Консультация для родителей

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Силантьева Елена Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды. Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.

Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря этому, в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа - весь комплекс духовных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Цель воспитания:

·        Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

·        Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

·        Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

·        Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

·        Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

·        Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

·        Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

·        Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.

·        Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

·        Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

·        Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и  

·        психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.  

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги нашего детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной — «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.

Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее нравственное качество, которое воспитывается у детей с раннего возраста. Заботливость, как нравственное качество содержит многое: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Для воспитания художественных произведений у детей развивают эмоциональную отзывчивость на содержание литературных произведений, умение правильно оценивать поступки героев. Можно после прочтения произведения побеседовать по содержанию. Такие беседы позволяют ознакомить детей с элементарными нормами морали, различать хорошие и плохие поступки, воспитывают у них яркое, эмоциональное отношение к окружающему, учат их сочувствию, сопереживанию. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, рассказы, стихи). В устном народном творчестве прослеживаются черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Цель воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование внутреннего мира маленького человека.  


Автор(ы): Силантьева Елена Анатольевна
Приложения: