Семейное воспитание в условиях государственного учреждения – одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. В детском доме воспитываются дети, которые либо не имели опыта проживания в семье, либо приобрели негативный опыт представления о семье. Они создают свой, часто неверный образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника детского дома в систему социальных отношений с ним проводится специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребёнком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Опыт показывает, что воспитанникам детских домов сложно создать свою собственную семью, или же ребята создают неблагополучную семью, которая чаще всего распадается. Их дети тоже часто становятся воспитанниками детских домов. Семья для них не является актуальной ценностью, так как у детей существенно деформирована сфера нравственных ценностей. Поэтому наша задача познакомить детей с нравственными семейными ценностями, создать в группе благоприятные условия, приближенные к домашним, способствующие актуализации семейных ценностей.
Подготовка детей – сирот к семейной жизни – это комплекс мер психолого-педагогического характера, направленных на формирование у воспитанника адекватного представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в учреждении.
В рамках семейного воспитания в нашем учреждении проводится работа с воспитанниками по программе «Воспитание юного петербуржца.», «Семейный очаг». Разработан и реализуется проект «Моя семья- мое богатство»
В ходе данного проекта дети изучают различные вопросы. Что такое семья? Детям рассказывают и показывают классическую модель семьи: родители, дети, бабушки, дедушки. Проводятся беседы, рассуждения «Старшие в семье», «О ком заботятся в доме», «Близкие родственники». За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Расширился словарный запас детей такими понятиями как «родословная», «род», «счастливая семья» Дети узнали о семейных традициях, стали лучше разбираться в родственных связях.
Психолого-педагогическим средством формирования готовности к семейной жизни являются занятия-беседы, в ходе которых дети получают необходимые им знания, практические занятия, на которых идет закрепление полученных знаний, тренинги, в ходе которых воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабы стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления.
Но подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни не может быть осуществлена в полной мере только в рамках программы, она должна быть в самой жизни.
Поэтому в основе организационной структуры детского дома лежит семейным принцип.
Воспитанники объединены в разновозрастные группы, организованные по семейному типу, с учётом родственных связей, что позволяет создать благоприятные условия, приближенные к домашним. Дети, поступающие в наше учреждение, с самого начала закрепляются за одной группой-семьей, живут на протяжении всего пребывания в детском доме в данной группе, в своей спальне, имеют свою мебель и принадлежности.
У каждого ребенка есть свое личное пространство, которое он может строить по собственному усмотрению. Дети каждой группы «семьи» имеют отдельный жилой блок по типу семейной квартиры. В «семьях» создан свой интерьер, где окружающая среда работает на развитие ребенка, формирование у него разумных потребностей. Каждому ребенку предоставлено право на самовыражение. Совместное проживание с братьями и сестрами, создание развивающей среды, хранение и беспрепятственное пользование личными вещами, наличие возможностей для удовлетворения санитарно-гигиенических нужд, позволяют удовлетворить базовые личностные потребности ребенка. Для организации жизнедеятельности детей создана материальная база: физкультурный и тренажерный залы, бассейн. библиотека, музыкальный зал кабинет психологической разгрузки мастерская домоводства, где дети получают необходимые навыки ведения домашнего хозяйства.
Воспитатели работают только в своих закрепленных группах на протяжении многих лет. Воспитанники привыкают к своим наставникам, которые остаются близкими и авторитетными для своих детей. Семейная ориентация заставила сменить привычную позицию воспитателя: функции контроля, организации перестают быть главными, на первый план выходит развитие личности каждого ребенка, помощь в осмыслении окружающей жизни, дружеское участие в переживаемых детьми событиях. Все проблемы воспитанники и воспитатели решают сообща.
Для воспитанников существует возможность широкого контакта с внешней средой, вне стен Детского дома. Дети школьного возраста учатся в разных школах, имеют друзей из числа родительских детей. Наши воспитанники посещают кружки, секции доп. образования района, города.
Существуют сложившиеся традиции детского дома, в том числе общие праздники:
- «День рождения », «Походы к любимым местам отдыха», «Дни именинника», « Новый год», 23 февраля, 8 Марта, , которые способствуют сплочению детей, создают атмосферу сердечности и человеческой близости
- совместное проведение развлекательных и спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих сплочению воспитанников и педагогов в каникулярное время и
В рамках программы «Детского самоуправление» дети, на школьных собраниях, заседаниях совета детского самоуправления сами и под руководством взрослых учатся принимать решения:
- решают конфликты и споры между членами детского коллектива;
- организуют и проводят семейные мероприятия;
- анализируют успеваемость членов;
- обеспечивают дисциплину и порядок;
- организуют дежурства;
- проверяют сохранность одежды, мебели, школьных принадлежностей.
В компетенции Совета детского самоуправления рассматривание любых вопросов и проблем жизнедеятельности детского дома:
- обсуждение и утверждение планов подготовки и проведения важнейших мероприятий;
- подготовка и проведение общих собраний;
- решение вопросов о поощрении и наказании воспитанников;
В рамках семейного воспитания проводится систематическая работа, направленная на формирование личностных качеств, необходимых в дальнейшей семейной жизни:
- нравственно-патриотическое воспитание (встречи с ветеранами, день пожилого человека)
- трудовое воспитание
Упор делается на привитие детям навыков семейного быта, воспитание добрых чувств к своим братьям, сестрам. График дежурств по группе устанавливается внутри группы. Основной акцент в работе делается на старших детей.
В детском доме много уделяется внимания общественно-полезному труду. Дети принимают участие в ремонте, благоустройстве территории Детского дома и сезонных работах на участке. В группе каждый день в конце дня проводится подведением итогов
- профессиональное самоопределение
Проводятся занятия по программе «Воспитание юного петербуржца» Проводятся экскурсии на предприятия, посещение профессиональных училищ и лицеев
Таким образом, процесс подготовки выпускников детских домов к самостоятельной в будущем семейной жизни, необходимо рассматривать как часть целостной системы духовно-нравственного воспитания подростков, как фактор укрепления нравственной сферы личности будущих граждан.
Очень часто ребенок достаточно хорошо представляет себе свою будущую семейную жизнь, не имея при этом положительного опыта семейных взаимоотношений. Поэтому формирование готовности к семейной жизни необходимо интегрировать нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств как человечности, доброта, чуткость, сострадание, отзывчивость, готовность помочь другим.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи, воспитание семейных ценностей, которые в дальнейшем помогут создать свои семьи воспитанникам детских домой
Семейных ценностей масса, но в условиях детского дома должно происходить воспитание всех основных семейных ценностей: общение, уважение, традиции, ответственность, чувство значимости в семье, умение прощать. Нет готовой системы ценностей, которые в дальнейшем будет культивировать в своей семье воспитанник-выпускник, поэтому воспитание семейных ценностей в детском доме должно происходить в масштабном объеме.
Таким образом, воспитание семейных ценностей у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является неотъемлемой частью процесса воспитания в детских домах.
Автор(ы): Мичри Елена Борисовна
Приложения: