Воспитанию детей школе отдана большая роль, быть может, даже больше, чем семье. Дело это очень сложное и ответственное. Школа играет огромную роль в воспитании ребёнка, его становление как личности.  Что такое воспитывать? Это значит понимать ребенка, слышать его, направлять, определять цели, развивать и т.д.

В группе продленного дня в младших классах дети проводят много времени. Это такое маленькое «царство», где формируются отношения, бурлит учебно-воспитательный процесс. Через творчество воспитатели группы продленного дня раскрывают в детях их способности, узнают об их увлечениях, что им интересно, что нового они хотят узнать или чему научиться. Помогают им стать ответственными, реализовать себя, развить свои способности и осознать возможности. В этом состоит главная цель воспитания!

 Одной из форм общественного воспитания детей и является группа продленного дня. Она имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Воспитатель  создает в группе продленного дня  такую обстановку, такие благоприятные условия для ребенка и всего коллектива, чтобы они могли проявлять себя в разных условиях. Дети в группе продленного дня не ограничены жёсткими рамками уроков, выполнением учебной программы. Они находятся в более свободных условиях, чем в классе. И задачей воспитателей является грамотная организация деятельности детей после уроков. От этого зависит и успех воспитательной работы в целом. Решая проблемы развития образования, важно осуществить практику взаимодействия классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, психолога, педагога организатора, социального педагога, педагогов дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного воспитания и личностно-ориентированного развития ребенка. Конечно все это проходит через игру. Дети усваивают систему взаимоотношений, развиваются и формируются как личности. Именно игра, а также беседа позволяют решить возникающие возрастные проблемы. Причем нынешнее поколение знает очень мало подвижных игр, им быстро надоедают настольные игры, Внимание быстро пропадает. На своих занятиях воспитатели знакомят детей с различными играми, обсуждают правила. На прогулках играют вместе с детьми. В ходе прогулки идет интенсивное обогащение школьников разнообразной информацией: они знакомятся с окружающим миром путем непосредственных наблюдений, общаются с товарищами и воспитателем.  

 Другой большой проблемой современных детей является неумение и нежелание читать.  Часто дети не запоминают сюжет. Потерян интерес к чтению, которое вытеснили телевизор, компьютер, игры в телефоне. Дети лишены возможности полюбить книги, поскольку не сформирована культура чтения (родители не читают сами; родители не читают книги детям; детские книги зачастую просто отсутствуют дома). Многие дети не знают сказочных и литературных героев. А впоследствии им становится не интересна классическая литература.Как же заинтересовать детей чтением книг? Как сделать чтение приятным и желанным? Было опробовано множество способов привлечь ребят к чтению: посещение школьной библиотеки, проведение викторин по сказкам, чтение в группе детских журналов и книг с последующим обсуждением. Дети учатся общаться с книгой: знакомиться с разнообразием детской литературы, учатся выбирать книгу по интересам, находить нужную в ней информацию.

 Досуговая деятельность призвана заполнить свободное время содержательным активным отдыхом. Она организуется в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами выбирают вид отдыха, чтение, спортивные игры, просмотр телепередач и т.д. На занятиях по искусству воспитывается правильное отношение к прекрасному. Дети познают красоту через механизм чувственного восприятия. Посещая студии, они довольно свободно начинают ориентироваться в видах искусства, разбираются в основных изобразительных средствах, узнают выдающихся представителей  этих видов искусства и их произведения.

 Только пребывание ребенка  в школьной группе продленного дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное).Ребенок находится постоянно в зоне педагогического  влияния.

Ослабление воспитательных функций семьи - тенденция, обусловившая появление режима продленного дня в конце 50-х годов, характерна и для настоящего времени. Современные родители младших школьников часто просто не в силах выполнять свои обязанности, так как большую часть дня заняты на работе или в ее поисках. Еще один важный показатель нашей жизни: каждый седьмой ребенок в России воспитывается в неполной семье.

Совершенно очевидно, что младшие школьники часто имеют склонность к девиантному (отклоняющемуся) поведения. Оказалась почти разрушена система бесплатного детского творчества: кружки и студии, спортивные и любительские объединения. Школа часто не в силах удержать подростков, но младших школьников можно увлечь, удержать от прямых и агрессивных асоциальных влияний. Вот почему необходим продленный день. Интересные занятия в кругу ровесников для ребенка после уроков помогают и оберегают младших школьников от вредного влияния.

Современная школа, при всех издержках и трудностях, строится как развивающая, личностно ориентированная школа. И это еще один важный аргумент в пользу режима продленного дня.

Основные формы работы групп продленного дня

Самоподготовка

Особая организационная форма работы младших школьников в режиме продленного дня - самоподготовка. Дома маленький ученик подчас оказывается один на один с домашним заданием, должен сам планировать его по времени, сам себя побуждать к деятельности, контролировать. Осознание ответственности за домашнюю работу - сложное психологическое и нравственное состояние для младшего школьника.

В режиме продленного дня выделяется специальное время для самостоятельной учебной деятельности детей, которая организуется непосредственно воспитателем группы. Самоподготовка призвана выполнять несколько функций:

Образовательную: систематизация и закрепление знаний,

Развивающую: развитие внимания, памяти, мышления, речи,

Воспитательную: воспитание мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля.

На самоподготовке можно с успехом реализовать самые главные условия приучения детей к порядку: систематичность, добровольность, поддержание порядка.

Младшие школьники многократно повторяют действия, и в результате этого алгоритм познавательной деятельности будет внутренне принят.

Прогулки

Прогулка - это педагогически организованная форма активного отдыха детей. Прогулка способствует восстановлению работоспособности ребенка, а также помогает расширить кругозор детей.

Спортивная прогулка – дает возможность детям играть в спортивные игры, соответствующие времени года и школьным возможностям.

Прогулка-наблюдение - наблюдение младших школьников за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира в сквере или в парке.

Прогулка-задание - содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы.

Прогулка-экскурсия – дает возможность познакомить ребят с историей своего города, района, музеями и выставками.

Прогулка-творчество – помогает вызвать у детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность в общении с природой.

Прогулки дают ребенку определенный социальный опыт в его детской жизни, который не может возникнуть на уроке или перед экраном телевизора.

Кружки

Кружок - самая распространенная форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Театральный, шахматный, кружки "Умелые руки", мягкой игрушки, занимательной математики или грамматики, юных натуралистов, юных художников - это неполный перечень возможностей для ребят из групп продленного дня.

Клубная деятельность

Помимо кружков возможна организа­ция и более результативной, более сложной в методическом отношении формы внеклассной воспитательной работы — клуба.

Клуб предоставляет младшим школьникам насыщенное и разнообразное взаимодействие, позволяет удовлетворять широ­кие многогранные интересы детей.

Работа в клубе организуется в форме празд­ников, вечеров игр и развлечений, проведения коллективных творческих дел. Возможности общих познавательных интересов школьников в клубе значительно расширяется, стираются границы между детьми с различным уровнем успеваемости, что ведет к обогащению взаимоотношений.

Заключение

Таким образом, мы можем констатировать, что группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспитывающей образовательной среды позволяет оказывать действенную помощь семье и детям.

Но также очень важно отметить и серьезные проблемы, осложняющие качественную работу групп продленного дня - это проблему организации предметно-пространственной среды: наличие специально приспособленных для работы группы помещений, проблему кадрового и программного обеспечения.

Необходимо создать правильное воспитательное пространство ГПД – это и среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, и специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

А главная задача педагога - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Список использованной литературы.

Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. - М., 1985

Продленный день в школе: режим и организация досуга. /Под. ред. О.А. Лосевой. - М., 1991.

Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продленного дня. - СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.

Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. - М., 2004

Касаткина Н. А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня – Волгоград, Учитель,2005.

 


Автор(ы): Скляр Маргарита Сергеевна
Приложения: