Особенности педагогической работы с молодыми людьми
с ОВЗ в условиях реабилитационного центра

(из опыта работы)

Дмитриева Людмила Николаевна

В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.

В.А. Сухомлинский

 

  Я работаю воспитателем в Государственном бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1» (далее ДДИ-1) в структурном подразделении «Центр социальной и трудовой реабилитации» (далее Центр).

     ДДИ-1 – это специальное медико-социальное реабилитационное учреждение, предназначенное для постоянного проживания детей-инвалидов и инвалидов детства, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и обслуживании в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, выдаваемой учреждениями медико-социальной экспертизы.

  На сегодняшний день в ДДИ-1 проживают 301 воспитанник с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести, из них: 201 ребенок в возрасте от 4 до 18 лет проживают в детском доме, 100 молодых людей старше 18 лет проживают в Центре.

        По завершению образовательной и реабилитационной программы в школе и на базе детского дома-интерната  №1 ряд воспитанников, нуждающиеся в постоянном уходе и медицинском наблюдении, не способные к самообслуживанию по достижению 18 лет в соответствии с решением медико-психолого-педагогической комиссии и  путёвке Комитета по социальной политике переводятся во взрослые психоневрологические учреждения (ПНИ).

    Для лиц, достигших 18-летнего возраста, предусмотрено постинтернатное сопровождение. Если молодой человек способен  к самообслуживанию в быту и не нуждается в постоянном постороннем уходе, способен  к выполнению доступной трудовой деятельности, успешно завершил индивидуальную программу реабилитации в условиях детского дома, при ДДИ-1, то его переводят к нам, в  центр социальной и профессиональной реабилитации.

     Наш Центр – это комплекс, который расположен в отдельном здании. Включает  в себя  жилые помещения гостиничного типа на 100 мест, производственные помещения, концертный, спортивный и тренажёрный залы, обеденный зал, кабинеты психологической разгрузки, профессиональной диагностики, медицинские кабинеты. На территории Центра имеются учебно-опытная зона (теплицы с круглогодичным отоплением, парники, участки открытого грунта), спортплощадки и зоны отдыха. 

    Я, как воспитатель работаю с девушками  старше 18 лет с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести. У нас в квартире проживает 16 человек. Расскажу немного о них.

    Все они поступили в Центр из нашего детского дома, имеют начальное общее образование, окончили 9 классов коррекционной школы VIII вида. Основная часть из них проживала в детском доме с раннего детства, но есть и те, кто поселился в школьном возрасте. Ниже показан возраст, когда ребенок поступил в детский дом. Мы видим, что в основном возраст поступления в учреждение связан с началом школьного обучения.

До 2 лет - 1 чел.; 5 лет - 4 чел.; 7-9 лет - 8 чел.; 10 лет - 2 чел.; старше - 1 чел. 

   Все девушки нашей квартиры проживают в благоустроенных отдельных 2-местных комнатах. Для создания благоприятного климата в квартире соседки в комнате подбираются с учетом возрастных и психофизических особенностей. Возраст девушек варьируется от 21 года до 40 лет. Ниже показан возрастной состав нашей квартиры.

21-23 года - 4 чел.; 25-27 лет - 4 чел.; 30-33 года - 2 чел.; от 35 лет - 6 чел. 

   Все мои воспитанницы имеют интеллектуальные нарушения умеренной степени тяжести. Помимо проблем в интеллектуально сфере, все девушки имеют и другие отклонения в здоровье. Сложное структурное нарушение развития, обусловленное интеллектуальным и психофизическим недоразвитием, могут вызывать нежелательное поведение и сочетаться с такими соматическими нарушениями как:  Частичное поражение зрения; Частичное поражение слуха;     Нарушение развития речи (общее систематическое недоразвитие речи или ее отсутствие); Нарушение обмена веществ (лишний вес); Поражение опорно-двигательного аппарата.

     Эффективность коррекционного воспитания, обучения, трудовой, социальной и профессиональной реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь зависит от взаимосвязи в работе специалистов, включенных в данный процесс. У каждого воспитанника Центра есть разработанная индивидуальная программа реабилитации, включающая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую реабилитацию, социально-правовое обеспечение, трудовую реабилитацию, творческую реабилитацию, физкультурно-оздоровительную и спортивную реабилитацию. Каждый специалист, опираясь на собственную диагностику, определяет конкретный план работы. Составляется индивидуальный реабилитационный маршрут для молодого человека с ОВЗ, проживающего в Центре. В процессе работы осуществляется взаимодействие между многочисленными участниками коррекционного процесса. Инструкторы по труду,  педагоги дополнительного образования обучают молодых людей доступным видам труда, несложным профессиям.

  Несмотря на имеющиеся проблемы со здоровьем, основной целью является максимально возможная социализация. Для людей с ОВЗ под социализацией мы подразумеваем совокупность всех социальных процессов, с помощью которых воспитанники усваивают и воспроизводят систему знаний и норм, которые позволяют им в дальнейшем использовать эти умения и существовать в обществе на правах полноценных членов, исполняя определенные социальные роли, не нарушая принятые в обществе нормы. Формирование необходимых навыков происходит через интервальное повторение, необходимую информацию постоянно повторяем через различные промежутки времени. В Центре осуществляется постоянная дневная занятость молодых людей.

    Наш режим дня в основных моментах выглядит следующим образом.

07:00 – подъем, санитарно-гигиенические процедуры, завтрак;                                   09:00 – занятия в трудовых мастерских, освоение доступных профессий, общественно-полезный труд;                                                                                         11:00 – медицинские оздоровительные процедуры; занятия по дополнительным образовательным программам;                                                                                     13:00 – обед, отдых;                                                                                                             16:00 – полдник, кружки и секции по интересам, спорт, прогулка;                                 19:00 – ужин, свободное время, занятия в квартире, где воспитатели учат молодых людей основам безопасности жизнедеятельности, этике, социально-бытовой ориентировке,  петербурговедению,  валеологии,  домоводству.

     С целью вовлечения в трудовую деятельность молодых людей с ментальными нарушениями при содействии Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ в Центре созданы временные рабочие места для инвалидов. Юноши и девушки работают в оранжерее и на уборке территории и помещений, получают заработную плату.

   В Центре проживает несколько молодых людей, которые трудоустроены в городе. Они самостоятельно утром уезжают на работу, а вечером возвращаются. По выходным дням мы всегда выходим за территорию нашего Центра.

    Посещаем магазины. Формируем представление о магазине как социальном объекте. Проводим подготовительную работу. Для этого у нас есть обучающие видеофильмы как надо ходить в магазин. В процессе социально-средовой ориентации мы учим воспитанников ориентироваться на окружающей территории: знать свой адрес, где находится остановка общественного транспорта, на каком автобусе доехать до магазина, как оплатить проезд (ЕПБ), правила поведения в транспорте. Смотрим свою остановку, выходим без суеты организованно, помогаем товарищам выходить из автобуса. Актуализируем знания ПДД (переходим по зебре на зеленый сигнал светофора). В рамках  программы финансовой грамотности учим планировать свой бюджет, составлять список покупок для различных магазинов (продукты, гигиена и парфюмерия, одежда и пр.). Одни пишут самостоятельно, другие диктуют тем, кто умеет писать, одна девушка рисует те товары, которые хочет приобрести. Учим помогать друг другу. Если одна из соседок по комнате не может пойти в магазин, то просит свою соседку купить необходимое. В магазине выбираем необходимые товары, смотрим на ценники, сравниваем их по цвету (желтые-скидка), стоим в очереди на кассе, самостоятельно расплачиваемся, не забываем забрать чек и сдачу.

  Учим устанавливать взаимоотношения с новыми людьми: как спросить, как попросить о помощи. Непосредственное участие молодого человека в коммуникативном процессе в присутствии педагога, который в любой момент может прийти на помощь, существенно снижает эмоциональное напряжение и дает уверенность в своих силах. 

   Можем зайти в кафе. Осматриваем витрину, выбираем себе напиток и пирог или пирожное, покупаем, расплачиваемся самостоятельно на кассе и идем занимать свободный столик. Снимаем верхнюю одежду, вешаем на вешалку и приступаем к угощению. При этом ведем себя тихо, громко не разговариваем.

   Периодически ходим в кино. До ближайшего кинотеатра едем на автобусе, опять повторяем ПДД, самостоятельно оплачиваем проезд, выходим из транспорта с соблюдением правил безопасности. В кинотеатре раздеваемся в гардеробе, ведем себя культурно. Учимся искать свои места в зрительном зале, если есть необходимость, обращаемся с вопросом к служащим кинотеатра. Покупаем мороженое, поп-корн или напитки. Служащих определяем по форме одежды. Позже вечером на группе обсуждаем просмотренный фильм.

   Ездим в театры, на концерты, на экскурсии. Такие поездки чаще организовывают централизованно, предоставляя комфортабельные экскурсионные автобусы.

    За последний год, в рамках фестиваля «Шаг навстречу» мы неоднократно ездили на мастер-классы по рисованию, изготовлению печенья, лепки. Для моих воспитанниц это инклюзия, мы включаемся в активную жизнь социума.

  Гуляем в парках нашего замечательного Петергофа. Воспитываем экологическую культуру у молодых людей – гуманное и бережное отношение человека к природе, морально-этические нормы поведения в окружающей среде. Духовное развитие личности – это один из уровней социализации. Принятие культурно-исторических ценностей помогает включаться в общество, готовит к участию в социальной жизни, расширяет круг общения. Петербурговедение – это отдельная отрасль знаний, учит запоминать названия улиц, зданий, знакомит с историей нашего города.

   Фотографируемся, пытаемся запоминать места и их названия. Потом в интернете ищем эти места, узнаем их: «Мы там были!» Это делается с целью социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты Центра стремятся «закрытое» стационарное учреждение сделать максимально открытым.

    Если не выходим в город, то гуляем у себя на территории. Сбор на прогулку всегда сопровождается процедурой помощи воспитанницам, которые используют коляски для передвижения. Помогают надеть верхнюю одежду, обувь. Подготавливают коляски для уличной прогулки, помогают пересесть, придерживают входные двери. Таким образом, воспитываем чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности.

    Но не только мы с воспитанниками выезжаем в город. Очень часто к нам, в ДДИ-1 приезжают различные гости. Это не только представители вышестоящих органов, представители иностранных делегаций, но и певцы, музыканты, театральные коллективы, байкеры, маленькие зоопарки (собаки, пони).

   Наши ребята любят и умеют принимать гостей так, чтоб удовольствие от встречи получали не только мы, но и те, кто выбрал время к нам приехать.

   Но, к сожалению, в последние годы эпидемиологическая обстановка внесли коррективы в наше привычное существование. У нас уменьшилось количество выездов и посещений. А нашим ребятам это так необходимо. Реабилитация без общения невозможна. Хочется надеяться, что скоро ситуация измениться и наши ребята опять перестанут испытывать дефицита общения с другими людьми.   

 Наши воспитанники удивительные люди. Они очень трудолюбивы, ответственны, отзывчивы и внимательны. Общаясь с ними по 12 часов в день, часто забываешь, что имеешь дело с детьми с ОВЗ. Они любят слушать музыку, петь, им свойственно чувство юмора. А как они танцуют! Ковры, поделки и картины, сделанные их руками, поражают воображение.

   Половина воспитанниц имеют родителей. Большая часть этих родителей принимают посильное участие в жизни своих детей: навещают их в Центре, привозят гостинцы и подарки, вывозят на прогулки в город по паркам и музеям. Особо хочу отметить тех родителей, которые навещая своего ребенка, проявляют внимание ко всем девушкам, проживающим в квартире. Кто-то в костюме Деда Мороза приехал поздравить в новый год, кто-то давал маленькое самодеятельное представление прямо в холле нашей квартиры, кто-то привез много-много яблок со своей дачи (мы учились готовить из яблок различные вкусности).

   Все наши воспитанницы не похожи друг на друга в своей непосредственности, своем характере, поведении, отношении к окружающему миру. Они требуют к себе внимания,  понимания, индивидуального подхода. Но всех их объединяет одна общая черта – у них открыты миру не только двери, но и сердца.

Удачи им всем, здоровья и сил.

Пусть они зазвучат.


Автор(ы): Дмитриева Людмила Николаевна
Приложения: