Краткосрочная дополнительная общеразвивающая
программа "Юный астроном"
Мосунова Виктория Витальевна
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный астроном» разработана в соответствии с направлениями государственной образовательной политики и современными нормативными документами федерального и регионального уровня в сфере образования, а также локальными актами ДДТ.
Основные характеристики программы
Направленность социально-педагогическая.
Адресат программы: программа адресована учащимся (юношам и девушкам)
9-11 лет
Актуальность В начальной школе астрономия как отдельный предмет не включена в учебный план. Первоначальные знания дети получают на уроках окружающего мира, однако часов на изучение темы в программе недостаточно. Данная программа дает более широки знания в астрономии школьникам, которые проявляют интерес к этой теме.
Уровень освоения программы: общекультурный.
Срок и объем освоения программы: 6 дней, 12 часов.
Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.
Задачи программы:
обучающие:
- дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
- научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;
развивающие:
- начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- развивать самостоятельность, ответственность, активность.
- развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
- способствовать формированию общей культуры;
- воспитывать любовь и уважение к науке.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
личностные
- воспитание культуры и потребностей приобретения естественнонаучных знаний;
- формирование умения сотрудничать с товарищами в совместной деятельности;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
метапредметные:
- формирование умения использовать теоретическую информацию для решения практических задач;
- повышение творческой активности и самостоятельности;
предметные:
- расширение круга научных знаний обучающихся, их представлений о строении вселенной;
- формирование понимания природы некоторых космических явлений.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы: государственный язык РФ (русский).
Форма обучения: очная.
Условия набора учащихся: к обучению по программе приглашаются все желающие 9-10 лет, имеющие интерес к истории Санкт-Петербурга.
Условия формирования групп: группы комплектуются по мере набора
Количество учащихся в группе: 15 человек.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальная (при подаче теоретического материала), групповая (на практических занятиях, экскурсиях).
Материально-техническое оснащение программы:
- Наличие учебного кабинета;
- Компьютер;
- Настольные игры;
- Наглядный материал, макеты;
- Раздаточный материал;
Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий необходимым квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».
Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
№ п/п | Тема | Количество часов |
Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, просмотр |
2 | Основы астрономии | ||||
Необыкновенные небесные явления | 2 | 1 | 1 | Викторина. | |
| Строение солнечной системы | 6 | 2 | 4 | Экскурсия |
3 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Игра-квиз |
Итого | 12 | 3 | 9 |
Рабочая программа
дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
Цель программы: знакомство дать в увлекательной форме начальные знания по астрономии для развития мотивации к ее дальнейшему изучению.
Задачи программы:
обучающие:
- дать представление о строении Вселенной и месте Земли в ней;
- научить наблюдать и правильно объяснять некоторые астрономические явления;
развивающие:
- начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
- развивать самостоятельность, ответственность, активность.
- развивать коммуникативные навыки.
воспитательные:
- способствовать формированию общей культуры;
- воспитывать любовь и уважение к науке.
Содержание программы:
1. Вводное занятие
Теория: Зачем изучать астрономию.
Практика: беседа, просмотр.
2. Основы астроном
Необыкновенные небесные явления
Теория: Природа некоторых астрономических явлений.
Практика: беседа, викторина.
Строение солнечной системы
Теория: Планеты солнечной системы.
Практика: экскурсия в планетарий.
3. Итоговое занятие
Практика: игра-квиз по полученным знаниям.
Методические материалы
Методики, методы и приемы, технологии обучения
Основными методами обучения являются:
Словесные (вербальные) методы обучения: устное объяснение/разъяснение, беседа, анализ видеоматериала.
Наглядные методы обучения: просмотр видеоматериалов, демонстрация макетов.
Практические методы обучения: выполнение заданий в группах, экскурсия.
Высокая результативность работы по программе может быть достигнута при использовании следующих педагогических технологий:
- технология личностно ориентированного обучения (обучение каждого учащегося в группе, исходя из его возможностей, способностей, перспективы);
- здоровьесберегающие технологии (использование физкультминуток во время занятия);
- коммуникативные технологии (использование разнообразных методов для создания ситуации равноправного общения в группе, ситуации успеха для каждого учащегося).
Для эффективной реализации программы педагогом могут быть использованы разные формы организации и проведения занятий:
теоретические: через объяснение, видеоматериал учащиеся получают основные знания по теории; конкретизируют специальные понятия, получают знания по основам астрономии.
практические: являются основной формой работы по программе. На практических занятиях учащиеся выполняют задания-игры, участвуют в экскурсии.
Перечень дидактических материалов | |
Раздел/тема | Дидактический материал |
Вводное занятие | Тематические подборки фотографий, макетов Видеоматериал. |
Основы астрономии | Макеты, карты, викторины. Материал для квеста во время очной экскурсии. |
Итоговое занятие | Презентация для игры-квиза |
Информационные источники
Список литературы для использования педагогом:
1. Батурин Ю.М. Повседневная жизнь российских космонавтов- Изд.: Молодая гвардия, 2011-320 с
2. Брашнов Д.Г. Удивительная астрономия- Изд.: ЭНАС-КНИГА, 2016-208 с
3. Волков А.В.100 великих загадок астрономии- Изд.: Вече,2012
4. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с
5. Громов А.Н. Удивительная Солнечная система- Изд.: Эксмо, 2012- 368 с
6. Лапина И. К., Сурдин В. Г. Школа юного астронома- Изд.: Просвещение 2021- 96 с
Интернет- ресурсы:
Книги и учебники
https://fictionbook.ru/genre/astronomy-for-kids/
9 игр и приложений для юных астрономов познаем солнечную систему и далекий космос весело и увлекательно
https://tlum.ru/news/9-igr-i-prilozenij-dla-unyh-astronomov/
История астрономии. Представления древних астрономов о вселенной
https://earth-chronicles.ru/news/2011-08-01-4568
Как менялись представления о Вселенной
http://newtonew.com:81/science/cosmological-theories
Тайны Вселенной. Полезная информация и интересные факты о Солнечной системе, далеких звездах, планетах и их спутниках. Величайшие тайны Вселенной, загадки физики и необъяснимые парадоксы космоса.
Список литературы в адрес учащихся и родителей:
1. Eduardo Banqueri Космос и земля. Уникальная иллюстрированная энциклопедия
для детей-Изд.: Аванта+, АСТ, 2015- 72 с
2. Воллиман Доминик Профессор Астрокот и его путешествие в космос – Изд.: Манн,
Иванов и Фербер, 2015- 64с
3. Ганери Анита Легенды ночного неба. Истории народов мира о созвездиях- Изд.:
Манн, Иванов и Фербер, 2018-96 с
4. Гиваргизов А. А. Космонавты- Изд.: Эксмо, 2013- 56 с
5. Дрисколл Майкл Звёздное небо. Детская энциклопедия- Изд.: АСТ,2015- 96 с
6. Дэйнс Кэти Вопросы и ответы о космосе»-Изд.: Робинс, 2018- 13 с
7. Качур Е.А. Увлекательная астрономия- Изд.: Манн, Иванов и Фербер-2017- 80с
8. Сотникова Н. Планета Земля и ее соседи. Астрономия для малышей/Серия: Читай,
наблюдай-Изд.: Качели, 2018- 24 с
Оценочные материалы
Оценка освоения программы производится по трехуровневой/трехбалльной системе:
- высокий уровень освоения программы – 3 балла,
- средний уровень освоения программы – 2 балла,
- низкий уровень освоения программы – 1 балл.
Формы контроля и сроки проведения
Входной контроль – не проводится.
Текущий контроль осуществляется по мере освоения теории и практики и предполагает оценивание уровня освоения программы учащимися через выполнение последними конкретных заданий.
Критерии для оценивания метапредметных и личностных результатов освоения учащимися программы представлены в Приложении 1.
Итоговый контроль – осуществляется по итогам освоения программы на итоговом занятии в форме игры-квиза.
Контрольно-измерительные материалы
Вид контроля | Формы контроля | Контрольно-измерительные материалы | Критерии оценивания |
Текущий | Викторина | Вопросы по темам курса | Общий уровень знаний по теме (см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний») |
Практическое задание | Заготовки для макета
| Умение использовать теоретические знания на практике (см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний») | |
Итоговый | Итоговое занятие | Игра-квиз | Общий уровень знаний по предмету (см. Приложение 2 «Критерии оценки теоретических знаний»), Умение использовать теоретические знания на практике (см. Приложение 3 «Критерии оценки практических знаний») |
Формы фиксации результатов: все результаты освоения учащимися образовательной программы заносятся в «Карту результатов освоения образовательной программы» (см. Приложение 4).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Юный астроном»
№ п\п | Дата | Тема\содержание занятия | Количество часов | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие Беседа по охране труда | 2 |
| ||
2 | Основы астрономии Необыкновенные небесные явления | 2 |
| ||
3 | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 |
| ||
4 | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 |
| ||
5 | Основы астрономии Строение солнечной системы | 2 |
| ||
6 | Итоговое занятие | 2 |
| ||
|
| Всего часов | 12 |
|
Критерии оценки метапредметных и личностных результатов освоения программы
Уровень мотивации к занятиям | Постоянно интересуется астрономией | Иногда интересуется астрономией | Не интересуется астрономией |
Уровень социализации | Выполняет все требования и нормы, принятые в объединении, считает себя полноправным членом коллектива, соблюдает технику безопасности | С удовольствием выполняет большинство требований и норм, принятых в объединении, считает себя лучше или хуже других членов коллектива | Нарушает принятые в объединении нормы поведения, противопоставляет себя группе, не соблюдает технику безопасности |
Уровень коммуникативной культуры | Не испытывает трудностей в общении с педагогом, адекватно реагирует на его просьбы, критику, требования. Свободно общается со всеми участниками объединения | Небольшие, легко устранимые затруднения в общении с педагогом: отказ в выполнении ряда просьб, несогласие с замечаниями и критикой, готовность и желание разбираться в случае проблем, избирательное общение | Остро реагирует на критику и замечания со стороны педагога, игнорирует его просьбы и требования. Испытывает проблемы в общении с родителями других учащихся. Обособленная позиция, замкнутость, конфликты с другими учащимися |
Кругозор в области танцевального творчества | Систематическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов | Эпизодическое посещение культурных мероприятий: музеев, выставок, концертов, просмотры видеоматериалов | Нет данных о посещении культурных мероприятий, просмотре видеоматериалов |
Критерии оценки практических знаний
№ | Критерии, параметры | Степень выраженности (уровень) | Количество баллов |
1 | Умение находить и вычленять необходимую информацию в дополнительных источниках | Высокий уровень С легкостью находит в предложенном теоретическом материале необходимую информацию. | 3 |
Средний уровень Испытывает некоторые трудности с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации. | 2 | ||
Низкий уровень Не справляется с поиском в предложенном теоретическом материале необходимой информации. | 1 | ||
2 | Использование полученной информации при выполнении практических заданий | Высокий уровень Правильно использует теоретическую информацию для выполнения практических заданий | 3 |
Средний уровень Испытывает трудности с использованием теоретической информации для выполнения практических заданий. | 2 | ||
Низкий уровень Не может использовать теоретическую информацию для выполнения практических заданий. | 1 |
Автор(ы): Мосунова Виктория Витальевна
Приложения: