Изучение межличностных отношений
у младших школьников

Иванова Елена Сергеевна

      Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является основой для развития личности ребёнка, становления его самосознания. В литературе можно выделить несколько подходов к пониманию межличностных отношений:

- это избирательные предпочтения одних детей перед другими (М.И. Лисицина, Е.О. Смирнова);

- это процесс познания и восприятия другого (Н.И. Репина, Н.А. Шкуричева);

-это результат общения и совместной деятельности детей (Д.Б. Эльконин, М.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий) [3, с.6].

Мне наиболее близка третья концепция, т.к. именно в совместной деятельности и в общении межличностные отношения реализуются и преобразуются.   

В соответствии с новым ФГОС НОО одной из приоритетных задач в начальной школе является «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций» [4]. В связи с этим в нашем исследовании была поставлена задача подобрать такой диагностический инструментарий, который позволит  выявить особенности межличностных отношений  у младших школьников.

Выбор был сделан в пользу следующих методик:

· Опросник: «Мой класс», дающий возможность оценить такие показатели развития межличностных отношений в коллективе как степень удовлетворенности школьной жизнью, уровень конфликтности в классе и сплоченность,  по мнению учащихся и  их учителей;

· Тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель».  Отобранные предложения помогают выявить отношение учащегося к классу, особенности взаимодействия с одноклассниками и учителями;

· Тест опросник: «Мое мнение о классе»», позволяет изучить семь важных характеристик класса, таких как: самочувствие и отношение к классу учащихся, наличие цели работы и отношение к деятельности класса, мнение о КТД, проводимых в классе и особенностях общения одноклассников друг с другом, выявляется возможность творческого самовыражения у каждого в классе и выявить общее мнение о классе. Данный тест- опросник был предложен для заполнения и родителям с целью изучения их мнения со стороны;

·Методику: «Оценка групповой сплоченности» Сишора-Ханина дающую возможность оценить сплоченность классного коллектива;

·Методику: «ЦОЕ», цель которой, определение ценностно-ориентационного единства группы на основе групповой общности при выборе наиболее ценностно-значимых качеств важных для совместной работы из стимульного списка;

·Социометрию, как метод исследования особенностей систем неформальных отношений в группе, внутригрупповых статусов учащихся, степень психологической совместимости и качество психологической атмосферы группы в целом;

·Проективную методику: «Мой класс». Она  позволяет в наглядной форме увидеть  позицию каждого ученика в классе,  его основное занятие и взаимоотношения с одноклассниками.

В моем исследовании принимали участие учащиеся двух вторых классов и их родители одной из школ г. Санкт – Петербурга.

На данном этапе исследования получены результаты по следующим методикам: по опроснику «Мой класс» в двух вторых классах можно говорить о том, что  степень удовлетворенности взаимоотношениями в обоих классах достаточно высокая и составляет от 92% до 100%, степень сплоченности от 70 до 73%, но при этом можем отметить достаточно высокий уровень конфликтности от 43% до 70%.  При этом по методике: «Оценка групповой сплоченности» Сишора-Ханина подтверждается высокий показатель по уровню сплоченности коллектива от 87 до 91%.  

Анализируя деятельность педагога в данных классах можно говорить об успешном опыте применения метода проектов с учащимися.  Проектная деятельность предполагает активную работу мысли, прогнозирование того, что затем будет воплощено в предметном виде. [1, с. 35 ]  Проект – это прототип, идеальный образ   предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях- план, замысел какого – либо действия [2,с.4].  Нам кажется важным продолжать эту работу с включением творческих проектов для развития  межличностных отношений младших школьников и формирования такой необходимой компетенции по разрешению споров и конфликтов.

Литература

1. Конышева Н.К. О проблеме проектной деятельности школьников на уроках  практического труда // Начальная школа.- 2002.- №12.- С.35-37

2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д.  Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. - М.: Вентана- Графф, 2002.- 112с.

3. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.

4. ФГОС НОО- http://www.mobeseda.ru/obrazovanie/bsosh/norm-dok/239


Автор(ы): Иванова Елена Сергеевна
Приложения: