Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №32 Петроградского района Санкт - Петербурга
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
"Мир вокруг нас"
с детьми подготовительной к школе группы
«Явления природы»
воспитатель: Баландина А.Ю.
Санкт-Петербург
2023
Цель: расширение и углубление представлений детей о явлениях природы.
Задачи:
Образовательные
· Расширять кругозор старших дошкольников на примере знакомства с явлениями природы;
· Формировать представления детей о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;
· Закреплять умение детей применять полученные знания на практике: сопоставлять явления природы с временами года (сезонами).
Развивающие
· Активизировать словарный запас за счет новых слов (метеорологи, сезоны, термометр);
· Стимулировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
· Развивать память, внимание, образное и ассоциативное мышление.
Воспитательные
· Воспитывать интерес к изучению природы;
· Развивать желание любоваться красивыми явлениями природы, беречь и охранять природу;
· Формировать эстетическое восприятие природы.
Образовательные технологии:
Познавательно-исследовательская деятельность
· Проведение практической работы
· ИКТ-технологии
Материально-техническое оснащение:
· Интерактивная доска, проектор, ноутбук, колонки;
· Видео «Метеоролог», «Явления природы – это…»;
· Карточки с изображением явлений природы (маленькие, большие);
· Кармашки с сезонами (временами года);
· Рабочие листы метеорологов.
Ход занятия
I. Вводная часть:
Дети заходят в группу, воспитатель встречает детей.
- Здравствуйте, ребята. Подходите ко мне, доставайте из мешочка карточку. Занимайте места согласно вашим карточкам (на столах стоят карточки с изображениями явлений природы, соответствующие карточки дети вытянули из мешочка и заняли соответствующие места).
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг … (природа).
- Вы абсолютно правы! Какие вы умные и сообразительные. Давайте, скорее узнаем тему нашего занятия. Для этого посмотрите на карточки, которые вы вытянули из мешочка. Назовите, что изображено на ваших карточках (каждая группа по-очереди называет, что изображено у них на карточках).
- Как одним обобщающим словом можно назвать все ваши изображения. (Явления природы).
- Верно, это и будет темой нашего занятия.
- А знаете, как называется профессия людей, которые занимаются изучением явлений природы? (Нет).
- Это метеорологи. Давайте посмотрим видеоролик и узнаем об этой профессии более подробно.
Просмотр видеоролика.
- Сегодня мы с вами будем метеорологами. Для этого получите специальную одежду, бейджики.
Получают халаты и бейджики.
II. Основная часть:
- Итак, уважаемые метеорологи, сегодня на повестке дня изучение темы «Явления природы». Для этого у каждого из вас есть листы метеорологов. В них мы будем делать записи.
Каждый получает лист с планом работы.
- Посмотрите на 1 пункт плана. Как вы думаете, что здесь зашифровано, что нам нужно узнать? (Необходимо узнать, что такое явления природы).
- Чтобы узнать, что такое явления природы мы посмотрим обучающие видео.
Просмотр видео «Явления природы – это…»
- Кто внимательно смотрел видео и может сказать, что же такое явления природы? (Явления природы – это любые изменения, происходящие в природе).
- Молодец, верно.
- Мы выполнили 1 пункт плана, давайте отметим это в наших листах. Поставьте галочку в квадратике напротив 1 пункта.
- Переходим ко второму пункту плана. Нам необходимо узнать, какие явления природы существуют в природе.
- У каждой группы есть карточки с явлениями природы ваша задача рассмотреть их и дать каждому явлению название. На обсуждение у вас есть 3 минуты, я запускаю таймер. После сигнала мы все вместе проверим и обсудим.
Работа в парах
- Давайте, проверим. Каждая команда выходит в центр, показывает иллюстрацию и говорит название данного явления природы.
Представление результатов парной работы.
- Мы выполнили 2 пункт плана. Давайте отметим его галочкой.
- Переходим к 3 пункту. Кто догадался, что необходимо сделать? (Распределить явления природы по временам года).
- Ребята, оказывается явления природы связаны с временами года. Времена года иначе мы называем сезонами. Поэтому и явления природы можно назвать сезонными. Для каждого сезона характерны свои изменения.
- Чтобы распределить явления природы по сезонам, мы поработаем в группах. У вас есть карточки изображением явлений природы, я выдаю 4 кармашка, каждый кармашек это время года, распределите явления природы в соответствии с сезоном, в который это явление природы можно встретить. Время работы 3 минуты, после сигнала проверим, что получилось.
Работа в группах
- Время работы закончилось. Давайте проверим.
Проверка результатов групповой работы.
- Мы выполнили 3 пункт плана, отметим его галочкой.
- Мы стали настоящими специалистами в области метеорологии. И сейчас у нас будет очень ответственное задание. Мы выполним практическую работу.
- Для проведения работы нам необходимо: 1 стакан с холодной водой, 1 стакан с горячей водой, термометр – прибор для измерения температуры.
Проведение практической работы.
- Подойдите ко мне и встаньте вокруг экспериментального столика. Давайте измерим температуру в наших стаканах.
- Сначала опустим термометр в стакан с холодной водой. Посмотрите на шкалу, давайте запомним значение на ней.
- Теперь опустим термометр в стакан с горячей водой. Посмотрите на шкалу, давайте запомним значение.
- Теперь снова опустим в стакан с холодной водой. Посмотрите на шкалу.
- Сделаем вывод: при нахождении в холодной воду значение на термометре уменьшается, а при нахождении в горячей воде значение повышается.
- Садитесь на свои места.
- Изменение температуры воды тоже зависит от времени года (сезона). Летом вода в водоемах теплая, а зимой становится холодной.
III. Заключительная часть:
- Все поставленные задачи выполнены. Вы показали себя, как отличные специалисты. Давайте обратим внимание на лестницу успеха на обратной стороне ваших листов. Верхняя ступенька – это ведущий метеоролог, человек, который сегодня на занятии активно работал, выполнял все задания, не делал ошибок, не отвлекался и всё запомнил. Средняя ступенька – это старший метеоролог, человек, который на занятии активно работал, выполнял все задания, не отвлекался, но у него были маленькие ошибки и он не всё запомнил. Нижняя ступенька - это младший метеоролог, человек, который на занятии не работал, отвлекался и ничего не запомнил. Поставьте себя на соответствующую ступеньку.
Расставляют галочки на ступеньки.
- Наше занятие подошло к концу. Спасибо за работу.
Автор(ы): Баландина Анастасия Юрьевна
Приложения: