Экскурсии в музеи города как способ проживания ситуации
личностного опыта учащихся во внеклассной работе
Пушкарева Наталья Станиславовна
Воспитательная работа – это огромный пласт работы педагога, в которую он вкладывает душу, чтобы достичь результата, чтобы воспитать своих учеников так, чтобы они стали настоящими патриотами своей Родины, чтобы у них появилось желание познавать мир, чтобы они приобрели навыки и умения, которые помогли бы им реализоваться как личности.
Личностный опыт всегда имеет индивидуальную эмоционально-чувственную форму. Образование, ориентированное на развитие личности, – это тоже особый вид образования. Его цель – развить личность в ребенке. Развить способности быть личностью: выбирать жизненные смыслы и принципы, принимать решения, отвечать за свои слова и поступки, быть самостоятельным, внутренне свободным, инициативным и творческим, владеть собой.
Общение с учителем, одноклассниками способствует проживанию ситуации личностного опыта. Формированию этого опыта способствуют различные формы внеклассной работы. Внеклассная работа – это организация деятельности школьника во внеучебное время, обеспечивающая необходимые условия для социализации личности ребенка.
Почему мы рассматриваем формирование способов проживания ситуации личностного опыта через внеклассную экскурсию?
Во-первых, внеклассная работа имеет большой опыт работы: это и разнообразные формы внеклассных занятий, и богатый опыт педагогов страны, и собственная педагогическая практика. У учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения.
Во-вторых, интерес к музеям со стороны учителей, детей и родителей невелик. Становится очень обидно, что наш город, обладая огромным количеством замечательных музеев, которые содержат столько нужной и интересной информации из всех областей науки, остаётся мало востребованным. Хочется привлечь ребят, а вместе с ними учителей и родителей, к уникальной возможности общения с музеями города.
Для формирования способов проживания ситуаций личностного опыта через экскурсию необходимы следующие условия:
· Заинтересованность учителя;
· Материальные возможности;
· Привлечение родителей к экскурсиям;
· Обучение родителей;
· Творческие формы работ с детьми.
Одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, которая поможет достичь всех этих результатов, является экскурсия. Экскурсия учебная – форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках .
В настоящее время очень часто взрослые возмущены низким уровнем сформированности познавательного интереса у современных детей, отсутствием у них потребности получать новые знания. Однако, обвиняя в этом современных детей, мы должны задуматься, а все ли сделано нами, то есть взрослыми (родителями, педагогами) для того, чтобы этот интерес был сформирован, чтобы появилась познавательная активность.
Для совершенствования занятий можно предложить анкету родителям. Цель: выявить, ходят ли они с детьми в музеи, как часто, с какой целью.
Анкета для родителей.
ФИО (родителя)
1. Есть ли в вашей семье традиции посещать музеи?
· Да;
· Нет;
2. Как часто вы посещаете музеи?
· Раз в месяц;
· Несколько раз в месяц;
· Один раз в неделю;
· Реже одного раза в месяц;
3. В каких музеях вы бывали со своими детьми?
· Эрмитаж;
· Русский музей;
· Военно-Морской;
· Артиллерийский;
· Зоологический
· Другие (укажите)
4. С какой целью водите детей в музеи?
5. Какие музеи нашего города вам нравятся? Почему?
6. Беседуете ли вы с детьми об увиденном в музее?
· Да;
· Нет;
7. Делает ли ваш ребенок после экскурсии рисунок, поделку? (если да, укажите что именно).
· Да;
· Нет;
8. Как ваш ребенок относится к посещению музеев?
· Положительно;
· Отрицательно;
9. Учите ли вы детей культурно вести себя в музее?
· Да;
· Нет;
10. Готовы ли вы помочь в организации в экскурсии?
· Да;
· Нет;
11. В чем вы видите свою помощь?
Также необходимо опросить детей. Цель: выявить знают ли дети музеи города, с кем посещают, как себя ведут.
Опросник для детей.
1. Какие музеи нашего города вы знаете?
1) Эрмитаж;
2) Русский музей;
3) Зоологический;
4) Музей Артиллерии;
5) Музей бабочек;
6) Аврора;
2. Ходите ли вы в музей с родителями?
1) Да;
2) Нет;
3. В каком музее вы были?
1) Эрмитаж;
2) Артиллерийский;
3) Музей бабочек;
4) Военно-Морской;
5) Зоологический;
6) Русский музей;
4. Как надо вести себя в музее?
1) Трогать экспонаты руками;
2) Слушать экскурсовода;
3) Баловаться;
4) Ходить, не отставая от группы;
5. Почему надо ходить в музеи?
6. Какое событие отмечал наш город 27 января?
7. Вы посещали Пискаревское кладбище?
1) Да;
2) Нет.
8. Смотрели передачу посвященную снятию блокады Ленинграда?
1) Да;
2) Нет.
Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т.д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы. Хорошим итогом любой экскурсии может стать проект.
Мы с ребятами старались ездить на экскурсию раз в 2 месяц. Внешкольные экскурсии были направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду. Такие выезды дают всестороннее гармоничное воспитание.
Очень понравилось ребятам в Музее хлеба, т.к экскурсия проводилась в интерактивной форме. С интересом работали во время заочной экскурсии на Пискаревское кладбище. Дети рассказывали то, что знали о блокаде от родных. На всех занятиях они проживали поведенческие ситуации, у них формировался опыт правильного поведения в общественных местах, опыт общения с одноклассниками, учителем, экскурсоводом. Во время занятий дети были очень активны. Внимательно слушали, задавали вопросы. Им было интересно заниматься этой работой. Ребята делали поделки, рисовали рисунки, создавали макеты. Самое интересное было на итоговом занятии, где ребята создавали свой музей и пытались провести экскурсию. Дети впервые выполняли такое задание, делали это с удовольствием.
Использование на занятиях-экскурсиях тематических стихотворений, отрывков художественных произведений различных авторов, пословиц и поговорок, выученных или прочитанных накануне экскурсии, делает её более насыщенной и интересной. Когда ребёнок читает стихотворение в непривычной для него обстановке, а не в классе, когда дети могут хором повторить выученное ими стихотворение, они получают заряд положительных эмоций и новые приятные ощущения от экскурсии. Можно провести анализ стихотворения: найти образные слова и сравнения, увидеть описанные явления в живой природе перед собой. Развитию речи учащихся, сообразительности, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников. Учащиеся начальных классов – это дети-почемучки. Они очень любознательные и пытливые. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений, стать активным соучастником событий.
Такое многообразие экскурсий действительно может сделать учебно-воспитательный процесс в школе в разы интереснее. Ведь порой познавательная активность ребенка падает, потому что он устает от такой формы организации познания как урок. Особенно это касается гиперактивных детей, которые в силу своих особенностей не могут долго удерживать внимание.
Экскурсия поможет ребенку младшего школьного возраста узнать много интересного из того, что просто не возможно донести в интересной форме до сознания ребенка этого возраста. Например, у ребенка не возможно сформировать интерес к профессии кузнеца, пока он не увидит процесс плавки металла в реальности. Этот процесс завораживает своей красотой и навсегда остается в памяти ребенка. Экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей. Кроме того, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, различных коллекций. Наконец, экскурсии способствуют сплочению детского коллектива, дают возможность общения с учителем в неформальной обстановке.
Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, то есть способствуют многостороннему развитию личности.
Автор(ы): Пушкарева Наталья Станиславовна
Приложения: