При развитии любой творческой деятельности дети нуждаются в показе способов действия. Однако существует целый ряд специальных обучающих приемов для развития творческого воображения воспитанников, инициативы детей при составлении ими творческих рассказов.
При обучении детей творческим рассказам важным фактором является формирование правильного понимания малышами задания «придумывайте», Для этого рекомендуется сопоставление рассказов из их опыта и придуманных (на одну и ту же тему); замена в рассказе фактического характера какой-либо одной детали или одного эпизода, придуманных дополнительно («сочини», «выдумай»).
Используется предварительный разбор отдельных вопросов плана. Этот прием помогает ребенку богаче и последовательнее развивать сюжетную линию, подробнее описать действующих лиц, природу, а главное – разнообразить содержание и форму будущих рассказов. Например, придумывая рассказ «Как Саша нашел котенка», можно предложить детям подумать, где он мог его найти. Дети дают различные ответы: «В густом лесу», «У озера», «На улице». На вопрос: «Какой был котенок?» - последуют ответы о его цвете, размере и т.д.
Педагог может изменить направление мысли детей своевременным комментарием, например, подсказать, какую пользу может принести котенок. Ответы детей помогают активизировать необходимый для рассказов словарь.
Наиболее эффективен этот прием активизации воображения детей при обучении их использованию такого композиционного элемента как описание внешнего вида героя, предметов, его окружающих, пейзажа. Например, воспитатель предлагает воспитанникам придумать сюжет рассказа на тему «Как Катя потеряла шарфик». Дети могут придумать, какой шарфик был у девочки, это сосредотачивает их на описании. После того, как будут прослушаны несколько разнообразных описаний, детям предлагается план составления рассказа: кто купил (или связал) Кате шарфик? Какой он был? Как она могла его потерять? Кто помог ей найти шарфик?
Наиболее легкий для ребят пример – предложение воспитателем нескольких вариантов развития сюжета (до предложения детям самостоятельно составить рассказ). Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые подсказал взрослый, а затем придумывают свои варианты. Удачные примеры развития сюжета воспитатель отмечает и предлагает детям пересказать.
В подготовительной группе возможно использовать такой оригинальный прием как придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем. Рассказы придумываются на нескольких занятиях, но это рассказы с продолжением. Вот, например: «Какой был Коля?», «Какая игрушка понравилась Коле в детском саду?», «Коля показывает свои рисунки друзьям», «Кораблик Коли уплыл в море». Дети получают таким образом более легкую задачу: сюжет определен, герои названы. Нужно только разнообразно, по своему, рассказать о предложенном. Можно предложить детям более конкретный план описания.
Активизирует воображение и речь детей такой прием как дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как мальчик нашел щенка», «Как девочка нашла щенка»), включение в рассказ прямой речи героев.
Некоторые педагоги считают, что разнообразить рассказы можно, придумывая имена действующим лицам. Однако это задание иногда излишне затрудняет детей, они могут перепутать имена, что сбивает детей в составлении рассказа. Но в рассказах, где внимание детей сосредоточено на событии или предметах, давать имена героям не обязательно, особенно на первых этапах обучения рассказыванию.
Когда дети научатся придумывать простые рассказы при активной обучающей помощи воспитателя, можно усложнить задание. В виде вступления к детским рассказам предлагается подробная характеристика действующего лица, а затем предлагается для рассказывания ряд эпизодов на выбор. Свобода выбора, отсутствие единого плана обеспечивают наиболее полную деятельность для детской фантазии. В дальнейшем можно составить альбом детских рассказов и рисунков, связанных единым действующим лицом.
Совершенствование мышления детей обнаруживается в формировании умений анализировать свой рассказ, поэтому в методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной группе можно рекомендовать следующие приемы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, предложенный воспитателем; обобщить содержание своего будущего рассказа в кратком названии; выделить основную сюжетную линию (сказать, что будет делать герой рассказа); составить план из двух пунктов. Эти приемы применяются дифференцированно, в зависимости от умений детей.
Обучение придумыванию рассказов и сказок проводится на занятиях различной сложности, с использованием разнообразного наглядного материала. Различные приемы развития творческой активности применяются на любом из них.
Автор(ы): Коканова Оксана Константиновна
Приложения: