Социализация на уроках географии детей с ОВЗ

Потявина Марина Геннадьевна

В последнее время в школах появляется все больше обучающихся с ОВЗ, которые присутствуют на уроках совместно с обучающимися класса. Процесс социализации и адаптации обеих групп обучающихся в наше время стал достаточно актуальным. Детям необходимо научиться принимать друг друга, общаться и наравне друг с другом приобретать знания.

Адаптация и социализация - процесс, включающий в себя усвоение маленьким человеком социального опыта, опыта через вхождение в социальную среду, систему социальных взаимодействий. Общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в социуме, стать полноправным членом.

Процессы адаптации и социализации ребенка - очень сложный процесс и достаточно длительный. Во-первых, любое общество само заинтересовано в том, чтобы каждый обучающийся, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в обществе, стать его полноправным членом социума. Во-вторых, при формировании личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные спонтанные процессы, происходящие в окружении.

Особенности деятельности обучающихся с интеллектуальным или физическим недоразвитием могут проявляться в неустойчивой мотивации, неадекватном отношении к выполняемым действиям и получаемым результатам. Если задача не найдет отклика, то окажется непонятной и недоступной.

Обучающиеся с ОВЗ, как показывает опыт, на уроках географии с удовольствием включаются в различные виды деятельности: наблюдения, творческую деятельность, работу по проектам, практические работы, в групповую деятельность, в работу по оцениванию собственных достижений, в деятельность по оцениванию и применению информации из различных источников.

Трудно недооценить роль географии, как учебного предмета, в социализации обучающихся с ОВЗ. И, хотя, это сложный и многогранный процесс, включающий в себя усвоение социального опыта, формирование системы социальных ценностей, связей и отношений.

Географический материал по содержанию имеет большие возможности для развития более слабых сторон познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ: наблюдательности, внимания, умения осуществлять сравнение, анализировать, понимать причинно – следственную зависимость между компонентами.

Мои уроки традиционно начинаются с доклада-описания сегодняшней погоды. Таким образом, пятиклассники обучаются связной речи, наблюдениям за погодой и сезонными изменениями в природе, анализу наблюдаемого.

С целью социализации обучающихся на моих уроках детям предлагаются задания творческого характера: обучающимся с 5 по 8 классы предлагается проверка домашнего задания или закрепление материала по теме в виде кроссвордов. Ученики их не только решают и разгадывают, а и учатся сами их составлять. Обучающимся нравится разгадывать кроссворды и ребусы, они помогают развивать обучающимся мышление и эффективно тренируют внимание.

 Загадки на уроке развивают логику, помогают научиться сравнивать и обобщать, такие приемы на уроке доставляют обучающимся удовольствие.

Применение на уроках задания «Доскажи предложение» помогает обучающимся логически мыслить, учит связно излагать свои мысли.

При работе с картами, обучающиеся узнают номенклатуру географических объектов, получают представление о географическом положении государств, их государствах - соседях.

В современном мире характерно изменение границ, что влечёт за собой межнациональные конфликты, которые могут возникать на территории любого государства.

Именно на уроках географии ученики узнают и оценивают природные богатства стран, развитие сельского хозяйства, занятии населения, этнических национальных особенностях народов Земли.

В пятом классе на уроках географии происходит знакомство с первооткрывателями Антарктиды, Австралии, Америки и других объектов планеты, путешественниками, сумевшими преодолеть трудности и достигнуть своих целей. География изучает глобальные экологические проблемы человечества, намечает пути их разрешения.

В учебной деятельности по предмету применяются и викторины. Использование которых не только помогает установить уровень знаний, памяти у обучающихся, но и способствует развитию мышления и коммуникативных способностей, когнитивных и волевых свойств характера обучающихся, способствует социализации учеников.

Результатом вовлечения обучающихся в проектную деятельность по темам: «Птицы Ленинградской области», «Путешествие от Ладожского озера до Финского залива", у учеников была возможность самостоятельно добыть информацию, проанализировать ее, найти главное и обобщить.

Используя прием коллективно-творческой деятельности, созданы: дневник наблюдения с изображениями растений, животных и населения родного края; альбом с изображениями птиц и различные плакаты экологической тематики.

В качестве профориентационной работы по географии для обучающихся 8-9 классов в рамках внеклассной работы по предмету были организованы экскурсии на предприятия Санкт-Петербурга: хлебозавод «Ржевка», церковь Ильинской слободы, районный центр занятости, объединение «Пластполимер», 18ю пожарную часть.

Обучающимся 8 -11 классов, с целью профориентации и социализации, создания своего труда по проектной деятельности предлагается самостоятельно найти для ознакомления предприятия или центры различных услуг в районе расположения школы, провести интервьюирование (при возможности) руководителя или специалиста – представителя той или иной компании. Далее следует создание, как итогового отчета, презентаций о полученной информации. Перед посещением предприятия (фирмы и т.п.) для составления опросника к работе с обучающимися привлекается не только учитель географии, а и педагог-психолог, социальный педагог школы. При осуществлении данного вида работы ребята делятся на малые группы в 2-3 человека, но допускается 4 человека, если один из обучающихся - ребенок с ОВЗ. Тогда рабочая группа ищет организации, в которые может быть принят в качестве специалиста и ученик с ОВЗ. Такой вид работы способствует социализации и детей – инвалидов, детей с ОВЗ.

Эффективность работы в целом по географии у обучающихся возрастает, если есть интерес к предмету, есть личная заинтересованность.

 Считаю, что работу по социализации и адаптации обучающихся, воспитанников, в том числе с ОВЗ проводить, опираясь на жизненный опыт, подбирать к урокам для изучения материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления социального опыта.

География как учебный предмет несёт большие возможности для развивающейся личности обучающихся, в том числе для обучающихся с ОВЗ.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Труханов А. И., Шендеров Б. А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. – М.: Сирин, 2002. – 156 с.

2. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 2006.

 


Автор(ы): Потявина Марина Геннадьевна
Приложения: