в России проходит достаточно сложно. Основными причинами здесь являются спад в экономике и недостаток финансовых средств, незаинтересованность администрации многих учреждений, нехватка квалифицированного персонала, а также общественная интолератность касательно данного вопроса. Однако переход на новый уровень образования позволит России сделать новый шаг в развитии государства. Поэтому весьма важно развивать систему инклюзивного образования, так как успех в освоении этой программы позволит многим детям не чувствовать себя ущемленным и оскорбленными, будет способствовать социальной адаптации каждого ребенка с индивидуальными особенностями здоровья в обществе, а также позволит создать более совершенное общество, способное развиваться и идти вперед.
Автор(ы): Стребкова Марина Анатольевна
Приложения: