Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы
Транспорт
Мохова Вера Николаевна
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.
Задачи:
Образовательные:
· Расширять представления детей о классификации видов транспорта.
· Расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт».
· Совершенствовать грамматический строй речи обучающихся (упражнять в подборе прилагательных к существительным, образовывать глаголы).
Коррекционно-развивающие:
· Развивать связную речь.
· Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.
· Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.
Воспитательные:
· Воспитывать познавательный интерес.
· Воспитывать у детей умение слушать товарища.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт»; беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами; отгадывание загадок о транспорте; разучивание стихов, пальчиковых игр.
Материалы и оборудование: магнитофон с кассетами, картинки с видами транспорта, легковой автомобиль, грузовик, цветные гайки и болты
Ход занятия:
I. Организационный момент.
(Дети входят под звук шума улицы, проезжей части дороги).
Воспитатель:
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Я скажу вам всем: «Привет!»
Отвечайте мне в ответ.
(Дети приветствуют воспитателя).
Воспитатель:
- Сегодня я с так долго ехала на работу. Ехала на трамвае, потом на метро, на автобусе. Ребята, кто знает, как одним словам назвать всё то, на чём я ехала?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно, это транспорт. И о нём сегодня будет наше занятие, присаживайтесь:
Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно»!
I. Основная часть.
(На столе, изображением вниз лежат картинки: машина, автобус, метро, самолет, корабль).
Воспитатель:
- Я покажу картинку, а вы по очереди приведите доказательства того, что именно этот транспорт самый лучший.
1. Упражнение «Какой транспорт лучше»?
(Дети приводят аргументы).
Например:
Машина – быстрая и небольшая, может проехать даже по узкой дороге, и может отвезти семью на дачу…
Автобус - перевозит сразу много пассажиров, недорогой проезд, в нём можно ехать сидя и стоя…
Метро – перевозит очень быстро и очень много пассажиров, там можно спускаться и подниматься на эскалаторе…
Самолет – очень быстро летит, можно за час прилететь в другой город…
Корабль – он красивый и большой, можно стоять на палубе, любоваться морем и дельфинами…
Воспитатель:
- Какой сделаем вывод?
(Дети отвечают).
- У каждого вида транспорта есть свои положительные стороны. Весь транспорт нужен людям.
Воспитатель:
- Я принесла вам две одинаковые машины (достаёт легковую машинку и грузовик).
(Дети смеются и говорят, что машины разные).
Воспитатель:
- Разные? Убедите меня в этом.
2. Упражнение «Подбери слова».
(Дети сравнивают машины, описывают отличия).
Например:
Легковая машина – лёгкая, маленькая, красная, красивая, новая, пластмассовая, инерционная...
Грузовик - старый, большой, зелёный, металлический, мощный, тяжелый…
Воспитатель:
- Убедили, теперь и я вижу, что машины разные. А в благодарность, я провезу вас на самолёте.
3. Физкультурная минутка «Самолёт».
Руки ставим все в разлёт: Появился самолёт. Мах крылом туда – сюда, Делай «раз», и делай «два», Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Опустите руки вниз, И в кружочек становись! | (Руки развели в стороны) (Изображают летящий самолёт) (Наклоны вправо – влево) ( Хлопки в ладоши)
(Ходьба на месте) (Повороты влево – вправо) (Опустили руки) (Стали в круг) |
4. Упражнение с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель:
- Я назову действие, а тот, кому я брошу мяч, назовет действие наоборот.
Уехал – приехал; отъехал – подъехал; выехал – заехал; въехал (на горку) – съехал; улетел – прилетел; взлетел – приземлился; укатил – прикатил; уплыл – приплыл.
- Всем нам очень нравится ездить, летать, плавать на исправном транспорте. А если сломалась деталь, где взять новую?
(Ответы детей).
Едем, едем, не спешим,
Прямо в автомагазин.
5. Упражнение «Автомагазин».
Воспитатель показывает детям контейнеры с разноцветными болтами и гайками. Выдаёт схемы, по которым дети выбирают детали по цвету и форме. Накручивают гайки на болты.
(Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка).
II. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, вспомните, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?
(Дети рассказывают).
Воспитатель:
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.
(Дети обнимают друг друга).
Используемая литература:
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. 5–6 лет. Конспекты занятий. ФГОС», 2023.
Л.Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (5-7 лет), 2006.
О. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа». ФГОС ДО, 2020.
А.В. Корзун «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками», 2020.
Автор(ы): Мохова Вера Николаевна
Приложения: