Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 68 Калининского района Санкт-Петербурга
Проект на тему: «Наследие К.Д. Ушинского»
ГБОУ СОШ № 68 Калининского района
г. Санкт-Петербург
| Иньшакова Е. Н.
|
Санкт-Петербург
2023 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………
Теоретическая часть…………………………………………..
Практическая часть………………………………………………
Ресурсное обеспечение……………………………………………..
Ожидаемые результаты……………………………………………………
Критерии, показатели и методы оценки эффективности проекта неделя «Наследие К.Д. Ушинского»……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы………………………..................
Приложение……………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране 19 февраля каждый год отмечается день рождения Константина Дмитриевича Ушинского – одного из основателей российской педагогики. К этой дате приурочен объявленный в стране Год педагога и наставника.
Константин Дмитриевич Ушинский совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств. Помимо педагогических заслуг К. Д. Ушинского следует отметить и его деятельность как писателя, литературоведа, журналиста. Особенно известен он был, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики. Творчество этого замечательного писателя – близко и понятно детям любого возраста и с различными особенностями в развитии, поскольку его яркие произведения открывают огромный мир для их познания. Все его рассказы: реалистические и научно-познавательные, они невелики по объему, поэтому легко воспринимались нашими детьми. Тематика сказок и рассказов разнообразна, очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям и развивают кругозор ребят. Наша школа находится на улице Ушинского. Нас заинтересовала тема, связанная с творчеством этого человека, интересным моментом является то, школа № 68 располагается на улице Ушинского.
Мы провели социологическое исследование. Школа, как и любое образовательное учреждение имеет свою страницу в социальных сетях в группе «В контакте» На официальной странице был создан ряд вопросов, связанных с именем К.Д. Ушинского, а затем проанализированы итоги этой работы.
Были заданы следующие вопросы для социологического исследования:
- На какой улице находится наша школа?
- Как зовут Ушинского?
- На какой фотографии изображен К.Д. Ушинский?
- Кто такой К.Д. Ушинский?
- Какое произведение написал К.Д. Ушинский?
По итогам исследования определилась проблема:
Школа находится в городе Санкт – Петербург на улице К.Д.Ушинского, а учащиеся очень мало знают об этом великом человеке, являющимся национальным достоянием России
Мы решили, что темой нашего проекта будет «Наследие К.Д. Ушинского» в рамках проведения тематической недели, посвященной К.Д. Ушинскому
Актуальность: На основе результатов проведенного анкетирования школьников, педагогов, родителей учащихся и жителей микрорайона возникла необходимость в социальном проекте, основной идеей которого является создание творческого коллектива педагогов, работающих над формированием осознанного отношения учащихся к понятиям Родина, Отечество, Отчизна, воспитанию чувства патриотизма, сопричастности с великими историческими событиями и личностями, формированию ценностного отношения к истории и культуре своей страны, своего города, своей школы, уважению к великому соотечественнику К.Д. Ушинскому, именем которого названа наша улица; создание благоприятных условий для развития образовательной организации
Цель работы:
Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников для успешного участия в социально-значимых проектах, формирование коммуникативных умений в процессе совместной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках проведения тематической недели «Наследие К.Д. Ушинского»
Задачи:
· Повышать профессиональный уровень педагогов по организации социально значимой деятельности
· Формировать навыки социального проектирования
· Развивать коммуникативные, социальные компетенции школьников в процессе взаимодействия со сверстниками, учителями
· Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности и инициативы
· Формировать ценностное отношение к истории и культуре своей страны, своего города, своей школы
Объект исследования:
Творчество и биография К.Д. Ушинского
Предмет исследования:
Деятельность К.Д. Ушинского как детского писателя и педагога
Методы исследования:
1) Поиск информации по теме.
2) Анализ научной литературы.
3) Социальное исследование
Общая характеристика проекта:
Состав участников:
- Администрация
- Обучающиеся школы № 68
- Педагоги (учитель-модератор, тьюторы: учитель-консультант, наставник)
- Педагоги дополнительного образования
- Классные руководители
- Совет старшеклассников
- Родители
Количество участников:
Время работы над проектом: неделя
Тип проекта: социальный
Направленность: развивающий социальные компетентности
Этапы проекта:
1. Сбор информации о проблеме, определение темы и цели.
Планирование работы и распределение обязанностей.
2. Формирование творческих групп педагогов, разработка общей стратегии.
Определение планируемых результатов и предполагаемого продукта,
сроки реализации.
3. Реализация проекта:
- разработка технологии проведения Недели «Наследие К.Д.Ушинского»
- создание буклета о проводимых мероприятиях
4. Отчет о результатах проекта
5. Оценка проекта
ГЛАВА 2. Практическая часть
Была определена идея проекта: Создание условий для гармоничного развития личности, воспитания гражданской активности учеников, формирования коммуникативных умений в процессе совместной деятельности всех участников образовательных отношений, развития творческого потенциала обучающихся при изучении жизни и творчества великого педагога-наставника Д.К.Ушинского.
Для творческих команд были предложены разные направления работы.
Направление педагогическое.
По мнению К.Д. Ушинского педагогика является особой областью необходимых и полезных для человека знаний, что педагогике присуще все свойственные и другим наукам признаки, что она имеет свой предмет исследования. Педагогика есть наука о воспитании человека, предметом ее исследования являются процессы воспитания и формирования человека. Будучи самостоятельной наукой, педагогика в тоже время находится в тесной связи со многими смежными науками, использует знания о человеке в антропологических науках (анатомия, физиология, психология, география, статистика, история).
Направление творческое.
Литературная деятельность К.Д. Ушинского - одно из замечательных проявлений многогранности его таланта. Этому серьезному труду было осознанно отдано им не только время кропотливой творческой работы по созданию специальных детских книг для первоначального чтения, но и многие годы сотрудничества в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Журнале Министерства народного просвещения», «Народная школа», в газетах «Голос» и «Санкт-Петербургские ведомости». В течение почти всей своей творческой жизни он писал стихи и очерки, пробовал свои силы в драматургии, опубликовал ряд литературно-критических статей, рецензий и обзоров, а также художественных переводов произведений зарубежных авторов. Но особенно был известен он, конечно, как детский писатель, автор рассказов и сказок, обработок для детского чтения фольклорных материалов и произведений русской классики.
Направление «Педагогические идеи К.Д. Ушинского»
· Определил человека как предмет воспитания
· Сформулировал основные цели и направления воспитания
· О народности воспитания, о воспитании на традициях, истории народа, обычаях, с учетом географического положения местности проживания
· О воспитывающем характере обучения
· Идеи нравственного воспитания
· Проблемы воспитания детей в труде
· Физическое воспитание
· Роль семьи и матери в воспитании детей
· Нравственное воспитание
После определения направлений была разработана стратегия выполнения проекта.
Был определен продукт проекта: Сценарий проведения тематической недели «Наследие К.Д. Ушинского». Был разработан план проведения мероприятия, определены подпроекты, в соответствии с направлениями, определены мероприятия.
Принципы построения «Недели, посвященной К.Д. Ушинскому».
1. Мероприятия, запланированные на Неделю, охватывают наибольшее количество участников (школьников, педагогов и родителей), осуществляются через реализацию образовательной программы (урочную, внеурочную деятельность и ОДОД), а также программу воспитания.
2. Данный проект станет долгосрочным проектом, положенным в основу создания Летописи Школы и школьного музея.
3. Подпроекты. Неделя будут строиться на основополагающих принципах: единство целей и задач, преемственность, целостность и системность.
4. Проект станет началом творческого созидательного труда, направленного на развитие школы, объединяющего усилия детей и взрослых.
Был разработан план проведения недели, посвященной К.Д. Ушинскому.
1 день Открытие недели К.Д.Ушинского
«Школьная малая академия наук Эрудит»
Классные часы: роль произведений К.Д.Ушинского в нашей жизни
2 день «Выставка-лаборатория юных художников, исследователей, дизайнеров, фотографов, поэтов
Стендовые доклады «Старшие младшим»
Флешмоб «Цитаты К.Д. Ушинского»
Конкурс фотографий
Конкурс иллюстраций по страницам книг К.Д. Ушинского
3 день «Творческие студии..»
Инсценировки произведений К.Д. Ушинского
4 день «Творческие лаборатории…»
Презентация проектов.
Презентация исследовательских работ учащихся.
Экскурсия, посвященная жизни и творчеству К.Д.Ушинского .
5 день Творческий калейдоскоп
Квест «Такой вот Ушинский…»
Линейка «Подведение итогов»
Создание цифрового банка данных
Педагогическая оценка результата
Совместная деятельность учащихся и педагогов будет интересной для учащихся, проявится активность и самостоятельность. Социализация учащихся будет выражаться в стремлении их к контактам в совместной работе в течении недели, возможности выступать перед другими учащимися.
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы, необходимые для реализации Проекта:
1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта, разработка нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием)
2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта)
3. Обеспечение кадровых условий (подбор и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта)
4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта). 5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
6. Обеспечение научно-методических условий. Создание научно-методического обеспечения реализации проекта:
-различных методических памяток и рекомендаций;
- сценариев мероприятий по тематике Недели;
- дидактических ресурсов с готовыми мероприятиями по тематике Предметной Недели, выполненные в PowerPoint и Flash;
7. Обеспечение рефлексивного пространства для участников проекта.
8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов с современным рабочим местом учителя).
9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). Ожидаемые результаты
На уровне социума: повышение имиджа учреждения в социуме; расширение сетевого взаимодействия
На уровне учреждения
Школа: сформирует и подготовит творческую команду учеников и педагогов; получит эффективную образовательную среду; пополнит методическую базу по предметам; сформирует банк педагогических технологий для развития учащихся.
На уровне администрации:
Мониторинг уровня профессионализма учителя; представление материалов об опыте учителя на аттестацию, награждение, конкурсы; подготовка материалов к публикации.
На уровне обучающегося
Ученики продемонстрируют сформированность:
1) информационной, социальной, коммуникативной компетенции:
- умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;
- умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;
- умение вносить коррективы в ранее принятые решения умение оценивать результаты;
- умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;
- умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.
2) предметной, познавательной компетенции:
- подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели;
- расширение историко-научного кругозора учащихся в предметной области.
На уровне педагога
- создадут условия для формирования информационной, коммуникативной, социальной, познавательной и предметной компетентностей своих учеников; - помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
- овладеют творческими подходами к преподаванию своего предмета;
- усовершенствуют профессиональное мастерство через подготовку, организацию и проведение мероприятий Предметной Недели.
На уровне родителей
1. Сформированность мотивации к сотрудничеству со школой;
2. Высокая степень включенности родителей в деятельность школы;
3. Повышение коммуникативной культуры.
Критерии, показатели и методы оценки эффективности проекта
неделя «Наследие К.Д. Ушинского»
1. Успешность проекта и его значимость для ОУ
- Массовость проекта.
- Удовлетворенность участников проекта своей деятельностью.
3. Владение предметными компетентностями:
- индивидуальные достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- достижения классных коллективов в различных областях.
4. Владение социальной и коммуникативной компетентностями.
- формирование имиджа образовательного учреждения
- развитие индивидуальности личности учителя
Рейтинговая оценка проведения методическими объединениями на конкурсной основе в рамках творческого отчета методического объединения. Система информирования о проекте:
● сайт школы,
● стенд,
● ученический совет школы,
● родительские собрания,
● классные часы.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться при организации и проведении предметной недели по любому направлению и в любом образовательном учреждении.
Вывод: из проведенной работы можно сказать, что наследие, которое оставил нам К.Д. Ушинский велико и богато. И мы должны больше интересоваться его трудами, а анализируя их, будем развиваться. Материал, полученный в ходе проекта, лишь малая часть того, что можно создать, опираясь на его наследие. Краткосрочный проект «Наследие К.Д.Ушинского»
стал основойдолгосрочного проекта, посвященного созданию школьного музея «Наследие К.Д. Ушинского. Связь поколений»
Список использованной литературы:
Самошкина, Т. Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности / Т. Г. Самошкина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 133-136.
Автор(ы): Иньшакова Елена Николаевна
Приложения: