Гендерные особенности проявления агрессии
во внеурочной деятельности
Зубеева Марина Валерьевна
Одной из социальных проблем современного общества является
проявление агрессий. Агрессия, в любой форме ее проявления, представляет
собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому
живому существу. Если агрессия как общее психическое и социальное
явление часто является предметом исследований, то агрессивное поведение
детей младшего школьного возраста мало изучено.
Вчерашние малыши по большому счету пока еще только учатся общаться.
И это не может не повлечь за собой напряжения отношений, вплоть до
открытого проявления агрессивности. При этом младшие школьники втрое
чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в агрессивные
отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Так же необходимо
отметить тот факт, что ребенок контактирует со сверстниками гораздо
больше, чем нам кажется. Так как школьник посещает не только
обязательные уроки, но и занятия по внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность–это неотъемлемая часть образовательного
процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований
федеральных образовательных стандартов общего образования. Она
проводится с целью содействия в обеспечении достижения планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования (личностных, метапредметных, предметных)
обучающимися 1-4-х классов. Внеурочная деятельность учащихся
объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Такие занятия организуются для удовлетворения потребностей учащихся
в содержательном досуге.Во внеурочной деятельности создаются условия
для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными
способностями, формируется познавательная активность, нравственные
черты личности, коммуникативные навыки, происходит обучение умению
контролировать себя в той или иной ситуации.
В начальной школе проявление агрессии также бывает из-за гендерного
аспекта. Кроме разности интересов, отметим, что девочки в начальной школе
учатся, как правило, лучше мальчиков. Мальчики наверстывают упущенное в
старшем возрасте.
Таким образом, актуальным становится анализ проблемы агрессивного
поведения младших школьников в гендерном аспекте во время занятий по
внеурочной деятельности. Ведь педагог контактирует со школьниками не
только во время уроков, но и в свободное от них время.
В своей работе я подробно рассматривала гендерные особенности
проявления агрессии младших школьников. Гендер — социальный пол,
определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение
воспринимается. Мальчики намного агрессивнее девочек. Это проявляется в
том, что в своем кругу сверстников они хотят быть лидерами и доминировать
над всеми, поэтому они агрессивно воспринимают новичков. Девочки же в
свою очередь менее агрессивны во всем, они не так импульсивно реагируют
на появление новых мальчиков или девочек. Так же физически слабые
девочки и мальчики боятся проявить агрессию по отношению к более
сильным сверстникам. Гендер и биологический пол понятия разные. Пол
является врожденной особенностью, а гендер приобретенной.
Для подтверждения выдвинутой мной гипотезы о том, что
агрессивность маскулинного типа гендерной идентичности более ярко
выражается в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной
деятельности, чем у феминного типа всех возрастов младших школьников.
Исследование проводится на учениках 1-4 классов, посещающих занятия по
внеурочной деятельности, МОУ «Средняя школа № 88» города Ярославля, в
нем принимали участие девочки и мальчики в возрасте 7-11 лет.
Исследования проводятся по следующим методикам:
- «Тест эмоций» (авторская модификация теста Баса - Дарки);
- Тест для родителей «Агрессивен ли ваш ребенок?»;
- Проективная методика "Руки"(Hand test);
- Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин,
П.А. Ковалев);
- Методика «Типы гендерной идентичности».
Заключить можно тем, что внешне мальчики агрессивнее, чем девочки.
Это связано с тем, что девочки не показывают свою агрессию так, как это
делают мальчики. Мальчики зачастую используют вербальную агрессию,
благодаря которой они выражают негативные чувства. Для девочек
характерны косвенные формы агрессии.
Автор(ы): Зубеева Марина Валерьевна
Приложения: