Разные, но вместе!

(из опыта работы в рамках системы наставничества)

Чалбаева Марина Владимировна

Актуальность наставничесва как компонента современной системы образования РФ бесспорна. Оно представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет всестороннюю поддержку на пути социализации, поиске индивидуальных жизненных целей и их достижения.

В августе 2021 года на базе школы было принято решение о включении в образовательный процесс различных форм наставничества. Особо популярной стала форма наставничества «ученик – ученик», которая успешно работает среди обучающихся среднего звена и по сей день.

Активными участниками проекта стали обучающиеся 5А и 10 А. классов, их выбор не случаен. Представители обоих коллективов являются носителями активной жизненной позиции, всегда с интересом относятся ко всему новому и неизведанному. Представители обоих классов считают участие в проекте ответственным делом, помогающим получать бесценный жизненный опыт, способствующий развитию коммуникативных навыков и познавательных процессов, которые в дальнейшем помогут сделать правильный профессиональный выбор. И главное: обучая других, обучаются и сами друг у друга, ведь подросткам намного легче понять позицию своего ровесника и раскрыться, нежели выразить свои сомнения взрослому человеку. Основой взаимоотношений между классами стали принципы доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимообогащения. 

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной и внеурочной деятельности. Проведение классных часов и планёрок, организация совместных конкурсов и проектных работ, подготовка к олимпиадам, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации), волонтёрство, создание клуба по интересам с лидером-наставником. Это можно назвать главным этапом в работе, который и даст основной результат - максимально полное раскрытие потенциала личности всех участников образовательных отношений, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.

Личностный рост целесообразно рассматривать как развитие гуманистических ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе. При изучении темы по русскому языку всегда ввожу тексты, вопросы или задания, которые заставляют думать, выводят изучение материала за рамки правила, делают его лично значимым, важным. Очень интересно  связывать изучение темы с датой, когда это происходит и событием, связанным с этой датой.  Так, изучение темы «Склонение существительного» выпало на 3 марта, это по календарю Всемирный день овсянки! Поэтому на совместном уроке обращались к истории праздника, к самой птице и, конечно, к Богу Ярило.  Формирование понимания личностной значимости темы должно происходить на примере того, что эта тема диагностируется в задании 9 теста ОГЭ по русскому языку, а также в задании 17 ЕГЭ по русскому языку, в задании 1,15 ОГЭ и 27 ЕГЭ, в которых учащиеся, создавая тексты изложения и сочинения, будут употреблять в них написание слов, демонстрируя тем самым сформированность языковой компетенции. Важно, что проникнувши значимостью данного праздника, ребята устроили дома вечернее чаепитие с овсяным печеньем, о чём потом писали родители в группе со словами благодарности.

Таким образом, наставничество стало возможностью решения целого спектра задач для практически любого обучающегося, позволило получать опыт, знания, достаточно быстро сформировать навыки и ценности, что очень важно в современном мире. Так, по результатам реализации проекта в нашей школе можно отметить высокий уровень включенности обоих классов во все социальные, культурные и образовательные процессы.

Итак, работа в проекте, безусловно, соединила и вдохновила каждого участника проекта, помогла в поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала как пятиклассников, так и семиклассников.


Автор(ы): Чалбаева Марина Владимировна
Приложения: