Конспект открытого  занятия по развитию речи в старшей группе
«С Золушкой на бал»

 

Цели занятия:

Обогащать и активировать словарь детей ,развивать связную речь, грамматически правильную речь

Задачи:

·       Образовательные:

- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;

- обогащать словарный запас детей;

·       Воспитательные:

- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;

- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;

- вызвать эмоциональный настрой на сказку;

·       Коррекционные:

- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.

Подготовительная работа: прочитать сказку «Золушка», нарисовать портреты героев.

 Ход занятия:

1.     Оргмомент:

Логопед: Проходите, проходите,

Очень рада видеть вас.

С интересной нужной темой

Познакомлю вас сейчас.

Все поближе подойдите,

Свои глазки покажите.

Здравствуйте ребята! Настал новый день. У нас сегодня гости.поздоровайтесь с ними, Посмотрите теперь друг на друга, улыбнитесь.

 

Логопед: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?

В сказку чтоб попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

4. Новая сказка:

Логопед: Ребята, хотите попасть в новую сказку? Садитесь на ковер.

(звучит волшебная музыка)

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:

Сказку я вам расскажу,

В гости в сказку приглашу.

Слушайте, дети.

Жила семья на свете:

Муж, жена, 3 дочки с ними.

Дочки были уж большими.

Только 2 из них лентяйки,

Неряхи, задиры зазнайки…

Лишь одна из них была

И сердечна и мила

И это…(кто?) Золушка была.

(Звучит колокольчик, дети открывают глаза, появляется Золушка.)

Золушка:

Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.

Мачеха и сестры из вредности всю одежду  на кусочки разрезали.

Помогите мне, ребята из кусочков собрать их платья.

5. Складывание из частей целого, рассказывание из какой ткани сделана одежда

7. Классификация:

Логопед: Золушка, мы с ребятами тебе помогли, наряды собрали.

Золушка: Сестры уехали на бал и оставили такой беспорядок.

(На ковре в детском уголке лежат вещи: фарфоровая чашка, пальто, платье, тарелка, кастрюля, юбка, коробочка из-под сока, бутылочка из-под йогурта.)

Золушка: Сегодня утром старшая сестра потеряла (следует описание какого-либо предмета - дети угадывают, потом следует описание предмета от имени средней сестры; описать несколько предметов).

Логопед: Я предлагаю вам убрать все вещи на свои места. Куда будем убирать все это? Как назвать одним слово то, что мы убираем в шкаф на кухне? В шкаф в комнате? В холодильник? Что еще может там лежать?

(Дети наводят порядок и классифицируют предметы.)

Физкульминутка

Мы потянемся немножко(руки в верх)

Вытрем пыль всю у окошка(движения рук вправо-влево)

Подметем и тут и там (повороты туловища)

Не забудем про чулан.

Логопед: Мы тебе, Золушка, помогли? Можешь отправляться на бал!

Золушка: Но мачеха сказала:

«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.

Посиди,  крупу перебери».

Логопед: Поможем Золушке, ребята?

(дети по очереди вынимают из волшебного мешочка крупу и называют и что из нее можно приготовить;)

Золушка благодарит ребят

Логопед: Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету.

Золушка: Не могу, только моя крестная Фея могла превратить эту тыкву в карету.

(на дверях в спальню нарисована на бумаге большая тыква)

Логопед: У меня есть волшебная палочка

8. Развитие речи:

Логопед: Сейчас - сейчас, только найду свою волшебную палочку. Где же она? (ищет),иногда забываю, какая она эта палочка. Может быть она зеленая? Ребята, а что бывает зеленым? Может она холодная? Ребята, а что бывает холодным? Может она пушистая? Ребята, а что бывает пушистым? Может она круглая? Ребята, а что может быть круглым? А какой может быть волшебная палочка? (ответы детей)

9. Развитие слухо-ритмической стороны речи:

Логопед : На бал приезжают нарядные гости, если вы хотите вслед за Золушкой попасть на бал, то тоже должны принарядиться, а для этого нужно повторить мой стук по волшебной тыкве.

(Дети несколько раз воспроизводят хлопки различного ритмического рисунка, заданного Феей. Логопед в это время надевает на девочек бантики на ободках, на мальчиков – мишуру на шею. Когда все готовы, звучит колокольчик, открывается дверь и входит нарядная Золушка)

Золушка: Какие мы с вами нарядные, теперь можем отправляться на бал.

10. Развитие грамматического строя речи:

Логопед: Золушка, подождите, я слышу, как кто-то горько плачет. Это слова заблудились. Поможем им найти свои домики?

(Золушка раздает детям картинки, логопед расставляет домики: он, она, они, символика уже знакома детям). Дети расселяют слова – картинки по домикам, взрослые помогают, проверяют.)

11. Деление слов на слоги:

Фея: Вот и добрались мы до дворца. Но туда можно подняться  по билетикам . нужно сказать слова, в которых 1 слог – «дом», ваши слова… (дети называют односложные слова. На второй ступеньке нужно сказать слова, в которых 2 слога – «зима», ваши слова… (дети называют двусложные слова). 

12. Развитие грамматического строя речи:

Золушка:

В бальном зале много света, на стене висят портреты. Ребята, вы знаете, кто изображен на портретах? Это портрет (кого?) …короля, королевы, принца, художника,  повара.. (Ответы детей.)

Логопед: Гости прошли галерею, подошли к столу, где было угощение, но жадные мачеха и дочки уже все съели, не осталось:

(логопед показывает картинку, а дети называют слово в нужном падеже, взрослые контролируют правильность формы и окончание слова)

Ни мороженого, ни пирожного,

Ни конфеты, ни котлеты,

Ни мармелада, ни шоколада,

Нет ни торта, ни баранки,

Даже хлеба нет ни буханки.

Логопед: А теперь прошу на бал, час для танцев уж настал.

(Открывает дверь в приемную, там звучит веселая музыка).

Золушка: Гости пляшут, гости пляшут

И вот этак, и вот так!

И по парам, и кружком,

И вприпрыжку, и шажком!

(Дети танцуют; потом музыка останавливается и звучит бой часов.)

Логопед: Сказка наша заканчивается. Мы с ней встретимся еще раз.

А нам из сказки чтоб вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что увидели не позабыть.

Дружно всем сказать пора:

«До свидания сказка,

Нам домой пора».

 


Автор(ы): Фролова Юлия Николаевна
Приложения: