Методическая разработка краткосрочный проект экологического воспитания детей среднего   дошкольного возраста

 «Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»

 

 

Зотова Полина Вячеславовна воспитатель Детский сад № 122 комбинированного вида

Выборгского района г.Санкт-Петербурга

 

 

Актуальность проекта

Дети дошкольного возраста  свойственна  ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями. Актуальным направлением стало экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день в дошкольном образовании. Метод экспериментирования одним из эффективных методов познания окружающего мира. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы «цвет ,величина, форма: высоко - низко - далеко ,мнётся - ломается,  мягкий - твёрдый - тёплый и прочее ». Экспериментирование исследовательская деятельность, помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тема проекта актуально и осознанно была выбрана «Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста».

Цель проекта: Расширить кругозор  детей о неживой природе через экспериментирование, познание опытов через познавательно-исследовательской деятельности как средства экологического воспитания дошкольника.

Задачи проекта:

Обучающие: формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.

Развивающие: развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями,  свойствами особенностями, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.

Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов.

Тип проекта: групповой, познавательно - экологический.

Участники проекта: воспитатели – дети средней группы – родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный «1 неделю

Метод обеспечения:

1.     Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты

2.     Проведение опытов « практических »

3.     Беседы

Этапы осуществления проекта:

I Подготовительный этап:

ü  Определение  темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

ü  Мониторинг.

ü  Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.

II Основной этап реализации проекта:

1.     Теоретическая часть: составление перспективного плана разработка конспектов.

2.     Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач

3.     Создание информационного пространства информационный стенд, оформление папки - передвижки ,консультации по теме.

4.     Подборка художественных произведений, дидактических игр ,иллюстраций по данной теме.

III. Заключительный этап:

ü  Мониторинг.

ü  Подведение итогов работы над проектом.

Предварительная работа:

ü  Провести оценку  уровня знаний детей по теме проекта.

ü  Изучение методической литературы по теме проекта.

ü  Беседа с родителями детей о целях проекта, их роли в успешном осуществлении проекта.

Формы работы:

ü  Проведение с родителями бесед, консультаций экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. «Положение № 7 »

ü  Проведение НОД по ознакомлению с окружающим миром, художественному творчеству, презентации .

ü  Целевые прогулки с детьми с наблюдением .

ü  Игры в опытно-экспериментальном уголке и уголке природы.

Перспективный план опытно – экспериментальной деятельности в средней группе

        Вторник

      Опыт №2 

     Вес. Угадайка.        

 «Приложение№2 »

Понедельник                          

Опыт №1   Песок

 «Песчинки»

«Приложение №1 »

 

 

 

 

 

                   Среда            

  Опыт №3  Воздух. Что в пакете?

             Поиск воздуха.    

            «  Приложение №3 »

 

              Четверг         

   Опыт №1    Каждому камешку

свой домик. «Приложение №4 »

 

 

 

               Пятница         

Опыт №1 Вода. Окрашивание воды. « Приложение №5 »


 

Предполагаемый результат:

ü  Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач в ходе проекта .

ü   Способность к познанию и логическому мышлению.

ü  Умение использовать разные приемы и способы познания.

ü  Вызвать интерес к экспериментированию у детей.

Мониторинг : мониторинг достижений детей по теме «Экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста»   «Приложение № 6 ».

Заключение. Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры личности в ее широком и глубоком понимании. Формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Перспектива проекта. Осваение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост. Дальнейшая работа по данной теме поможет в преобразовании предметно - пространственной развивающей среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей, и позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей, интерес к природе и экспериментальной деятельности .
           Я уверена в том, что опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей среднего дошкольного возраста ,  так же как и игровая, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому девизом педагога сегодня должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

6. Список литературы:

1.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 4 - 5 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008

2.     Горошилова Е.П., Шлык Е.В. Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2018

3.     Дыбина О. В  Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.

4.     Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А., Издательство «ТЦ СФЕРА», 2016

5.     Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с. «Серия «Программа развития»

6.     Костюченко М.П., Камалова Н.Р., Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Издательство «Волгоград», 2016

7.     Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

8.     Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.

9.     Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство – Волгоград:  Учитель, 2012.

10.  Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград:  Учитель, 2013.

11.  Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  Методическое пособие.  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.— 128 с

12.  Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ «Сфера», 2008.

13.  Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.

14.  Интернет ресурсы

 

 

 

 


Автор(ы): Зотова Полина Вячеславовна
Приложения:
6517ce129f3a6_приложения_мет_раз_экол.docx