Исследование влияния занятий по изобразительному
искусству на когнитивное развитие учеников
с ограниченными возможностями в начальной школе

Василькова Анна Михайловна

A study of the impact of visual arts classes on the cognitive development of students with disabilities in elementary school.

Автор:
Василькова Анна Михайловна
ГБОУ « школа № 561», Санкт-Петербург, Россия.    
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Anna Mikhailovna Vasilkova
State Educational Institution "School № 561", St. Petersburg, Russia.
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
Аннотация: В данной статье обсуждается проблема того, как учитель начальных классов может эффективно организовать занятия по рисованию с детьми, у которых наблюдается задержка в психическом развитии. Автор считает, что такие занятия являются эффективным инструментом для развития и адаптации этой группы учащихся.
Resume: This article discusses the problem of how a primary school teacher can effectively organize drawing classes with children who have a delay in mental development. The author believes that such classes are an effective tool for the development and adaptation of this group of students.
Ключевые слова: учитель, начальная школа, младший школьник, развитие, рисование, задержка психического развития, обучение.
Key words: teacher, primary school, junior schoolchild, development, drawing, mental retardation, learning.
Для успешной адаптации в социальной среде необходимо проявлять себя в различных видах деятельности, особенно учитывая умственные способности и психические особенности детей с ЗПР. Педагог начальных классов должен помочь детям преодолеть сложности социализации, опираясь на их потенциал.
Важнейшей функцией личности является развитие способностей и самореализация через раскрытие возможностей и талантов. Одним из путей преодоления депривации является развитие творческого воображения через художественную деятельность.
Рисование, которое является формой изобразительной деятельности, представляет собой художественно-творческую деятельность, направленную на выражение своего отношения к изображаемому и отражение полученных впечатлений от жизни. Нетрадиционные подходы к изобразительной деятельности, которые направлены на мотивационную коррекцию у детей, включают психологическое сопровождение сюжетных линий, созданных самим ребенком. Рисование на ткани с использованием губки, пальцев и ладоней стимулирует активность и помогает развить моторные и эмоциональные навыки. Особое внимание уделяется развитию фантазии у детей. 
При этом следуют основным принципам: дети имеют право выбирать вид и содержание своей деятельности, а также работать в своем собственном темпе.
Рисование, включая занятия изобразительной деятельностью, имеет значительное влияние на коррекцию недостатков психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью [1]. 
Ученики, занимающиеся рисованием, изменяют свое поведение в значительной степени. Они становятся более сдержанными, внимательными и аккуратными. Их деятельность становится осознанной, мотивированной и направленной к определенной цели. Рисование способствует развитию самостоятельности и настойчивости у детей. Следовательно, рисование, как организующий фактор, положительно влияет на эмоционально-волевую сферу учеников [2].

           Дети с задержкой развития, в отличие от детей с нормой развития, предпочитают яркие цвета при раскрашивании, игнорируя реальные оттенки. Они могут окрасить деревья синим и траву красным, а воду - оранжевым. Выбирая цветные карандаши, они отдают предпочтение самым ярким оттенкам, создавая палитру ярких цветов, которая не соответствует окраске реальных предметов. У школьников с задержкой психического развития наблюдается обычно низкий интерес к изобразительной деятельности, и у некоторых детей может отсутствовать интерес как к процессу, так и к результату этой деятельности.
            Дети с задержкой психического развития редко проводят время на рисовании в свободное от занятий время, их рисунки вызывают равнодушие, и они легко от них отказываются. У них не развиты навыки технического рисования: они неправильно держат карандаш и кисть, не умеют набирать краску, промывать и сушить кисти, и не овладели методами окрашивания. Их действия с материалами изобразительной деятельности (бумагой, кистью, карандашом, глиной) обычно представляют собой разнообразные специфические и неспецифические манипуляции, которые игнорируют качества и функциональные назначения предметов.

             Дети с задержкой психического развития редко рисуют людей, животных и живые существа, их рисунки лишены связного смысла и простых сюжетов, не сопровождаются словесным комментированием и игровыми ситуациями. Предметные рисунки таких детей отличаются примитивностью и фрагментарностью, части предметов обычно не располагаются в один ряд и содержат ограниченное количество деталей. Иногда изображение состоит только из одного элемента, наблюдается отсутствие важных деталей при наличии вторичных частей, несоответствие числа изображенных предметов, их реальному количеству.

           В процессе обучения и развития детей с ЗПР их рисунки постепенно улучшаются, но это происходит неравномерно и медленно. Дети с ЗПР отличаются от обычных детей тем, что имеют большие трудности в овладении художественной деятельностью. Они чаще предпочитают копировать готовые образцы, чем рисовать по натуре. Поэтому важно учитывать это при обучении и стараться сделать процесс рисования более осознанным. Детям с ЗПР нужно систематически и настойчиво обучать анализу, сравнению и сопоставлению изображаемых предметов.

             Искусственное творчество в работе начального школьного учителя с детьми, страдающими от задержки психического развития, способно влиять на их эмоциональное состояние, устранять внутреннее напряжение и, следовательно, способствовать раскрытию их потенциала. Субъект "Изобразительное искусство" присутствует как неотъемлемая часть образования для младших школьников с задержкой психического развития, имея значительное значение в процессе коррекции и развития. Творчество художников играет важную роль в эстетическом воспитании. Изобразительная деятельность способствует устранению недостатков мыслительной деятельности, совершенствованию способности к регуляции, логическому планированию, а также преодолению проблем с моторикой, пространственным восприятием и координацией движений.
             Искусство самовыражения дарит детям возможность погрузиться в мир эмоций и чувств, освоить искусство символизации, что способствует их психическому развитию. Спокойствие и расслабление приходят с этим видом творчества, не требующего высокого мастерства и позволяющего краскам вольно текти. С использованием красок ребенок может выразить свои эмоции, а через свои работы можно проследить его внутреннее состояние - гнев, радость, обида, боль.

             Дети могут лучше выполнять работы, используя свои руки, так как это помогает им насытить свои сенсорные потребности и тягу к прикосновениям. Разрывая запреты и позволяя себе испачкаться, они могут найти радость в этом процессе. Прикосновение к краскам и их размазывание на бумаге помогает детям раскрыть свой творческий потенциал и использовать внутренние ресурсы. Кроме того, такой опыт позволяет им познать свойства краски, такие как ее текстура, плотность и вязкость, через прямой контакт пальцев с ней.

          Игра с цветами стимулирует развитие тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития. Они могут использовать свои рисунки не только для подарков родным, но и в играх с друзьями. 
Занятия красками занимают важное место в работе с такими детьми. Добавление воды в акварель позволяет создавать разнообразные оттенки цвета, что учат детей различать цвета. Ознакомление с новыми цветами и оттенками помогает детям радоваться своим достижениям и результатам работы.

         Структура имеющихся у детей с ЗПР нарушений определяет особенности их изобразительной деятельности. В работах этих детей наблюдается влияние сенсорных нарушений на формирование навыков изображения. В процессе обучения в 1 классе дети уточняют свои представления о свойствах предметов, таких как цвет, форма и величина, а также о способах их преобразования. Учебный материал по предмету позволяет ученикам усваивать такие темы, как "Измерение", "Единицы измерения", "Геометрические фигуры и их свойства", "Симметрия" и другие. Таким образом, существует связь между изобразительной деятельностью детей с ЗПР и учебным предметом "Математика".
В начале школьного обучения у детей с ЗПР возникают трудности с овладением письмом из-за нарушения тонкой моторики, которое требует своевременной коррекции. Изобразительная, художественно-продуктивная деятельность является одним из доступных способов работы с детьми для формирования мелкой моторики и приносит им много радости, так как заложена у них на генетическом уровне.
Однако в школьных учреждениях занятия чаще всего ограничиваются стандартным набором материалов и традиционными методами передачи информации, не учитывая возможности и потенциал детей с ЗПР. Это происходит потому, что традиционные способы и техники рисования предполагают использование кисти для создания изображений тонкими линиями.

            Использование нетрадиционных методов на занятиях по рисованию помогает развивать мелкую моторику у младших школьников. Эта подходящая методика представляется сложной для детей с ЗПР, что в результате может привести к плохому качеству рисунка и потере интереса к этой деятельности. Рисунок ребенка, даже если он неряшлив и хаотичен, отражает его внутреннее состояние. Задачи включают предметно-тематические аспекты, такие как рисование на заданную тему, изображение человека и его отношений с окружающим миром и другими людьми. Например, можно предложить задания: "Моя семья", "Я в школе", "Я дома", "Мой лучший поступок", "Что я люблю".
Детям предлагается воссоздать целостное изображение, опираясь на неоформленные стимулы (точки, линии, пятна), чтобы развить образное восприятие, воображение и символическую функцию. Экспериментирование с красками, бумагой, пластилином и мелом в играх и упражнениях стимулирует потребность в изобразительной деятельности, уменьшает эмоциональную напряженность и повышает уверенность в себе. Образно-символические изображения абстрактных понятий (добро, зло, счастье), эмоциональных состояний и чувств (радость, гнев, удивление) становятся основой для творческого процесса.
              Индивидуальные трудности ребенка определяют постановку задач и разработку программы занятий с использованием изобразительной деятельности. Коллективное выполнение задач на совместную деятельность включает в себя все предложенные выше задачи. Основная цель изобразительной деятельности заключается в том, чтобы искусство воздействовало на ребенка коррекционно, помогая реконструировать психотравмирующие ситуации через художественное творчество. Это позволяет выразить свои переживания через произведение искусства, создавая новые положительные эмоции, развивая креативные потребности и способы их удовлетворения.

Список литературы

1.    Бебих Г. Д. Развитие творческой личности ребенка через изобразительное искусство // Дошкольное учебное заведение. Воронеж: 2013 - С.164.
2.    Гаврилушкина О.П.  Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей:  Автореф. дис.  канд. пед. наук М., 2016. – С. 76.
3.    Екжанова Е.А.  Изобразительная деятельность в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями  в развитии //Дефектология. – 2013. - №6. – С. 89.


Автор(ы): Василькова Анна Михайловна
Приложения: