Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы

Транспорт

Мохова Вера Николаевна

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о транспорте.

Задачи:
Образовательные:

·         Расширять представления детей о классификации видов транспорта.

·         Расширить и активизировать словарь по теме «Транспорт».

·         Совершенствовать грамматический строй речи обучающихся (упражнять в подборе прилагательных к существительным, образовывать глаголы).

Коррекционно-развивающие:

·         Развивать связную речь.

·         Обращать внимание детей на правильное звукопроизношение.

·         Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные:

·         Воспитывать познавательный интерес.

·         Воспитывать у детей умение слушать товарища. 

 

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;  рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт»; беседа о профессиях, связанных с транспортными средствами; отгадывание загадок о транспорте; разучивание стихов, пальчиковых игр. 

 

Материалы и оборудование: магнитофон с кассетами, картинки с видами транспорта, легковой автомобиль, грузовик, цветные гайки и болты

 

 

Ход занятия:

      I.            Организационный момент.

(Дети входят под звук шума улицы, проезжей части дороги).

Воспитатель:

Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Я скажу вам всем: «Привет!»
Отвечайте мне в ответ.

(Дети приветствуют воспитателя).

Воспитатель:

- Сегодня я с так долго ехала на работу. Ехала на трамвае, потом на метро,  на автобусе. Ребята, кто знает, как одним словам назвать всё то, на чём я ехала?

(Ответы детей).

Воспитатель:

- Правильно, это транспорт. И о нём сегодня будет наше занятие, присаживайтесь:

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу: «Будет интересно»!

      I.            Основная часть.

(На столе, изображением вниз лежат картинки: машина, автобус, метро, самолет, корабль).

Воспитатель:

- Я покажу картинку, а вы по очереди приведите доказательства того, что именно этот транспорт  самый лучший.

1. Упражнение  «Какой транспорт лучше»?

(Дети приводят аргументы).

Например:

Машина – быстрая и небольшая, может проехать даже по узкой дороге, и может отвезти семью на дачу…

Автобус - перевозит сразу много пассажиров, недорогой проезд, в нём можно ехать сидя и стоя…

Метро – перевозит очень быстро и очень много пассажиров, там можно спускаться и подниматься на эскалаторе…

Самолет – очень быстро летит, можно за час прилететь в другой город…

Корабль – он красивый и большой, можно стоять на палубе, любоваться морем и дельфинами…
Воспитатель:

- Какой сделаем вывод?

(Дети отвечают).

 - У каждого вида транспорта есть свои положительные стороны. Весь транспорт нужен людям.

Воспитатель:

- Я принесла вам две одинаковые машины (достаёт легковую машинку и грузовик).

(Дети смеются и говорят, что машины разные).

Воспитатель:

- Разные? Убедите меня в этом.

2. Упражнение «Подбери слова».

(Дети сравнивают машины, описывают отличия).

Например:

Легковая машина – лёгкая, маленькая, красная, красивая, новая, пластмассовая, инерционная...

Грузовик - старый, большой, зелёный, металлический, мощный, тяжелый…

Воспитатель:

- Убедили, теперь и я вижу, что машины разные. А в благодарность, я провезу вас на самолёте.

3. Физкультурная минутка «Самолёт».

Руки ставим все в разлёт:

Появился самолёт.

Мах крылом туда – сюда,

Делай «раз», и делай «два»,

Раз и два, раз и два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите.

Опустите руки вниз,

И в кружочек становись!

(Руки развели в стороны)

(Изображают летящий самолёт)

(Наклоны вправо – влево)

( Хлопки в ладоши)

 

(Ходьба на месте)

(Повороты влево – вправо)

(Опустили руки)

(Стали в круг)

 

4. Упражнение с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель:

- Я назову действие, а тот, кому я брошу мяч, назовет действие наоборот.

Уехал – приехал; отъехал – подъехал; выехал – заехал; въехал (на горку) – съехал; улетел – прилетел; взлетел – приземлился; укатил – прикатил; уплыл – приплыл. 

- Всем нам очень нравится ездить, летать, плавать на исправном транспорте. А если сломалась деталь, где взять новую?

(Ответы детей).

Едем, едем, не спешим,
Прямо в автомагазин.

5. Упражнение  «Автомагазин».

Воспитатель показывает детям контейнеры с разноцветными болтами и гайками. Выдаёт схемы, по которым дети выбирают детали по цвету и форме. Накручивают гайки на болты.

(Во время выполнения упражнения звучит спокойная музыка).

   II.            Заключительная часть.

Воспитатель:

- Ребята, вспомните, о чём мы сегодня говорили на занятии? Что вам больше всего понравилось?

(Дети рассказывают).

Воспитатель:

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять. 

(Дети обнимают друг друга).

 

 

Используемая литература:

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. 5–6 лет. Конспекты занятий. ФГОС», 2023.

Л.Г. Селихова  «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (5-7 лет), 2006.

О. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа». ФГОС ДО, 2020.

А.В. Корзун «Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками», 2020.


Автор(ы): Мохова Вера Николаевна
Приложения: