Организация работы с обучающимися с девиантным поведением
Федорова Виктория Михайловна
Девиантное поведение характеризуется конкретными поступками или системой поступков, которые противоречат общепринятым общественным нормам и проявляются в дисбалансе психических процессов и нарушении контроля над собственным поведением. Важным аспектом в данном контексте является несоответствие поведения индивида социальной норме, отражающей систему эталонов общественной системы. Полезно рассматривать аномальное поведение у детей и подростков не только как признак развивающейся асоциальной личности, но и как средство воспитательного воздействия на развитие личности. Дети и подростки с отклоняющимся поведением представляют группу риска, связанную не только с отрицательным влиянием такого поведения на общество, но и с разрушительным воздействием аномального поведения на самого ребенка. Важно отметить, что отсутствие коррекционно-педагогической работы (или ее недостаточность и несвоевременность) приводит к состоянию педагогической запущенности у детей с отклоняющимся поведением.
Педагогически запущенный ребенок отличается низким уровнем воспитанности и недостаточным развитием важнейших социальных качеств личности, необходимых для соответствующего возраста. Такие дети характеризуются рядом особенностей, включая:
1) Хроническое отставание в учебе;
2) Сопротивление педагогическим воздействиям;
3) Негативное отношение к обучению.
В этом контексте важно подчеркнуть, что педагогическая запущенность является источником более широкого явления - социальной запущенности, частным проявлением которой являются правонарушения. Особенности социальной запущенности у детей и подростков включают:
1) Отсутствие профессиональной направленности;
2) Недостаточный уровень формирования полезных навыков и умений;
3) Сужение и искажение сферы социальных интересов.
У таких детей недостаточно сформированы волевые механизмы управления поведением, которое часто основано на моментальном желании, вызвано импульсивностью и подражательностью. Такое поведение является основой для правонарушений и преступлений. Важно подчеркнуть роль семьи в формировании волевой, моральной и эмоциональной сфер личности, что делает коррекцию внутрисемейных отношений особенно актуальной. Рассмотрим 4 типа семей:
1. Семьи, где дети могут быть безнадзорными, что связано с асоциальной направленностью родителей;
2. Семьи, в которых родители неграмотны в вопросах воспитания, что требует повышения педагогической компетентности родителей;
3. Семьи, где приоритетом является материальное благосостояние, что может привести к эгоизму детей;
4. Семьи, где детей окружают завышенные требования, что может вызвать постоянное напряжение у ребенка. Обращаясь к детям с аномальным поведением в школе, следует учитывать, что подростковый возраст является периодом повышенного риска из-за внутренних трудностей переходного возраста, неопределенности по поводу будущего и изменений в механизмах социального контроля."
Важно подчеркнуть, что работа педагога с детьми, страдающими от отклоняющегося поведения, включает в себя несколько ключевых аспектов:
- Превращение социальной обстановки в педагогическую, создание подходящей моральной и воспитательной среды, объединение усилий всех участников социального воспитания для стимулирования личностного роста ребенка.
- Пропаганда нравственных и правовых ценностей.
- Формирование здоровой самооценки и критического мышления.
- Развитие эмоциональной стабильности, силы воли и управления собой.
- Включение в значимые социальные активности и обеспечение успехов в них.
- Оказание педагогического воздействия на мнение окружающих.
- Профилактика невротических и патологических состояний.
- Создание поддерживающей социально-психологической атмосферы.
- Помощь в заполнении образовательных пробелов.
Необходимо отметить, что ключевым аспектом работы с такими детьми является не только устранение симптомов отклонения, но и профилактика, включающая работу с факторами, способствующими возникновению отклонений. Особую важность имеет ранняя профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков.
Также стоит отметить, что дети и подростки с отклоняющимся поведением часто бывают затруднительны в общении. Для установления контакта и последующей работы с ними педагог должен приложить значительные усилия, которые не всегда приводят к желаемому результату. В этом контексте следует упомянуть методику контактного взаимодействия Л.Б. Филонова, способствующую эффективному взаимодействию педагога и ребенка с отклоняющимся поведением.
Автор(ы): Федорова Виктория Михайловна
Приложения: