«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

план – конспект классного часа в 1 классе

Смирнова Наталья Александровна ГБОУ СОШ №77 Петроградского района учитель начальных классов

Тема: "Мои права и обязанности"

Цель: формировать правовую культуру и правовое сознание детей .

Задачи:

1. Расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.

2. Развивать словарный запас речи.

3. Развивать мышление, внимание, память.

5. Воспитывать любовь к семье, толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.

Оборудования:

Книжка-раскладушка с иллюстрированными правами ребенка. Цветик-правоцветик ;  свидетельства о рождении, книги со сказками : «Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Колобок»«Красная шапочка» и др. ; карточка с именами, карточки с буквами для составления имен.

Предварительная работа : беседы, игры, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, занятия по деятельности о правах детей.

Ход занятия:

1.                  Организационный момент.

Тема нашего занятия «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

2.                   Вводная беседа.

          - Как называется страна, в которой мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами с рождения. Мы – граждане России.

-У каждого взрослого человека есть документ, подтверждающий гражданство – паспорт. А у вас пока - свидетельство о рождении.

- Наша страна широко протянулась с запада на восток.

- На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, с разным цветом кожи, волос и глаз.

-Чтобы люди не ссорились, чтобы всем жилось хорошо, государство приняло важные законы:

«Конституцию Российской Федерации» и «Декларацию прав человека».  Они дают человеку право пользоваться очень нужными благами, без которых человек не сможет обойтись.

Но эти книги взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали  книгу, которая называется «Конвенция о правах ребенка»:

Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано что можно

Где написано нельзя.

И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок

Появляются права.

3.                  Основная часть.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанности».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. - Что такое, например, право на жизнь?
Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире, и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Отрываем первый лепесток, прочитаем слово и узнаем первое право.

1 право: имя

-О каких же ещё правах в ней говорится?

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –

Каждый день рождаются девчонки и мальчишки,

Пользуются с первых дней правами своими –

Ведь с пелёнок человек получает имя.

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество. Ребята, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Вова, Дима, Миша. Что обозначают эти слова? (имена) А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры. А когда дают ребенку имя? Подтверждает  право вашего имени документ, который называется «Свидетельство о рождении»

Давайте поиграем в игру "Составь свое имя" (из букв  дети составляют свои имена, прочитывают и говорят ласково).

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо,

Что же имя ваше значит.

Что еще кроме имени дается ребенку? (отчество, фамилия) . Кто знает, как присваивается отчество?

У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

- не дразниться;

- не придумывать клички;

- обращаться друг к другу вежливо, ласково;

- к взрослым обращаться по имени, отчеству.

Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

2 право: семья

Отрываем 2 лепесток. Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни! А кто еще помогает родителям воспитывать детей? А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой? Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая. Послушайте пословицы о семье:

«Без семьи- нет счастья»;

«Не нужен и клад, коли в семье лад»;

«Согласная семья – самая счастливая!» - гласят русские пословицы и поэтому в книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей». А что значит согласная семья?

Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Давайте вспомним, как вы рисовали свою семью для портфолио.  Кого вы рисовали?.

А какие обязанности должны быть у детей в семье?

3 право: учёба

Отрываем  3 лепесток. Право на образование. Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями. А где человек получает знания?

Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа» (дети делятся на две команды; учитель по очереди задает вопросы):

1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?

2. Как называется школьный стол?

3. Как называются занятия в школе?

4. Кто ведет уроки?

5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?

6. Школьный урок, где позволяют громко петь?

7. Перерыв между уроками?

8. Сигнал на урок?

9. Какой отметки радуются ученики?

10. В нем школьники несут учебные принадлежности?

Подведем итог игры. Команды получают призы.

Но нет прав без обязанностей, потому что учеба это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это! На какие оценки нужно учиться в школе?

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

4 право: здоровье

Отрываем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь? Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу. А чем отличается поликлиника от больницы?

Всем известно, что на свете

Без врачей прожить нельзя

Педиатры, терапевты

Няни сестры, фармацевты

Это все твои друзья.

 Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?

И мы в школе тоже  соблюдаем режим дня и занимаемся физкультурой:

Физкультминутка 

Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)

5 право: жизнь

Отрываем 5 лепесток. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность.

Вспомните сказки , которые мы читали. Какие права  нарушались у героев сказок? («Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Колобок»«Красная шапочка»«Золушка»«Дюймовочка»«Три поросенка»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Такие герои сказок как Волк, Лиса, Баба-Яга, Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный – это отрицательные герои или положительные? Какие поступки они совершали? Т. е. они совершали зло. Но в сказках всегда побеждает….?

У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но всегда ли мы в школе соблюдаем это право? Хорошо это или плохо? А что делают с тем человеком, который нарушает право другого человека? (наказывают) Наказание – это наказ на будущее, чтобы больше не совершать плохих поступков. А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов и никогда ни с кем не ссориться.

Игра «Скажи другу комплимент» (детям предлагается встать в круг и передавая мяч по очереди говорить друг другу комплименты). Комплименты – приятные слова, которые могут касаться личных качеств, внешности, настроения человека.

6 право: отдых

Отрываем 6 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?

Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали. Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу, а вы не учитесь в школе? Что вы делаете в эти дни? Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и по-другому: путешествовать, ходить в походы,  в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. Бывает отдых длительный. Кто знает, как называется длительный отдых для взрослых? Скажите, как называется длительный отдых для учеников? Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?

В народе говорят«Делу время, а потехе час»«Сделал дело – гуляй смело». Что означают эти пословицы? Давайте их повторим.

4.                  Закрепление.

Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте подойдем к книжке – раскладушке и еще раз  назовем их. Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить

Украсть, унизить и обидеть.

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах из жизни класса.
(Учащиеся инсценируют ситуации).

Ситуация 1.

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

- Какие обязанности и права были нарушены? Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 2.

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Она заставляет его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

- Какое право было нарушено по отношению к Даниле? Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 3.

На урок ученица Даша пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики.

- Какие обязанности нарушила ученица? Обязанность приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью.

Ситуация 4.

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, разбросали пустые пакеты, бутылки от газированных напитков и ушли.

- Какие обязанности они нарушили? Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ситуация 5.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

- Почему были не правы мальчики? Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну; они подвергли Марину клевете.

5.                  Итог занятия.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.


Автор(ы): Смирнова Наталья Александровна
Приложения: