Взрослые ошибки в воспитании ребенка

Степанова Алина Михайловна

Подросток считает воспитывающих его родителей, близких родственников и учителей образцом для подражания. Он  копирует их поведение и, главная потребность ребенка до одиннадцати лет  - это быть хорошим, удобным и любимым. Разберемся, так ли это на самом деле? 

Думаю, что ребенок не представляет, как жить для себя, и что это вообще такое. Он в семье, вокруг его взрослые родители и их модель поведения.

Конечно, подросток не знает, что такое ОН как индивидуум, какие есть у него желания , мечты... Он плохо знает этот мир, в его жизни ещё не было того, о чем он даже не представляет, где может начаться его жизнь. Эти чувства  вызывают боязнь и страх. Неизвестность и неопределенность тезисно означают ситуацию, когда информации для принятия решения либо очень мало, либо она очень быстро меняется. Получается подвешенное состояние: решение принять сложно, потому что непонятно, что из этого выйдет.

Малыши до десяти лет  полностью зависят от родителя. Они не в состоянии себя обеспечить, и это понятные вещи.  Чтобы решить большинство своих проблем, своих потребностей у него нет практического опыта. Он – ребенок.

Родители его любят, говорят , что он должен быть хорошим, чтобы быть любимым.  Тогда он приспосабливается, строим коммуникативные отношения со «взрослыми» родителями. Но его не покидает мысль, какой же ребенок может стать плохим, что надо совершить, чтобы тебя перестали любить.

Но, одиножды совершив необдуманный поступок, например, покинув свой дом и не вернувшись после прогулки в нужное время  - он был наказан родителями и , с этого момента стал тем самым «плохим».

Ребенок остается один, его жизненно-важные потребности остаются без внимания и он начинает менять свое поведение привлечением к себе внимание родителей.

Такой ребенок приходит в школьный коллектив. Например, в пятом классе девочка стремилась к такому  вниманию.  Она вставляла нелепые фразы на вопросы учителя, хлопала канцелярскими инструментами по парте, доставала ненужные предметы, то есть делала все, лишь бы на нее обратили внимание. При первой же такой попытке на уроке , я попросила её встать, понимая , что это не изменит ситуацию.

Долго размышляя, я однажды наткнулась на статью, в которой прочла замечательную заметку молодого учителя, который предлагал метод «от обратного».

Я решила испытать его, что мне ещё оставалось делать. Как гласит пословица: « Пустая бочка громче бьется», поэтому решила наполнить сосуд. Я выдала её значок и почетно назначила ученицу самым главным  помощником по поддержанию дисциплины в классе.

Первая реакция ребенка – она впала в замешательство, но все же довольная  собой, села за парту и начала строго следить за нарушителями дисциплины.

В какой-то момент, когда её сосед по парте начал беседовать и отвлекаться от доски, она проявила свою инициативу, попросила меня подойти к нарушителю и дать ему один только шанс для исправления. Я поддержала, на удивление, это предложение и ждала дальнейших действий. А после уроков ребят ждал небольшой рассказ о том, как  заслужить авторитет среди одноклассников и суметь “помочь мне”, без использования физического насилия, криков и жалоб.

 Если взрослые, доказывая ребенку его негативное поведение, используют только крики и физическое насилие, ребенок будет применять те же методы, с другими, он не умеет по-другому. Так поступают взрослые, которые являются для него авторитетом. Показав другие варианты, ребенок обязательно сможет создать идеальную тишину в классе. 

Дети внимательно слушали воспитательный «ликбез» учителя,  а моя помощница на последнем уроке, продолжая заявлять о себе и пользуясь своим положением, решила меня поблагодарить «ОБНИМАШКАМИ». А вот правильно ли она поступила, обсудим в следующий раз..

          Таким образом, я бы отнесла к распространенные ошибкам во время общения  родителей с детьми  - это желание взывать чувство вины и манипулировать ими.  Фраз таких очень много.

-Ты не благодарный ребенок!

-Я стараюсь только для тебя…

-Я же родила тебя не для этого… и т.д.

А что в результате? Ребенок может не рассказывать родителям и максимально отдалиться от них. Это поведение избегающего, чтобы лишний раз не выслушивать, какие же они хорошие, а вот «он» только вредит их стараниям. Да, есть дети, которые задумаются или проявят жалость к родителям, даже сделают правильный выбор. Но в большинстве своем, ребенок прогнется, он захочет отложить процесс взросления, отдалить подростковый период. Тогда он будет во всем соглашаться с родителями, становясь бесхребетным, ведомым, не имеющим собственного мнения 30-летним человеком под юбкой у мамы.

Следующая ошибка -  это чрезмерный контроль и категорические запреты.  Например, папа грозно произносит: “Ты никуда не пойдешь, потому что я так сказал» или «Я запрещаю тебе сидеть  в телефоне», или «Ты не будешь общаться с друзьями».  Понятно, что контроль вызван сильным чувством тревоги у родителей, иногда формой наказания, иногда желанием навязать свое мировоззрение.  Понятно, что этот метод имеет обратную сторону медали. Появляется вседозволенность и безнадзорность. Поэтому важно соблюдать и не нарушить тонкую грань между словами «хорошо» и «плохо». Лучше применить метод искренних разговоров с ребенком о том, что он может погулять, безусловно, он вернуться должен в 22:00, так как на улице в это время суток темно и небезопасно, да и закон не допускает ночные прогулки в подростковом возрасте.

Большая ошибка со стороны родителей  - это отсутствие любви и желания заботиться о ребенке. Сюда можно отнести отсутствие со стороны родителей интереса к ребенку, недостаток внимания, отсутствие душевных и всё то, что показывает любовь к ребенку. В данном случае таких примеров можно привести очень много. Например, вы заняты, у вас много собственных профессиональных дел, своих нерешенных проблем и т.д. Вот один из примеров.

 

РИСУНОК.

 

Очередная родительская ошибка также заключается в поощрение низкой самооценки. Это далеко не простой вопрос и разобраться в нем будет непросто. Например, у подростка в возрасте двенадцати лет   самооценка  находится на стадии активного формирования и она может повлиять не только на школьную успеваемость, но и на психологическое,  физическое состояние  ребенка вообще.

Например, многие родители не только не стремятся к здоровой самооценки  ребенка, но наоборот, ненароком  способствуют ее понижению.  Они бесконечно его критикуют, приводя сравнения с «хорошенькими» соседскими детьми. Да, безусловно, это снижает самооценку ребенка, ему просто обидно, что его положительные поступки смотрят сквозь пальцы, только замечают недостатки и сравнивают с успешными детьми.

 Каким бы не был ребенок, задиристым или отстраненным, он,  как никто другой, нуждаются в открытой родительском одобрении и объективной похвале.

В завершении хотелось бы обратиться к взрослым мамам и папам, не надо с ребенком вести воспитательные беседы, где только есть положительные или отрицательные персонажи. Обычно в отношениях папа слишком строг, а мама мягка, либо один из них подстраивается, тогда подростку становится понятно, что несогласованность мнений в воспитании приводит к манипуляциям со стороны ребенка. И в этом зарыта истина «Вещи моют водой, человека воспитывают поучением».

Давайте не совершать этих ошибок. Их последствия  могут быт необратимыми.

Степанова А.М., классный руководитель моих любимых .  

 


Автор(ы): Степанова Алина Михайловна
Приложения: