Отсутствие мотивации как один из факторов неуспеваемости учащихся по математике и способы его преодоления
Максимов Александр Владимирович,
учитель математики ГБОУ СОШ № 90
Выборгского района Санкт-Петербурга
Анализ ежегодных результатов ЕГЭ по базовой и профильной математике говорит о снижении доли школьников, сдающих экзамен на высокие баллы. Так, в 2023 году статистика показала снижение количества учащихся, получивших на ЕГЭ отметку «пять» по базовой математике, снижение среднего тестового балла, сокращение числа 100-балльников и доли учащихся, получивших выше 70 баллов. О снижении внимания учащихся к математике говорят и данные о количестве сдающих профильную математику: в 2021 году сдавало 393 000 человек, в 2022 году – 302 000, в 2023 – 283 000 человек. Отсюда и снижение числа учащихся, поступающих на физико-математические, технические вузы. В стране происходит перенасыщение специалистов гуманитарного профиля, а профессионалов технического, физико-математической направленности с каждым годом становится меньше. Все это говорит об актуальности затронутой проблемы, решением которой озабочены не только школы, колледжи и высшие учебные заведения, но и психологические службы.
Можно выделить несколько причин снижения успеваемости по математике:
· отсутствие мотивации школьников к изучению математики;
· познавательная пассивность;
· наличие пробелов в знаниях и умениях уровня начальной школы, которое не позволяет перейти на новую ступень;
· тревожность, неуверенность в своих интеллектуальных ресурсах, беспомощность.
Конечно, кроме психологических причин, существуют еще и другие, например, связанные с уровнем преподавания предмета. Хотя и те, и другие факторы тесно связаны между собой.
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что одним из главных факторов, влияющих на успеваемость, является отсутствие мотивации. Процесс работы преподавателя над повышением мотивации начинается с диагностики. Для определения типа учебной мотивации можно использовать "Анкету по ведущей мотивационной деятельности" по методике М. Битяновой. Исходя из результатов диагностики выстраивается учебный процесс. Чаще всего к учащимся, слабо мотивированным к изучению математики, относятся такие группы учеников, как:
· учащиеся с негативным отношением к изучению математики (у них нет интереса к математике, зато есть сложности в общении с учителем математики, эмоциональным дискомфортом при выполнении математических заданий);
· «гуманитарии», «спортсмены», «артисты», которые считают, что математика им никогда в жизни не пригодится;
· чрезмерно активные дети, которым трудно контролировать свое поведение [3].
Основным методом повышения мотивации является грамотная организация учебной деятельности, в частности сочетания благоприятного психологического климата на уроке с использованием современных методов активизации учебного процесса. Исходя из особенностей мотивационной сферы каждого ученика и класса в целом преподаватель отбирает оптимальное сочетание методов и приемов работы, способствующих развитию математических способностей, раскрытию потенциала каждого ученика. Один из таких методов – групповая и парная работа. Во время групповой работы деятельность учащихся позитивно связана между собой, т.к. в группе любой результат является плодом коллективной деятельности. У учащихся снижается чувство напряженности, неуверенности: если у кого-то не все получается, помогут другие члены группы. Это приводит к тому, что учащийся начинает оценивать не свои способности, а предпринятые усилия. В результате можно наблюдать повышение самооценки, рост самоуважения. В ходе групповой деятельности каждый ученик учится сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою точку зрения, анализировать и прогнозировать свою дальнейшую деятельность. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации. Работа в паре «ученик - ученик» также необходима для формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Способствует формированию мотивации к изучению предмета и проблемный метод обучения, в котором оптимально сочетаются самостоятельная и поисковая деятельность. В центре внимания при проблемном обучении исследовательская деятельность обучающегося, направленная на получение новых знаний. В ходе решения практических и теоретических проблем у учащихся возникает необходимость в овладении знаниями, умениями («хочу научиться», «хочу это сделать»). Таким образом, учащийся становится активным субъектом своего обучения. Активнее этот процесс происходит, когда учащиеся решают практико-ориентированные задания, связанные с окружающей действительностью или с будущей их профессией. В качестве источника практико-ориентированных задач может использоваться банк данных ФИПИ для подготовки к экзаменам.
Кроме практико-ориентированных задач, для повышения мотивации можно применять такие приемы, как:
· обогащение урока математики историческими справками;
· создание ситуаций успеха;
· решение нестандартных задач;
· использование на уроке технологии деловых игр;
· применение рефлексии, форм обратной связи.
Итак, мотивация – один из факторов успеха. Для формирования положительной мотивации важно использовать в учебной деятельности методы и приемы современных педагогических технологий, которые способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Процесс обучения для учащегося станет интересным и познавательным, когда они сами начнут учиться исследовать, проектировать, открывать новое собственными усилиями. А это возможно, когда каждый урок станет частью самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
Список литературы
1. Научно - методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. // под ред. Дубровиной И. В. - М.: Просвещение, 2018. – 207 с.
2. Седова Е. А. Нет неспособных к математике детей, или «Исключить нельзя учить» // Математика в школе. 2016. № 6. С. 37–45.
3. Харитонов М.Г., Иванова И.П., Романова Т.В., Чернова О.В. Школьная неуспеваемость: психолого-педагогические причины и пути преодоления: учебное пособие / М. Г. Харитонов, И. П. Иванова, Т. В. Романова, О. В. Чернова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2021. – 67 с.
Автор(ы): Максимов Александр Владимирович
Приложения: