Влияние театрализованной деятельности на развитие мелкой
моторики руки старших дошкольников с ОНР
Алексеева Надежда Николаевна
Несомненно, что развитие мелкой моторики руки старших дошкольников с ОНР является одной из приоритетных задач в обучении и воспитании. Моторика ребенка присутствует в любой его деятельности и постоянно совершенствуется в игре, на занятиях, в быту.
Исследования последних лет показывают, что в настоящее время количество детей, имеющих значительные недостатки в развитии мелкой моторики руки, увеличивается с каждым годом. Ее нарушения безусловно сказываются на развитии речевой системы и других психических функций ребенка, что было доказано многими отечественными и зарубежными учеными, (Антакова-Фомина, Хризман, Пенфилд, Светлова и др.)
Анализируя психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что многими учеными доказана связь развития мелкой моторики с развитием речи, а значит детям, имеющим недостатки в речевом развитии необходимо делать акцент на формирование ручной моторики.
Но как найти средство, которое позволит развивать моторику легко и свободно, без навязчивости и принуждения?
На мой взгляд, таким средством является использование в педагогическом процессе театрализованной деятельности. В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, а театр позволяет реализовать развивающую функцию в игровой форме. Подготовка к театрализованной деятельности через практические действия, выполняемые во время изготовления декораций и атрибутов, помогает совершенствовать моторную ловкость руки дошкольников с ОНР, а сама театрализованная игра способствует формированию точности движений, скоординированности работы пальчиков, вырабатывается согласованность действий обеих рук.
Дошкольники с удовольствием включаются в игру, превращаются в артистов, декораторов и кукольных мастеров.
В ходе театрализованной игры и подготовки к ней развивается не только моторная ловкость детской руки, координация движений, их плавность, переключаемость, целенаправленность, но и психические процессы: память, мышление, внимание, воображение;
Словарный запас детей активизируется, пополняется и совершенствуется, улучшается грамматический строй речи и звукопроизношение, развивается связная речь, мелодико-интонационная сторона речи, ее темп и выразительность.
Развивается эмоционально-волевая сфера; выстраиваются дружеские доброжелательные отношения в коллективе, формируется опыт нравственного поведения. Театрализованная игра стимулирует развитие самостоятельности, творческой, поисковой активности, повышает самооценку ребенка.
Для развития мелкой моторики необходимо создание специальных условий, в которых каждый малыш может проявить свою индивидуальность, эмоции, чувства, способности. Поможет в этом создание развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие моторной ловкости и включение в педагогический процесс театрализованной деятельности.
Изучив педагогические материалы, посвященные театрализованной деятельности, ее видам, механизм руководства театральными играми и методику проведения занятий, можно отобрать те виды театрализованной деятельности, которые наиболее эффективны в развитии мелкой моторики. Эти виды деятельности и театров следует включать в проект педагогического сопровождения развития мелкой моторики руки детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи: разнообразные режиссерские игры: настольный театр игрушек, театр игрушек - «топотушек», плоскостной (театр на ножке) и объемный (конусный), кукольный (бибабо, пальчиковый вязаный театр, пальчиковый театр оригами, перчаточный театр).
Театрализованная деятельность представляет собой не просто театрализованную игру, но и подготовку к ней, где ребенок может взять на себя роль костюмера, декоратора, кукольного мастера.
Дети могут участвовать в изготовлении атрибутов, декораций для постановок: они могут рисовать декорации, изготавливать героев пальчикового театра из бумаги, лепить персонажей из пластилина, глины или соленого теста; вырезать героев из бумаги и картона. А развитие мелкой моторики руки можно осуществлять в различных видах детской деятельности, которые можно широко использовать в театрализованной деятельности при подготовке к игре:
Рисование позволяет сформировать навыки правильного захвата и удержания карандаша (кисти) в руке, силу нажима на поверхность листа, способствует развитию формообразующих движений. Прорисовывание мелких деталей позволяет развивать двигательные ощущения, учит дошкольников изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета, что благотворно влияет на развитие мелкой моторики в целом.
Лепка также является эффективным способом развития моторной ловкости пальцев рук. Она способствует развитию многих компонентов мелкой моторики, таких как: формообразующие движения, защипывание, интенсивность нажима, мелко-моторные действия, согласованность движений обеих рук, и т.д. Перед началом лепки и рисования детям необходимо обследовать предмет, что в большой степени способствует развитию мелкой моторики, и обогащению представлений о свойствах предмета.
Аппликация способствует формированию навыков правильной работы ножницами, умению удерживать лист при вырезывании, согласованности действий обеих рук, ориентировании в рабочем пространстве.
Положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает самомассаж, когда с помощью карандаша, мячика су-джоку, или природных материалов (грецкого ореха, желудя и т.д.) осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней.
Прекрасно развивает моторную ловкость рук различная предметная деятельность, связанная и с навыками самообслуживания: застёгивание и расстегивание молний и пуговиц; всевозможные шнуровки; нанизывание бус на леску; игры с мозаикой; сортировка различных предметов; плетение; перебирание круп, зёрен и т.д.
Еще одним способом развития тонких движений пальцев рук является бумагопластика. Во время изготовления поделки - оригами, развивается не только мелкая моторика рук, но и творческое мышление дошкольника, логика, умение планировать, развивает коммуникативные навыки.
Театрализованная игра и сама выступает в роли эффективного способа совершенствования мелкой моторики руки ребенка - дошкольника 5-6 лет.
Не стоит забывать, что только при активном взаимодействии с родителями возможно полноценное развитие и воспитание детей. Поэтому в проект педагогического сопровождения развития моторики следует включать и работу по взаимодействию с семьей.
Автор(ы): Алексеева Надежда Николаевна
Приложения: