Основные аспекты готовности ребенка к школьному образованию
Астафурова Ирина Васильевна, ГБОУ школа №600. с углубленным изучением английского языка. Приморского района. Санкт-Петербурга, педагог дополнительного образования
В своей работе я хотела рассмотреть качественную подготовку воспитанников к учебе в общеобразовательной школе как возможность более результативного и безболезненного перехода из статуса дошкольника к обучению в школе.. В современной школе идут важные изменения. В том числе изменяются принципы образования, они стали соответствовать государственно- политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». Процесс образования должен быть непрерывным, а для этого важно осуществление преемственности разных ступеней, в том числе между дошкольным и начальным образованием. Одним из приоритетов развития образования в нашей стране является сохранение преемственности и целостности образовательной среды. В.А Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». От того насколько хорошо будет готов ребенок к школе будет зависеть успешность последующего школьного обучения. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит сделать более конкретными задачи учебно-воспитательной работы с воспитанниками, облегчить возможности для дальнейшего успешного обучения в школе. В.А Сухомлинский утверждал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». Мои наблюдения показали, что очень небольшая часть воспитанников к приходу в школу имеют тот психологический уровень зрелости, который помог бы к легкой адаптации к школьному коллективу, к хорошему мотивированному обучению. Эти первоклассники отличаются низким уровнем произвольной памяти и внимания, есть сложности с логическим мышлением и грамотно построенной речью, плохо развита мелкая моторика, неумение самостоятельно выполнять даже простейшие учебные действия. Воспитателям и семье важно понимать и помнить, что надо не только развивать память, мышление, внимание при подготовке ребенка к школе, но и учитывать индивидуальные качества, помогая делать их важными по отношению к учебной деятельности. В работах советских и российских психологов содержится серьезное теоретическое исследование проблемы готовности к школе ребенка и эта проблема рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. По мнению многих ведущих отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова) именно в дошкольный период отличается развитием и изменением мотивов поведения ребенка, появлению познавательного интереса, побуждения к учебе. А мотив, по утверждению С.Л.Рубинштейна, есть тот «строительный» материал, из которого складывается характер. Мотивы выполняют следующие функции: во-первых, они побуждают и направляют деятельность человека; во-вторых, они придают деятельности субъективный характер. Важно помнить, что смысл деятельности, в определяется ее мотивами. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у ребенка с самого рождения, а дальше только повышается: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Ученые по- разному смотрят на проблему готовности воспитанника к школе. Одни считают более серьезным показателем школьной зрелости достижения биологической зрелости. Другие ученые считают основным критерием познавательное развитие, а также наличие определенных умений и навыков необходимых для обучения в школе. Большинство ученых приходят к выводу, что определяющим будет уровень психического и личностного развития ребенка. В структуре готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность. Личностная готовность включает в себя:
- формирование у воспитанника готовности к принятию новой социальной позиции –ученика, его взаимоотношениях с учителями и одноклассниками
- присутствие учебной мотивации – быть подготовленным к обучению в школе, возможностью получать новые знания, это предполагает развитие познавательных интересов. Учебная мотивация складывается у «будущего школьника» при наличии выраженной познавательной потребности и умении доводить начатое дело до конца;
- определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие развитого кругозора, универсальных предпосылок учебной деятельности, необходимых умений и навыков в области учебной деятельности. Развитие у ребенка интеллектуальной готовности к обучению в школе включает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Социально-психологическая готовность к школьному обучению предполагает развитие у детей коммуникативных умений и потребности в общении, умение взаимодействовать в коллективе. Многие исследователи также отмечают важность для более успешного обучения уровень физического, психического и социального развития ребенка. В работе следует учитывать, что готовность к обучению в школе определяется следующими составляющими: физиологической готовностью- развитием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья, социальной или личностной готовностью-готовностью к новым формам общения, отношением к окружающему миру и себе, а также психологической готовностью, основными составляющими которой являются:
- мотивы учения;
- зрительный анализ (образное мышление);
- уровень обобщений;
- предпосылки логического мышления;
- способность принимать учебную задачу;
- вводные навыки (некоторые элементарные, речевые, математические и учебные знания и умения);
- графический навык;
- произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции);
- обучаемость (восприимчивость к обучающей деятельности).
Физическая готовность определяется, прежде всего, общим состоянием здоровья ребенка, показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 летнего возраста. Также учитываются состояние зрения, слуха, развитие мелкой моторики, состояние нервной системы. Эмоционально-волевая готовность подразумевает формирование произвольности психических процессов. Д.Б.Эльконин выделил следующие параметры эмоционально-волевой готовности к школе:
- умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Учителю необходимо учитывать, что с началом обучения в школе очень сильно возрастает нагрузка на организм первоклассника. Большая и интенсивная умственная работа, большой объем новой информации, длительное сидение за партой, изменение привычного распорядка дня, присутствие в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ученика. Проанализировав работы разных авторов по проблеме подготовки детей к школе можно сказать, что это сложный симбиоз физического, психического и социального развития каждого малыша. Эта проблема не должна решаться только в возрасте шести-семи лет, но и захватывать весь период дошкольного детства, как подготовительный этап к школе. И от того, насколько хорошо прошел этот этап, тем легче пройдет этап школьной адаптации.
Список используемой литературы.
Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4
Психологическая адаптация первоклассников: : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Т.В. Костяк- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с. ISBN 978-5-7695-4852-5
«Сердце отдаю детям»/ В. А. Сухомлинский, М : Издательство «Концептуал», 2019-320с. ISBN 978-5-7695-906756-73-2
Автор(ы): Астафурова Ирина Васильевна
Приложения: