Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.

Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

 

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

 

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

 

Таким образом, под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий. Так как, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

 

Психологическая наука и практика (В. Н. Аванесова, Э. Г. Пилюгина, Н. Н. Поддьякова и др.) убедительно доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчётливо и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях.

Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.

 

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка дошкольника. Это– одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Она способствует развитию не только его эстетического и нравственного воспитания, расширению кругозора, но и умственного развития.

 

 Выполнение работ необычными материалами, нетрадиционными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

 

 Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизирует сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействует на форму речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

 

 Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают эти предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

 

Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображение им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни.

 

Необходимыми условиями для формирования художественно-творческой деятельности ребенка раннего возраста являются:

 

-широкое предоставление ребенку возможности творить самостоятельно,

 

-соответствующая организация педагогического процесса, которая способствует накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

 

В работе по данному направлению была поставлена

 

цель: поиск эффективных методов и приемов использования нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

 

Выделили следующие задачи:

 

Создание условий развития творческих способностей для детей раннего возраста;

Предоставление возможности ребенку творить самостоятельно;

Накопление впечатлений, эмоций, сенсорного опыта.

 

В ходе своей работы для сенсорного развития через применение нетрадиционных техник рисования, мы используем сенсорные коробки.

 

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

 

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения.

 

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

 

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается.

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу.

Нетрадиционное рисование – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.

Это огромная возможность для детей, пробовать, искать, экспериментировать.

 А самое главное – само выражаться. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются изобразить свои впечатления об окружающем мире в своём творчестве.

 

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

 

Актуальность

 

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В. А. Сухомлинский

 

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творчески - развитой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека.

 

Недаром появилось утверждение «Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

 

Н. А. Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

 

Рисование и лепка - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.

 

В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.

 

При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти.

 

Так, на занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь).

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

 

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

 

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии

 

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.

Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

 

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

 

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

 

Использование нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей дошкольников.

 

Для успешной реализации работы в данном направлении была создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован центр художественно-эстетического развития по изо деятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества. Поэтому при организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие сенсорного воспитания каждого ребенка, в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

 

Гуляя с детьми на прогулке, обращаю внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции от рисования разными способами.

 

К традиционным изобразительным техникам относятся: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, рисование углем, ладонная и пальцевая техники, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, на брызги по трафарету и другие техники.

 

Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия?

Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз.

Не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

 

Развитие у детей сенсорных способностей по средствам нетрадиционных техник - процесс длительный, и без специального последовательного обучения невозможен. Всю работу по развитию изобразительных навыков и умений можно разделить на два этапа. Учитывая особенности восприятия детей, подготовительный этап строится на основе совместной деятельности взрослого и ребенка. На первых порах воспитатель рисует сама, вслух проговаривая детали рисунка.

В дальнейшем воспитатель рисует, а дети комментируют сюжет и детали изображения.

Живое и эмоциональное общение усиливает интерес к рисованию. На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения: «На что похоже?», «Найди такой же», «Что ты увидел в пятнах?».

 

Проводятся специальные упражнения на развитие сенсорики (игры с цветом, формой, на развитие руки, например, «Помоги найти похожий цвет», «Что бывает этого цвета?» и др.

На втором этапе уже вводятся нетрадиционные способы изображения. Дети учатся рисовать пальчиком и ладошкой. Получаются красивые цветы, облака и разноцветные рыбки. Способ простой и понятный детям. Ребенок обмакивает пальчики в краску и наносит пятна на лист бумаги.

И вот уже готовы интересные, доставляющие радость рисунки: «Красивые цветы», «Солнышко гуляет».

Научив ребенка аккуратному обращению с краской, начинаем рисовать ладошкой.

Способ нанесения краски такой же, как и на пальчики. Краска губкой или кисточкой наносится на всю ладонь и делается отпечаток.

 

Затем пальчики вытираются салфеткой. Дети учатся работать печатками и трафаретами. Вспомогательные средства развивают руку ребенка.

Развивают восприятие формы и цвета. Например, рисуем дерево, а дети печатают много деревьев и кустарников - капустой. Вот и получился лес. Заполняем лес животными, птицами, растениями. Одновременно решаем и познавательные задачи. Научив ребенка изображать предметы разной формы и величины, можно приступить к обучению детей другим интересным изобразительным техникам.

 

Еще одна техника, доступная детям этого возраста - это штамповка. Это штампы, вырезанные из сырого картофеля, поролона, капусты, моркови.

 

Всем известно, что дети любят играть с песком, но это им позволяется лишь в летний период, а играть и рисовать манной крупой можно круглый год. Для детей такая техника – это новшество, которая завораживает каждого ребенка.

 

Занятия «Рисование на манке» вызывают у малышей очень большой интерес.

Насыпав на поднос крупу тонким слоем, показываю ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, различных предметов. Данный вид рисования прост в выполнении, а самое главное, он полезен для детей, так как развивает мелкую моторику. В этой технике рисования у нас получилась красивая коллективная работа на тему «Космос».

 

Желание маленького ребенка рисовать ярко легко, можно реализовать при использовании поролоновой губки. Рисование ватными палочками – весьма необычная техника. Детям в возрасте от 1 года до 3 лет рисовать палочками гораздо проще, чем кисточкой.

 

Нетрадиционным рисование - эта деятельность, которая делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

 

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 

Целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а также формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития.

 

Во многом результаты работы ребенка зависят от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание детей, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

 

– Игра которая является основным видом деятельности детей.

 

- Сюрпризный момент.

 

- Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым.

 

- Живая эмоциональная речь воспитателя.

 

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

 

Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения, столько восторга в глазах малышей. Проводила занятия на такие темы как: «Снег-снежок», «Наряди елочку», «Ветка рябины». Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки «пятнышки» на бумаге.

 

Не менее радости было в лицах детей во время рисования «рыбок», «птичек», «ракеты» ладошками. С каким удовольствием они «мазюкали» ладошку краской.

 

С удовольствием ребята освоили рисование пробками и печатками картофеля, моркови, капусты и яблока. Эта техника привлекает детей своей необычностью, позволяет многократно изображать один и тот же предмет, оставляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок опускает печатку в мисочку с краской, и наносят оттиск на лист бумаги. Мы рисовали «Вазу с фруктами», «Огород».

 

При помощи ватных палочек мы украшали пасхальные яйца, пасху, платье для Машеньки, варежки для мишки, чешую для рыб.

 

Интересна была детям техника рисования смятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получились очень необычные «Листья для березки», «Шубки для животных», рисунки на тему «Космос», «Водичка для аквариума», «Одуванчики».

 

Для получения объемных, многослойных рисунков применяли с детьми технику рисования зубной щеткой. Набрав краску, проводим щеткой по листу, ориентируясь на замысел. С помощью этой техники мы рисовали «Красочный салют», «Ёлочку», «Цветы».

 

Не менее радости было на лицах детей во время рисования в технике скатывание бумаги, ребенок мнет руками салфетку, затем скатывает из нее шарик, после этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу. С помощью этой техники у нас получилась оригинальная коллективная работа «Овечки на лугу», «Цветок для мамы», «Космос».

 

Рисование ватными дисками увлекательнейшее занятие. Особенность работы с ватными дисками проявляется в развитие зрительного внимания, образного видения, восприятие предметов и их свойств, а также совершенствовании и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработки изобразительных навыков.

 

В ходе целенаправленных занятий дети начинают лучше производить сравнение, легче устанавливать сходство и различие предметов, взаимосвязь между целыми его частями. Ватные диски можно использовать целиком или делить их на две части и вырезать любые заготовки.

 

Каждая из этих техник-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу самовыражения.

 

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. Так как, в работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования: «Монотипия», «Печатание листьями», «Рисование нитками», «Печатание бумагой», «Рисование методом наката», «Рисование ребром картона», «Рисование с помощью соли», «Рисование кляксами», «Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами», «Рисование ногами», «Рисование по кругу», «Мятый рисунок», «Рисование методом тычка», «Печатание спичечным коробком», «Оттиск поролоном»

 

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра».

На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

 

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни»

(М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют, как экологический кризис.

И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов — это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.).

Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами.

Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому.

 Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

 

 

 Список литературы.

 

1 Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.

2 Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М,; Мозаика – синтез, 2009-72

3 О. Э. Литвинова «Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность)», разработано в соответствии с ФГОС, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

4 И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Автор(ы): Афанасьева Екатерина Андреевна
Приложения:
6509753e4b4aa_Статья_для_аттестации.docx