Психологические особенности — это определенные особенности психики человека, включая его темперамент, психологический характер и характер тела, мотивы, стремление и волю, личностную устойчивость и идентичность.
Младший школьный возраст — это самый ответственный этап школьного детства. Для этой стадии характерна высокая сензитивность, которая определяет огромные потенциальные возможности для разностороннего детского развития.
Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этом.
Знание и принятие к вниманию психологических особенностей детей данной возрастной
группы позволяют педагогам, родителям и другим людям правильным образом выстраивать учебно-воспитательную работу. Именно по этой причине необходимы знания об этих особенностях, включая их учет в работе с учащимися начальных классов.
Среди особенностей младшего школьного возраста необходимо выделить:
- Психофизиологическое и физическое развитие, которое обеспечивает возможность систематического обучения в школах;
- Совершенствование работы головного мозга и нервной системы,
- Высокая утомляемость, неустойчивая умственная работоспособность;
- Наличие нервно-психической восприимчивости;
- Сосредоточение, возбудимость, эмоциональность;
- Совершенствование познавательных потребностей, рассуждения, словесно-логического
мышления, изменение способности произвольно регулировать поведение
В качестве основной особенности этого периода выступает коренное изменение социальной ситуации развития.
Ребенок становится «общественным» субъектом, обладая теперь социально значимыми обязанностями, за выполнение которых он получает оценку общества.
Младший школьный возраст — это этап относительно равномерного и спокойного физического развития. У ребенка довольно пропорционально и равномерно увеличиваются рост и вес, выносливость, жизненная ёмкость лёгких.
Психология детей младшего школьного возраста – это раздел возрастной психологии, изучающий условия, движущие силы, возрастные особенности и закономерности психического развития детей младшего школьного возраста. Предмет психологии детей младшего школьного возраста – это факторы, закономерности и особенности психического развития младших школьников.
Задачи психологии детей младшего школьного возраста:
1. Раскрыть факторы, условия, закономерности, движущие силы и индивидуальные особенности психического развития детей младшего школьного возраста.
2. Изучить возрастные особенности и закономерности протекания психических процессов у младших школьников.
3. Раскрыть особенности ведущей деятельности в младшем школьном возрасте.
4. Определить методы и методики изучения психического развития и личности младшего школьника.
5. Определить основные направления деятельности педагогов и психологов по развитию личности младшего школьника и формированию их учебной деятельности.
Ключевым понятием психологии детей младшего школьного возраста является понятие «развитие».
Психология детей младшего школьного возраста опирается на достижения возрастной анатомии и физиологии, особенно на основные положения развития нервной системы и высшей нервной деятельности ребенка. Психологию детей младшего школьного возраста сближает с гуманитарными науками изучение взаимодействия личности и ее ближайшего окружения, интерес к особенностям психического склада человека в различные исторические эпохи, роль языка в культурном и психическом развитии человека.
Многообразны связи психологии детей младшего школьного возраста с медициной, которые проявляются в изучении причин нарушения психической деятельности, диагностике и лечении различных психических заболеваний.
Психология детей младшего школьного возраста тесно связана с возрастной психологией, поскольку опирается на представления о психике человека на разных возрастных этапах развития, описанных в возрастной психологии, и использует систему ее основных понятий и методов изучения личности ребенка. Владение методами изучения личности младшего школьника является необходимой компетенцией в профессиональной деятельности педагога-психолога.
На становление субъектности младших школьников в учебной деятельности влияют многие факторы. И их взаимосвязь в детерминации развития субъектности неоднозначна. Среди наиболее важных можно выделить социальные факторы: педагогический стиль учителя и стратегии детско-родительских отношений по отношению к самостоятельной познавательной активности ребенка, его познавательным инициативам и учебной мотивации. Единство когнитивной, регулятивной и социально-коммуникативной сфер личности младшего школьника и проблема самосознания.
Познавательная мотивация младших школьников, которая на начальном этапе обучения во многом связана с фактом новизны, в том числе новых социальных условий и отношений в школе, особой предметности (учебники, тетради, дневник и т.п.), нового пространства (класс, школа в целом, дорога до школы и т.п.), новых знаковых систем (букв, слов, цифр и т.п.), достаточно быстро, после периода адаптации, преобразуется в обыденную. Эмоциональная составляющая в познавательной мотивации насыщается и снижается, а при неблагоприятных условиях (в первую очередь отношение со стороны учителя, а также фактор трудности учебной деятельности) познавательная мотивация может вообще сойти на нет. Для младших школьников определяющим фактором выступает форма обучения, а не содержание. Особое единство эмоционально-мотивационной, когнитивной и социально-коммуникативной сфер жизнедеятельности младшего школьника требует пристального внимания к форме организации обучения и стилю педагогического общения.
Центральным психологическим феноменом для детей младшего школьного возраста, становление которого влияет на все сферы его психики, является произвольность. Именно развитие произвольности познавательных процессов в самосознании, произвольной регуляции (эмоций, чувств, мотивов, рефлексии), произвольности в общении, социально-ролевом поведении, социально-нормативной деятельности, а также обретение произвольности и осознанности в познании самого себя — центральные психологические новообразования возраста.
Произвольность у младшего школьника формируется именно в учебной деятельности. Социальные требования к ребенку выражаются в необходимости произвольного слушания (внимать рассказу учителя), произвольной саморегуляции в поведении (сидеть за партой целый урок и заниматься требуемым действием), самостоятельной организации времени (не опаздывать на занятия после перемены, выполнять домашние задания вовремя) и т.д. Постепенно младший школьник осваивает способность делать то, что «надо», а не только то, что «я хочу». Младший школьник обучается произвольно управлять своим поведением.
Важным новообразованием для младшего школьника выступает рефлексия. Ее становление во многом связано с тем, что от ученика требуют не только решения той или иной учебной задачи, но и понимания, как это он сделал, обоснования правильности пути решения. Именно рефлексивный подход в обучении младших школьников, когда учитель постоянно обращает сознание ученика к пути решения, к пониманию границ своих возможностей и причин затруднений в решении наличных задач, позволяет сформировать у ученика способность не просто произвольной, но и осознанной деятельности. Ребенок начинает не просто выполнять требуемое от него, но и понимает: что, зачем, как и для чего он делает. Эта способность впоследствии переносится с деятельности на личность и становится психологическим основанием для развития адекватной самооценки.
Автор(ы): Ванина Валерия Александровна
Приложения: