Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и создает новых ориентиров.Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
Важной целью настоящего образования и одним из первостепенных вопросов
сообщества и страны считается развитие высоконравственного ,
ответственного , активного и осведомленного гражданина Российской
Федерации . В ФГОС НОО сосредоточивает интерес в исследовании и
реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации», обращению к «ценностям, социальным эталонам и моральным
основам », какие находятся у истоков современной общегосударственной
политики . Патриотическое воспитание ученика начального звена
обусловливается равно как целенаправленная работа, вызванная создавать у
ребенка ценностные ориентации, свойства, общепризнанных мерок действия
гражданина и патриота страныю.
Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании ФГОС» обязаны
гарантировать «преемственность основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего
профессионального образования» [62] . В то же время современную
обстановку расценивают как неустойчивую . Базируется это на основе
существенной модификации актуальных стратегий и ценностных
направлений впечатляющей доли современной молодёжи, её отчуждением от
культуры Отечества, социально-исторического навыка собственного народа,
с неимением определенных возможностей в формировании личности .
Ощущая на себе воздействие западной культуры, начинается переоценка
духовных и моральных ценностей, свойственных установленной группе
детей и молодым людям.
Исходя из условий ФГОС НОО к индивидуальным итогам образования
и основываясь на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России, можно сделать заключение о том , что итоги
патриотического обучения обязаны отображать:
1) формирование основ гражданской идентичности; понимание
обучающимися определения «Родина»;
2) уважение к культурному и историческому прошлому России;
3) почтенное отношение к старшему поколению;
4) уважительное отношение к природе;
5) знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
6) уважительное отношение к истории и культуре иных народов [63].
Значимость воспитания детей особенно критически выступает в
современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в
собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование
моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все
острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности.
Следует воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту,
ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность,
толерантность.
Начинать его нужно с дошкольного и младшего школьного возраста.
По мнению В.А.Сухомлинского, дети в этот период лучше всего поддаются
воспитанию, поскольку в это время закладываются основы личности.
Предоставляется направленность его умственного, нравственного и
эстетического развития. Знания и умения, накопленные ребенком в этом
возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых
нравственных привычек и убеждений, высоких жизненных идеалов.
Ученый И.П. Подласый отмечает, что податливость школьников, «их
доверчивость, склонность к подражанию, большой авторитет, который у них
имеет учитель, создают благоприятные условия для формирования
высоконравственной личности» [45, с.73].
Вообще в процессе воспитания очень важен учет возрастных
особенностей. В школьной практике педагоги имеют дело с детьми, еще «не
обремененными» жизненным опытом. У младших школьников не
сформированы важнейшие понятия морально‐ этического и нравственно ‐
патриотического развития и воспитания, то есть базовые национальные
ценности.
Чувство патриотизма у детей в этом возрасте формируется, когда они
начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического
сообщества, становятся сопричастными к народной культуре . Эти дети не
имеют постоянных интересов, собственную инициативу проявляют слабо, их
внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советах
учителя в организации своего досуга.
На этапе младшего школьного возраста в качестве одного из
важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с
явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится при
целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение
детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов
и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.
Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, для них еще не
свойственны обобщения и абстрагирования. Их захватывает все яркое,
интересное, потому что они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все
необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками.
Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в данном возрасте
в связи с тем, что детьми легко усваивается опыт, формы поведения старших
поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к
окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к
родителям, к улице, школе, родному городу, природе и т.д. На основе этого
опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении
к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. В силу
возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный
опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому,
именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического
воспитания, которые станут фундаментом общественного становления
личности.
Психологи подчёркивают важность возникновения ростков
патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» чело века, опыт чувств,
отношений. Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к окружающей
действительности другому человеку, гордость за своих родителей, уважение
к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение
подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет
иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это
будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием
полноценного эмоционального развития человека.
Также п сихологи утверждают, что патриотические чувства и их
развитие зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых
живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо
богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не
получивших правильного воспитания.
В младшем школьном возрасте закладываются основы действенного в
полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении
заботиться о родных и близких людях, ответственно относиться к
порученному делу, выполнять нужное для других, оберегать то, что создано
трудом человека, бережно обращаться с природой.
Одной из существенных отличительных черт ребёнка младшего
школьного возраста считается то, что в данном пе риоде у него возникает
соподчинение мотивов и на этой основе формируются общественные
аргументы трудовой деятельности, желание совершить что-то нужное,
полезное для окружающих. Это обстоятельство имеет огромное значение для
воспитания начал патриотизма у учащихся, поскольку появление социальных
мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств
личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина
нашей Родины.
Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Особое
внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших
школьников. Внимание в этот возрастной промежуток времени недостаточно
устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте,
необходима частая смена вида деятельности. Главным способом получения
информации по-прежнему остается игра и наглядный материал – дети
прекрасно запоминают то, что порождает у них чувства. Наглядность и
яркие, положительные эмоции дают младшим школьникам возможность
легко запоминать и усваивать материал.
Младшие школьники весьма энергичны и предприимчивы. Однако не
стоит упускать из виду, что в данном возрасте они свободно поддаются
влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сопоставляют
себя с другими, приступают к выстраиванию отношений с ровесниками и
взрослыми. Психологическая отличительная черта младших школьников -
податливость, доверчивость. Существенную значимость для детей в этом
возрасте представляет авторитет. Именно классный руководитель играет
огромную роль в воспитании младших школьников. Дети полностью верят
ему, его слова воспринимаются как истинные и значимые. Корни подобного
отношения к педагогу кроются в подражательности детей и недостатке
жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя считаются
примером для подражания, детям не терпится завоевать его похвалу,
одобрение. По это й причине преподавателю не трудно увлечь детей идеей
любви к Отечеству, служения ему.
Согласно анализу программ НОО, формирование патриотической
воспитанности в младшем школьном возрасте происходит через следующие
направления: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное,
общекультурное, социальное.
Когнитивный компонент патриотического воспитания в первую очередь
формируется на основе общеинтеллектуального направления через
потребность к познанию, обеспечение общего интеллектуального развития,
формирование умений и навыков проектной деятельности учащихся. У детей
младшего школьного возраста преподаватели формируют представления о
человеке, как об основной ценности общества, дают им первоначальные
сведения о Конституции, правах человека и ребенка. Значительную роль
представляет и формирование понятия о своей малой Родине (город, улица,
школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре
общения. У учащихся младшего возраста формируются базовые
представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.
Представления у учащихся младших классов расширяются понемногу.
Формирование системы обобщенных знаний об явлениях общественной
жизни происходит лишь к концу 1-2 класса. Всему этому немало
способствует изучение детьми нравственных суждений, оценок, понятий, а
также познавательного интереса к окружающему миру. Традиционно школа
сотрудничает с библиотекой. Это и проведение экскурсий,
библиотечно-библиографических уроков, встречи с интересными людьми,
писател ями и поэтами края, участие в конкурсах, посвящённых творчеству
писателей, проведение литературных гостиных, викторин, конкурсов, устных
журналов, выставок поделок и рисунков и т.п. Уже с первого класса ученики
активно вовлекаются в изучение родного края: экскурсии, посещение музея,
чтение и обсуждение книг для детей о нашем крае, изготов ление поделок,
связанных с родным городом, оформление альбомов собственных
фотографий города, выполненных самими учащимися. Проектная деятельнос
ть учащихся начальных классов организуется как на уроках, та к и во
внеурочной деятельности.
Эмоциональный компонент патриотического воспитания формируется через
духовно-нравственное направление. Здесь происходит приобщение учащихся
к культурным ценностям своего народа, его традициям, общечеловеческим
ценностям, региональным традициям, истории; традиционным школьным
мероприятиям: Вахта памяти «Никто не забыт, ничто не забыто», посадка
деревьев к 9 Мая, выступление учащихся школы перед ветеранами Великой
Отечественной войны и ветеранами труда, где а ктивное участие в этих
мероприятиях принимают ученики начальных классов. Формирование основ
эстетической культуры, воспитание ценностного отношения к прекрасному
прослеживается через о бщекультурное направление: о бучающиеся
участвуют в эстетическом оформлении класса и школы, озеленении
пришкольного участка; посещают музеи, театры, выставки, экскурсии;
организуют выставки семейного художественного творчества, праздники;
ведут краеведческую, поисковую, экологическую работу. Формирование
воли и нравственных идеалов, значимых для патриотического воспитания
наступает с младшего школьного возраста. Характерной чертой
патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших
школьников формируются лишь основы патриотизма. Известная
чувствительность младших школьников устанавливает нам потребность
облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму,
основываясь на эмоциях и чувствах детей.
С раннего детства нужно заложить в детях первоначальное
представление о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с
младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у
детей 7–10 лет хоть какое-то представление о малой и большой Родине. Но
делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к
его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота,
сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему
положительные качества. Именно поэтому необходимо работать над
развитием эмоционально-чувственного компонента патриотического
воспитания.
Отличительной особенностью чувств детей младшего школьного
возраста является расширение области явлений, связанных с малой Родиной,
которые вызывают эти чувства. Глубокое знакомство детей этого возраста с
явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в
чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей
жизни.
В воспитании эмоционально-чувственного компонента большое
значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к
действительности. От богатства проявлений чувств взрослых зависит
эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительностию
Поведенческий компонент патриотического воспитания формируется
через социальное направление: освоение социальных ролей, опыт
социального взаимодействия в открытом социуме, приобщение к
демократическим формам жизнедеятельности. Социальное направление
реализуется в таких формах: посадка деревьев (аллея Памяти), в рамках
областного проекта «Чтобы помнили…», работа по благоустройству
пришкольной территории и сквера, изготовление кормушек для птиц, в
рамках областной акции «Покормите птиц!», уход за комнатными
растениями в кабинетах, ремонт библиотечных книг школьной и районной
библиотек в рамках областной акции «Весенняя неделя добра», изготовление
подарков-сувениров для будущих первоклассников (закладки,
книжки-малышки и т.п.) и выпускников (колокольчики), изготовление
открыток и сувениров для ветеранов войны и труда.
Все дела, проводимые в классе должны быть яркими, уникальными.
Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем рассказывает учитель, или
то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве
школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в
общественно ценных акциях), то услышанное или сделан ное не оставит
глубокого следа в его душе.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста
представлено целенаправленным процессом педагогического воздействия на
личность ребенка для обогащения его знаний о Родине, воспитания
патриотических чувств, развития умений и навыков нравственного
поведения, вырабатывания потребности в деятельности на общую пользу.
Патриотичес кое во с питание пред ставляет с обой равномерное и на с
тойчивое развитие у школьников любви к с воей отчизне , а п атриотизм
является одной из основных черт всесторонне развитой личности. Младшим
школьникам необходимо развивать чувство гордости за свою Родину и свой
народ, уважать его великие свершения и достойные страницы прошлого.
Поводя итог изложенного материала во втором параграфе, смело
можно говорить, что патриотическое воспитание целесообразно
организовывать, учитывая и такую особенность младших школьников, как
активность. Именно эта возрастная особенность и любознательность детей
данного возраста диктует нам широкие и разнообразные возможности в
организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в
различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу
общества.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст
наиболее подходящий для патриотического воспитания. Важно не упустить
этот момент и вовлечь каждого в насыщенную интересную жизнь,
деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о школе, а
затем и дальнем окружении детей. Умелая организация общих дел, где дети
по-настоящему могут проявить себя - хорошая школа воспитания социальной
активности, гражданственности, а в конечном итоге - патриотизма.
В работе по патриотическому воспитанию школьников необходимо
учитывать психологические возможности и особенности их возраста.
Впечатлительность и эмоциональность ребёнка, его открытость и готовность
к познанию нового, высокий авторитет учителя, стремление занять
социально значимую позицию, ориентация на социальные нормы эти и
другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых
патриотических чувств в процессе приобщения к народной культуре
Автор(ы): Алешкина Лариса Станиславовна
Приложения: