Методическая разработка краткосрочный проект экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста
«Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»
Зотова Полина Вячеславовна воспитатель Детский сад № 122 комбинированного вида
Выборгского района г.Санкт-Петербурга
Актуальность проекта
Дети дошкольного возраста свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями. Актуальным направлением стало экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день в дошкольном образовании. Метод экспериментирования одним из эффективных методов познания окружающего мира. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы «цвет ,величина, форма: высоко - низко - далеко ,мнётся - ломается, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее ». Экспериментирование исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тема проекта актуально и осознанно была выбрана «Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста».
Цель проекта: Расширить кругозор детей о неживой природе через экспериментирование, познание опытов через познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.
Задачи проекта:
Обучающие: формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.
Развивающие: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, свойствами особенностями, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.
Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе,
интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов.
Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.
Участники проекта: воспитатели – дети средней группы – родители.
Продолжительность проекта: краткосрочный «1 неделю
Метод обеспечения:
1. Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты
2. Проведение опытов « практических »
3. Беседы
Этапы осуществления проекта:
I Подготовительный этап:
ü Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
ü Мониторинг.
ü Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.
II Основной этап реализации проекта:
1. Теоретическая часть: составление перспективного плана разработка конспектов.
2. Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач
3. Создание информационного пространства информационный стенд, оформление папки - передвижки ,консультации по теме.
4. Подборка художественных произведений, дидактических игр ,иллюстраций по данной теме.
III. Заключительный этап:
ü Мониторинг.
ü Подведение итогов работы над проектом.
Предварительная работа:
ü Провести оценку уровня знаний детей по теме проекта.
ü Изучение методической литературы по теме проекта.
ü Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.
Формы работы:
ü Проведение с родителями бесед, консультаций экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. «Положение № 7 »
ü Проведение НОД по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, презентации .
ü Целевые прогулки с детьми с наблюдением .
ü Игры в опытно-экспериментальном уголке и уголке природы.
Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности в средней группе
Вторник Опыт №2 Вес. Угадайка. «Приложение№2 » |
Понедельник Опыт №1 Песок «Песчинки» «Приложение №1 »
|
Среда Опыт №3 Воздух. Что в пакете? Поиск воздуха. « Приложение №3 » |
Четверг Опыт №1 Каждому камешку свой домик. «Приложение №4 » |
Пятница Опыт №1 Вода. Окрашивание воды. « Приложение №5 » |
Предполагаемый результат:
ü Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач в ходе проекта .
ü Способность к познанию и логическому мышлению.
ü Умение использовать разные приемы и способы познания.
ü Вызвать интерес к экспериментированию у детей.
Мониторинг : мониторинг достижений детей по теме «Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста» «Приложение № 6 ».
Заключение. Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Перспектива проекта. Осваение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Дальнейшая работа по данной теме поможет в преобразовании предметно - пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей, и позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей, интерес к природе и экспериментальной деятельности .
Я уверена в том, что опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста , так же как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».
6. Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2018
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
4. Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А., Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016
5. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. «Серия «Программа развития»
6. Костюченко М.П., Камалова Н.Р., Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Волгоград», 2016
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
8. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство – Волгоград: Учитель, 2012.
10. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель, 2013.
11. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с
12. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
13. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
14. Интернет ресурсы
Автор(ы): Зотова Полина Вячеславовна
Приложения:
6517ce129f3a6_приложения_мет_раз_экол.docx