Как помочь ребёнку полюбить книгу. Советы для родителей.
Преженникова Елена Маратовна,
учитель начальных классов ГБОУ Школа №112
Выборгского района Санкт-Петербурга
В век развития компьютерных технологий всё труднее привлекать детей к чтению художественной литературы. Масса интересных игр привлекает их, и интерес к чтению не просто гаснет, он даже не возникает. Безусловно, и до этих изобретений были дети, которые увлекались чтением, и те, которые выражали к нему явное равнодушие.
Надо понимать, что навык чтения является фундаментом последующего образования. Отсутствие такового приводит к слаборазвитой устной речи и, как следствие, безграмотной письменной речи.
Прививать любовь к книге – это не только задача учителя начальных классов, но в первую очередь, задача родителей. Учителю с трудом удаётся справится с этой проблемой, если семья до поступления в школу не приложила никаких усилий по формированию любви к чтению.
Сегодня можно констатировать печальный факт, что у очень малого количества семей есть дома хоть какие-нибудь книги. Это говорит о том, что современные родители тоже не читают, поэтому и не привлекают к чтению детей. В нашем обществе предпочтение отдаётся материальному миру, а не духовному, и роль книги перестала играть важную роль в его жизни, поэтому и наблюдается падение уровня общей культуры, смещение, искажение ценностных ориентиров и бедность современного разговорного языка.
В связи с этим необходимо с раннего детства воспитывать у ребёнка любовь и интерес к книге. Тогда им будет усвоено правило, что день без чтения – это напрасно прожитый день.
Что же можно посоветовать родителям, чтобы они помогли своим детям научиться любить книгу?
Начать можно с создания своей домашней библиотеки, где необходимо выделить полку для детских книг и наполнять её по мере взросления ребёнка. А также с посещения со своим малышом книжных магазинов, выставок, где можно вместе выбирать книги. Советую не жалеть денег на детскую книгу, лучше сэкономить на очередной игрушке. Родителям необходимо полюбить детскую книгу самим, тогда и ребёнок полюбит её.
Можно записать ребёнка в детскую библиотеку, чтобы пробудить интерес к книге. При этом следует предварительно поинтересоваться тем, что больше всего интересует малыша, чтобы библиотекарь помог с подбором литературы, подсказал тематику и порекомендовал лучшие новинки из фонда библиотеки.
Стоит поощрять интерес ребёнка к конкретному автору или изданию, для чего можно выбрать хороший рассказ, сказку и начать читать для ребёнка. Нужно дочитать до наиболее интересного места и остановиться, сославшись на занятость. Прерывание чтения на интересном моменте в сюжете книги заставляет ребёнка думать о произведении и мечтать о продолжении чтения.
При чтении всегда следует опираться на вкус ребёнка, позволяя ему самому выбрать произведение для чтения.
Лучше читать меньше, но чаще. Существует ошибочное представление о том, что чем дольше, тем лучше. На самом деле максимально продуктивны только первые пять минут, поэтому следует организовать чтение ребёнка так, чтобы он читал несколько раз в день по пять минут.
Можно применять чтение цепочкой, где будет задействована вся семья, что вызовет массу положительных эмоций от совместного времяпровождения, что очень важно для гармоничных отношений в семье. Первое слово читает мама, потом малыш, затем папа и т.д. Чтение по ролям тоже будет вызывать интерес к чтению. Роли пусть распределяет ребёнок.
На первых порах чаще читайте то, что ребёнку хорошо знакомо. Приём помогает ощутить, как легко и приятно читать, и в будущем непременно произойдёт скачок в развитии чтения.
Хочется отметить, что приучать к книге надо начинать ещё во младенчестве. Если в грудничковом возрасте члены семьи декламируют стихи, прибаутки и потешки, то ребёнок постарше быстро привыкает к ежедневному чтению.
С раннего детства учите с детьми стихи. Это помогает развивать связную речь и в дальнейшем облегчит восприятие того, что написано в книгах. Заучивание стихов – упражнение, которое помогает осмысленному чтению.
В раннем детстве из списка литературы стоит исключить книги для развития интеллекта и кругозора. Эту литературу стоит внедрить тогда, когда чтение станет ежедневной привычкой.
Для восприятия прочитанного следует использовать упражнения для развития воображения. Для этого можно придумывать продолжение уже прочитанных произведений, добавлять своих героев в сюжет. Также будет полезно разыгрывать сценки любимых произведений. Пусть участвуют все члены семьи. Когда иссякнут истории, ребёнок сам попросит новую книгу.
Необходимо вести беседы о том, что читать – это здорово. Когда ребёнок задаёт вопросы, то можно сказать, что все ответы находятся в тех или иных книгах.
Можно оставлять книги на видном месте. Пусть книги в доме лежат везде. Берите её с собой на прогулку, на пляж, на дачу, и, тогда рука ребёнка, возможно, сама потянется к книге. Так почему бы не попробовать и этот способ приобщения к чтению.
Составьте вместе режим дня и убедите его соблюдать. Выделите на чтение определённое время и не давайте ребёнку повода отступить. Сначала будет трудно (и вам, и детям). Не отвлекайте их в это время разговорами, домашними делами и т.п. Нужно, чтобы время чтения вошло в привычку (и у вас, и у детей).
Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность – основное занятие ребёнка в определённый период его развития. Так, у детей от 3 до 7 лет это сюжетно-ролевая игра, поэтому для приобщения к чтению уместно придумывать игры с книгами. У детей от 7 до 11 лет – учёба, поэтому стоит предлагать различные энциклопедии по интересующим темам, а подростку можно «подсунуть» книгу про отношения, т.к. ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение.
Специалисты считают, что привитие любви к чтению возможно лишь до 9 лет. После этого возраста привычку читать книги сформировать практически невозможно. Из этого следует, что нельзя откладывать литературное воспитание детей на потом, а начинать с раннего детства. Конечно, младенец не осознаёт смысл потешек, стишков, песенок, но его привлекает интонация и голос близкого человека, и в этом возрасте у детей формируется пассивный словарный запас. Пополнению словарного запаса является и чтение книг.
Двухлетний малыш уже может понимать многие слова и следить за сюжетом. А в три года ребёнок уже не просто слушатель, а собеседник. Он слушает того, кто читает, задаёт вопросы, комментирует поступки героев. Всё это говорит о том, что у ребёнка пробуждается интерес к чтению.
При выборе книг для малыша надо ориентироваться на безопасность, качество, красочность иллюстраций.
Процесс чтения должен быть организован так, чтобы он способствовал развитию личности. Развитая личность сама начинает испытывать потребность в чтение как в источнике дальнейшего развития.
Чтение ничем не отличается от езды на велосипеде, вождения автомобиля или шитья: чтобы совершенствовать эти умения, надо этим заниматься. На чтение не влияет ни гендерное, ни расовое, ни социально-экономическое различие. Дети, которые читают много, читают лучше других, достигают большего и посвящают образованию больше времени. И наоборот: тот, кто читает мало, не может научиться читать лучше. Существует простая формула. Чем больше ты читаешь, тем лучше ты это делаешь. Чем лучше ты это делаешь, тем больше тебе это нравится. Чем больше тебе это нравится, тем больше ты читаешь. Чем больше ты читаешь, тем больше ты узнаёшь. Чем больше ты узнаёшь, тем умнее становишься
Все рекомендации хороши, но главное не переусердствовать. Ни в коем случае чтение нельзя превращать в дисциплинарное наказание. Чтение книг должно сопровождаться приятными эмоциями и впечатлениями. Будет неправильно заставлять ребёнка корпеть над книгами, т.к. в дальнейшем он просто откажется от чтения книг, если родители будут его заставлять. Книга должна стать желанной, а чтение – необходимым.
Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.
Мы должны учитывать время, в которое живём. Сегодня информация воспринимается другим способом. Раньше это были книги, газеты, журналы. Сегодня большая её часть добывается из интернета.
Также родители слишком эмоциональны в своём ожидании, и тогда чтение для ребёнка становится напряжением и вызывает протест, и он вообще теряет интерес к книгам и не воспринимает их как источник информации.
В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребёнку должно нравиться читать. Необходимо пробуждать интерес к этому процессу и при возникающих у него трудностях вовремя помочь с ними справиться. Настраивайте своего ребёнка на то, что он обязательно должен научиться читать, что это необходимо именно ему, а не вам.
Главное быть терпеливым и хвалить своё чадо даже за маленькие успехи в чтении. Ваша поддержка будет придавать стимул, что приведёт к желанию научиться быстро и качественно читать.
Взрослые должны стать примером для своего ребёнка. Когда родитель проводит всё свободное время на диване за гаджетом, а не с книгой, то с большой вероятностью и ребёнок не будет испытывать интерес к чтению книг, так как в первую очередь желание или нежелание ребёнка связано с культурой чтения в семье. Все дети берут пример с родителей во всём. В век высоких технологий и мама с папой забывают про книжки, а ребёнку стараются заменить это мультиками и аудио сказками или перекладывают ответственность на учителей и потом не понимают, почему у ребёнка низкая скорость чтения и успеваемость, поэтому родителям стоит начать с себя.
На сегодняшний день существует ещё одна проблема. Люди отказываются от чтения бумажных, т.е. печатных книг. Отказ от традиционного чтения приводит к тому, что человек постепенно перестаёт думать над тем, что прочитал, а это приводит к снижению качества и уровня чтения. Надо понимать, что чтение – это базовый компонент воспитания, образования и развития культуры. А у современных детей и подростков иное восприятие книжной культуры. Для них книга не является «учебником жизни». Они воспринимают её как одно из средств получения информации. Сегодняшние юные читатели предпочитают «лёгкое чтение». Это чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более лёгкими, простыми и короткими текстами, как правило, невысоких художественных достоинств. Всё это ведёт к необратимому процессу разрушения ядра национальной культуры и, как следствие, влечёт за собой снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодёжной среде.
Хочется отметить, что читающего человека легко отличить от не читающего. У читающего человека большой объём памяти и активное творческое воображение. Он лучше владеют речью. Речь у читающего выразительнее, строже по мысли и богаче по словарному запасу. У такого человека свободное и грамотное письмо, он легче вступает в контакты и приятен в общении, обладает большей потребностью в самостоятельности и внутренней свободе. Он более критичен, самостоятелен в суждениях и поведении. Читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.
Источники:
1. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать. – М.:Аркти, 2007
2. Национальная программа поддержки и развития чтения// Электронный источник. Режим доступа: http:www.library.ru/
3. Граник Г.Г.,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.:Мой учебник, 2007
4. 2. https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html
5. 3. https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu
6. Елисеева, М. Б. Книга в восприятии ребёнка от рождения до 7 лет: метод. пособие / М. Б. Елисеева. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – (Библиотека журнала «Логопед»). – ISBN 5-9949-0006-2.
7. Дворяшина, Н. А. Растить читателя: роль семьи в приобщении ребёнка к книге / Н. А. Дворяшина // Литература в школе: научно-методический журнал. – 2015. - №3. – С. 2-8.
8. Ильин, Е. Чтение - занятие душевное: Урок, на котором воспитывается человек: [опыт педагога-новатора по воспитанию читателя и роли семьи в чтении] [Текст] / Е. Ильин // Народное образование. - 2008. - № 4. - С. 202-209.
9. Куликовских, Н. Увлечь книгой: [о формировании у младших детей интереса к чтению] [Текст] / Н. Куликовских // Дошкольное воспитание: научно-методический журнал. - 2007. - № 5. - С. 33-40.
10. Локалова, Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес [Текст] / Н. П. Локалова // Начальная школа: научно-методический журнал.- 2007. - № 12. - С. 14-20.
Автор(ы): Преженникова Елена Маратовна
Приложения: