Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
«С Золушкой на бал»
Цели занятия:
Обогащать и активировать словарь детей ,развивать связную речь, грамматически правильную речь
Задачи:
· Образовательные:
- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;
- обогащать словарный запас детей;
· Воспитательные:
- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;
- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;
- вызвать эмоциональный настрой на сказку;
· Коррекционные:
- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.
Подготовительная работа: прочитать сказку «Золушка», нарисовать портреты героев.
Ход занятия:
1. Оргмомент:
Логопед: Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.
С интересной нужной темой
Познакомлю вас сейчас.
Все поближе подойдите,
Свои глазки покажите.
Здравствуйте ребята! Настал новый день. У нас сегодня гости.поздоровайтесь с ними, Посмотрите теперь друг на друга, улыбнитесь.
Логопед: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?
В сказку чтоб попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
4. Новая сказка:
Логопед: Ребята, хотите попасть в новую сказку? Садитесь на ковер.
(звучит волшебная музыка)
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть.
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:
Сказку я вам расскажу,
В гости в сказку приглашу.
Слушайте, дети.
Жила семья на свете:
Муж, жена, 3 дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Только 2 из них лентяйки,
Неряхи, задиры зазнайки…
Лишь одна из них была
И сердечна и мила
И это…(кто?) Золушка была.
(Звучит колокольчик, дети открывают глаза, появляется Золушка.)
Золушка:
Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.
Мачеха и сестры из вредности всю одежду на кусочки разрезали.
Помогите мне, ребята из кусочков собрать их платья.
5. Складывание из частей целого, рассказывание из какой ткани сделана одежда
7. Классификация:
Логопед: Золушка, мы с ребятами тебе помогли, наряды собрали.
Золушка: Сестры уехали на бал и оставили такой беспорядок.
(На ковре в детском уголке лежат вещи: фарфоровая чашка, пальто, платье, тарелка, кастрюля, юбка, коробочка из-под сока, бутылочка из-под йогурта.)
Золушка: Сегодня утром старшая сестра потеряла (следует описание какого-либо предмета - дети угадывают, потом следует описание предмета от имени средней сестры; описать несколько предметов).
Логопед: Я предлагаю вам убрать все вещи на свои места. Куда будем убирать все это? Как назвать одним слово то, что мы убираем в шкаф на кухне? В шкаф в комнате? В холодильник? Что еще может там лежать?
(Дети наводят порядок и классифицируют предметы.)
Физкульминутка
Мы потянемся немножко(руки в верх)
Вытрем пыль всю у окошка(движения рук вправо-влево)
Подметем и тут и там (повороты туловища)
Не забудем про чулан.
Логопед: Мы тебе, Золушка, помогли? Можешь отправляться на бал!
Золушка: Но мачеха сказала:
«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.
Посиди, крупу перебери».
Логопед: Поможем Золушке, ребята?
(дети по очереди вынимают из волшебного мешочка крупу и называют и что из нее можно приготовить;)
Золушка благодарит ребят
Логопед: Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету.
Золушка: Не могу, только моя крестная Фея могла превратить эту тыкву в карету.
(на дверях в спальню нарисована на бумаге большая тыква)
Логопед: У меня есть волшебная палочка
8. Развитие речи:
Логопед: Сейчас - сейчас, только найду свою волшебную палочку. Где же она? (ищет),иногда забываю, какая она эта палочка. Может быть она зеленая? Ребята, а что бывает зеленым? Может она холодная? Ребята, а что бывает холодным? Может она пушистая? Ребята, а что бывает пушистым? Может она круглая? Ребята, а что может быть круглым? А какой может быть волшебная палочка? (ответы детей)
9. Развитие слухо-ритмической стороны речи:
Логопед : На бал приезжают нарядные гости, если вы хотите вслед за Золушкой попасть на бал, то тоже должны принарядиться, а для этого нужно повторить мой стук по волшебной тыкве.
(Дети несколько раз воспроизводят хлопки различного ритмического рисунка, заданного Феей. Логопед в это время надевает на девочек бантики на ободках, на мальчиков – мишуру на шею. Когда все готовы, звучит колокольчик, открывается дверь и входит нарядная Золушка)
Золушка: Какие мы с вами нарядные, теперь можем отправляться на бал.
10. Развитие грамматического строя речи:
Логопед: Золушка, подождите, я слышу, как кто-то горько плачет. Это слова заблудились. Поможем им найти свои домики?
(Золушка раздает детям картинки, логопед расставляет домики: он, она, они, символика уже знакома детям). Дети расселяют слова – картинки по домикам, взрослые помогают, проверяют.)
11. Деление слов на слоги:
Фея: Вот и добрались мы до дворца. Но туда можно подняться по билетикам . нужно сказать слова, в которых 1 слог – «дом», ваши слова… (дети называют односложные слова. На второй ступеньке нужно сказать слова, в которых 2 слога – «зима», ваши слова… (дети называют двусложные слова).
12. Развитие грамматического строя речи:
Золушка:
В бальном зале много света, на стене висят портреты. Ребята, вы знаете, кто изображен на портретах? Это портрет (кого?) …короля, королевы, принца, художника, повара.. (Ответы детей.)
Логопед: Гости прошли галерею, подошли к столу, где было угощение, но жадные мачеха и дочки уже все съели, не осталось:
(логопед показывает картинку, а дети называют слово в нужном падеже, взрослые контролируют правильность формы и окончание слова)
Ни мороженого, ни пирожного,
Ни конфеты, ни котлеты,
Ни мармелада, ни шоколада,
Нет ни торта, ни баранки,
Даже хлеба нет ни буханки.
Логопед: А теперь прошу на бал, час для танцев уж настал.
(Открывает дверь в приемную, там звучит веселая музыка).
Золушка: Гости пляшут, гости пляшут
И вот этак, и вот так!
И по парам, и кружком,
И вприпрыжку, и шажком!
(Дети танцуют; потом музыка останавливается и звучит бой часов.)
Логопед: Сказка наша заканчивается. Мы с ней встретимся еще раз.
А нам из сказки чтоб вернуться:
Вкруг себя нужно обернуться.
Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Что увидели не позабыть.
Дружно всем сказать пора:
«До свидания сказка,
Нам домой пора».
Автор(ы): Фролова Юлия Николаевна
Приложения: