Индивидуальный образовательный маршрут
младшего школьника. Траектория успеха
Поликарпова Ирина Александровна
Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе
Галилео Галилей
Одна из главных задач современного образования – формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. Своевременно встает вопрос об индивидуализации обучения для одаренных детей и детей, требующих особых педагогических условий через разработку индивидуальной образовательной траектории уже в начальной школе.
Статья 1. Закона «Об образовании в РФ» №273-ФЗ.
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Термин индивидуальный образовательный маршрут довольно широкое понятие, которое тесно связано с такими понятиями как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория».
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут - путь компенсации трудностей в обучении, и возможность реализации личностного потенциала обучающегося: интеллектуального, творческого, деятельностного, эмоционально-волевого, духовно-нравственного (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов)
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Индивидуальный образовательный маршрут – путь освоения индивидуальной образовательной программы.
Первые упоминания понятия индивидуального образовательного маршрута встречаются в научных трудах отечественных педагогов С.В. Воробьёвой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что также были предприняты первые шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях, которые впервые были описаны в работах А.Г.Гогоберидзе, Н.А. Лабунской, Ю.Ф.Тимофеевой.
Индивидуальный образовательный маршрут позволяет на основе активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при прохождении маршрута с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности.
Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория»(Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).
Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.
Маршрут - путь следования. Индивидуальный образовательный маршрут - это временная последовательность реализации образовательной деятельности младшего школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся.
Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Существует ошибочное мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач современной системы образования. Уже в начальной школе встает вопрос об индивидуальном обучении для талантливых и одаренных детей через разработку индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в системе образования нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; профессионализмом педагога; возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности учеников; возможностями материально – технической базы учреждения.
Поэтому при составлении индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать особенности образовательного учреждения, наличие информационной образовательной среды и инфраструктуры. Учитывая все ресурсы школы, города и информационного мира, предоставленные младшему школьнику, ребенок выбирает для себя те, которые интересны именно для него в данный период его развития. Такой подход формирует у ребенка ситуацию успеха. Следовательно, ребенок развивается в комфортной для него социальной и образовательной среде, где учитываются его индивидуальные особенности и желания. Условием эффективности разработки индивидуального образовательного маршрута является осознание всеми участниками педагогического процесса его необходимости и значимости как одного из способов самоопределения, самореализации младшего школьника.
Автор(ы): Поликарпова Ирина Александровна
Приложения: