Вместе с наставником к успеху
Королева Мария Сергеевна
За каждым успешным человеком стоят наставники. Кто же такой наставник? Это тот, кто подает пример, готов постоянно развиваться, работать над собой. Николай Васильевич Гоголь сказал: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя».
Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2019 г. №3273-р, одним из ключевых направлений системы российского образования является развитие наставничества педагогических кадров. В связи с этим в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии» разработана программа наставничества с целью достижения результатов федеральных и региональных проектов.
Несомненно, в начальной школе главную роль в обучении и воспитании учеников играет учитель, но, по словам А.В. Бугаёва, зам. министра просвещения, наставники – это те люди, кто формирует нас как личность и специалиста, то есть наставником может быть любой (родитель, друг, тренер и даже ученик).
Мы решили проверить, насколько эффективной будет модель наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК», и возможно ли получить позитивный опыт от этой работы.
Работая с 2023 года по сегодняшний день, мы разрабатывали систему наставничества между классами и учителями разных параллелей, что отражено в таблице.
Учебный год | Королева М.С., уч. нач. кл. | Королева С.В., уч. нач. кл. |
2023-2024 | 1 класс | 3 класс |
2024-2025 | 2 класс | 4 класс |
Целью нашей работы является создать условия для формирования модели наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК».
Для реализации данной модели необходимо, чтобы учителя работали в паре, имели обучающихся, разных по возрасту, необходимо заручиться поддержкой родителей.
Программа реализуется с 2023 учебного года.
В настоящее время традиционная модель наставничества «когда опытный учит неопытного» уже неактуальна. Профессор И.А. Эсаулова предлагает новые модели наставничества, опираясь на потребности современных детей и школ. В своей работе мы используем следующие её модели:
1. Ситуационное наставничество (немедленное реагирование наставника в помощи подопечного);
2. Групповое наставничество (один наставник работает с группой от 2 до 6 человек);
3. Реверсивное наставничество (взаимодействие старших детей с младшими)
4. Партнёрское (наставник и подопечный равны).
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической группы, участники которой находятся в определённое ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. В нашем случае - «УЧЕНИК-УЧЕНИК».
Обучающиеся, взаимодействуя друг с другом, оказывают помощь в реализации личностного потенциала, взаимно улучшают образовательные, творческие, спортивные результаты, а также происходит развитие метакомпетенции к новым условиям среды. Вариации ролевых моделей внутри формы «УЧЕНИК-УЧЕНИК» могут отличаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:
1. Взаимодействие «успевающий – неуспевающий» (классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов);
2. Взаимодействие «владеющий русским языком – не владеющий русским языком»;
3. Взаимодействие «равный-равному» (происходит обмен навыками, взаимная поддержка, совместная работа над проектом).
Наша работа по форме наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК» началась со знакомства двух классов: это игры на переменах, экскурсионные выезды, мастер-классы, квест-игры на сплочение коллективов. Следующим этапом стала помощь обучающихся в организации учебной и внеурочной деятельности, участие в проектах разных уровней.
Для сплочения коллектива мы подобрали разные игры, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Дети играли на переменах, в группе продлённого дня, на занятиях внеурочной деятельности. Дети старшего возраста проигрывали их сами, а затем играли со своими подопечными.
Таким образом, игры научили детей лучше понимать друг друга, позволили обогатить словарный запас детей, не владеющих русским языком, взаимодействовать, организовывать свой досуг, сотрудничать и договаривать между собой, что привело к улучшению дисциплины в классе.
Организованные родителями и учителями поездки, экскурсии, мастер-классы дали возможность детям пообщаться вне школы, узнать интересы друг друга и найти единомышленников, объединиться в микрогруппы.
Каждый участник модели наставничества «УЧЕНИК - УЧЕНИК» не только учится, но и обучает. Каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи друга. Таким образом, чем лучше и больше наставники обучают других, тем больше и лучше знают сами.
Ребята-наставники постепенно помогают обучающимся приготовиться к уроку, оказывают помощь в записи домашнего задания. Постепенно ребенок сам научился это делать, а наставники продолжат контролировать правильность записи, подготовку всего необходимого к урокам. Ученик сам может подойти к наставникам и попросить помощи, если он что-то не успел записать, выполнить.
Формирование творческой и исследовательской деятельности проходит на разных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Каждый учащийся участвует в совместных проектах разного уровня, таких как «Юный исследователь», «Я познаю мир», «Я - Новгородец». Участвуя в защите проектов обучающиеся перестают бояться выступать на публику, учатся самостоятельно искать материал в интернете, объединяться в группы по интересам, что можно проследить по разнообразию тем проектов.
Уч. год | Класс | Раздел | Название проекта | Уровень | |
Наст. | Под. | ||||
2023-2024 | 3 | 1 | «Я - Новгородец» | «Листая памяти страницы» | школьный |
В этом учебном году ученики 3 класса заинтересовали своих наставников принять участие в программе «Орлята России» и продолжили работу, участвуя в различных треках.
Таким образом, в ходе нашей работы уже были получены первые положительные результаты:
1. Ученики научились организовывать свободное время в школе;
2. Дети разделились по интересам; в каждой микрогруппе были наставники;
3. Сделали первые шаги в работе в команде, пробовали делиться своим мнением, выступать перед классом;
4. Анализировать свои успехи и неудачи.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по модели наставничества «УЧЕНИК-УЧЕНИК», выявляя плюсы и исправляя минусы в своей работе.
Автор(ы): Королева Мария Сергеевна
Приложения: