Формирование функциональной грамотности в начальной школе

Лупал Ольга Васильевна

             Раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, сейчас это должно быть качество чтения, его осознанность.

 Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями и интересами.

          Ребенок должен уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от несущественного, проверять факты, анализировать, обобщать и – главное – переносить на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

 Функциональная грамотность младшего школьника-это:

• готовность успешно взаимодействовать с окружающим миром;

• возможность решать (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию.

        Учитель в своей работе может использовать следующие педагогические технологии:

• проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

• технология формирования правильной читательской деятельности;

• технология проектной деятельности;

• обучение на основе «учебных ситуаций»;

• уровневая дифференциация обучения;

• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

       Формируя компоненты функциональной грамотности младших школьников, мы пользуемся приемами, формами и методами, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

 - Групповая форма работы

- Игровая форма работы

- Тестовые задания

- Практическая работа

- Ролевые и деловые игры

- Исследовательская работа

- Творческие задания

 Рассмотрим основные компоненты функциональной грамотности.  

«Читательская грамотность» – способность ученика понимать и использовать письменные тексты, расширять свои знания и возможности.

 В начальной школе мы осваиваем базовый навык функциональной грамотности.

 Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (и закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы.

Учебный предмет “Литературное чтение” предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному.

 «Математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину.

Учебный предмет “Математика” предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.

Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении. Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественно научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

научно объяснять явления;

понимать основные особенности естественнонаучного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В начальной школе учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. Включает тематические прогулки, экскурсии, исследовательские проекты.

 Финансовая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, а также обеспечивающая возможность участия в экономической жизни страны.

В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров. Младшие школьники учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать обеды в школе и делать покупки в магазинах.

Рассмотрим формы работ с информационными источниками, направленными на формирование интегративных компонентов функциональной грамотности.

  Сплошные тексты встречаются с первых занятий курса «В мире информации». При работе с текстами:

        - идет понимание прочитанного текста;

         - определение основной мысли текста;

         - понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте;

        - передача содержания текса по вопросам;

        - выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала;

       - формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте;

       - анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков

        - интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Данные приемы работы мы активно используем на уроках литературного чтения, окружающего мира, но применимы они на всех уроках, формируя тем самым читательскую, литературную и коммуникативную функциональную грамотность.

Кластеры

Работая с кластером

- обучающиеся учатся находить информацию, представленную в явном и неявном виде;

- учатся находить ключевые слова;

- учатся создавать кластер как простейшую информационную модель на основе прочитанного текста.

- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в кластер, из кластера в таблицу).

Данный приём активно используется на уроках русского языка , на уроках литературного чтения, на уроках окружающего мира.

Данный прием работает на формирование читательской, информационной и коммуникативной функциональной грамотности.

Таблицы

Работая с таблицей,

- идет поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи;

- учатся различать информацию, представленную в явном и неявном видах;

- обучающиеся учатся вносить данные в таблицу;

            - распределяют данные по указанным признакам;

           - определяют достаточно или недостаточно данных для выполнения учебного и практического задания;

- соотносят информацию, представленную в таблице, с жизненной ситуацией;

- учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Работа с таблицей прекрасно вписывается в уроки литературного чтения, на уроках окружающего мира, русского языка, математики.

Работая с таблицей, формируются такие компоненты функциональной грамотности как читательская, информационная, коммуникативная.

Диаграммы

        - обучающиеся знакомятся с диаграммами, с разнообразием диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы;

        -         учатся строить диаграммы по образцу;

        - учатся анализировать и интерпретировать информацию, представленную на диаграмме;

        - учатся самостоятельно строить диаграммы разного вида;

        - учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы или текста в диаграмму, из диаграммы в таблицу);

        - учатся применять диаграммы в жизни.

        Работа с диаграммой чаще всего встречается на уроках математики и окружающего мира.

        Работа с диаграммой формирует следующие компоненты функциональной грамотности: социальную, информационную, читательскую, коммуникативную, математическую.

Инфографика

- обучающиеся знакомятся с видами инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки.

- учатся анализировать и обобщать представленную информацию;

- учатся создавать собственные информационные графические объекты;

- учатся интерпретировать данные, изображенные на рисунке;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую;

- учатся анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Данный вид работы встречается нам во всех учебниках, когда мы знакомим обучающихся с условными знаками в учебнике, когда рассматриваем обложку и форзац учебника. Знаки очень часто встречаются нам на уроках окружающего мира, здесь же мы создаем плакаты, пиктограммы. На уроках литературного чтения мы создаем с детьми обложки к книгам и афиши к спектаклям, на уроках русского языка учимся писать объявления

Таким образом, мы формируем читательскую, языковую, информационную, социальную функциональную грамотность.

Исследовательская (групповая) работа

Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно - изобразительных материалов.

Данный вид работы используется на всех уроках в начальной школе. Он активно формирует все интегративные компоненты функциональной грамотности: коммуникативную, социальную, информационную, читательскую.

Интегративные компоненты являются существенными компонентами функциональной грамотности. Все они развиваются на прочном фундаменте сформированных предметных компонентов.

Рассмотрим формирование предметных компонентов функциональной грамотности

Учебный предмет “Русский язык” ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью. На уроках русского языка идет познание языковой среды, понимание языка, овладение устной и письменной речью.

Так, например, большинству детей в начальных классах присуще делать ошибки при применении новых орфографических либо грамматических правил. По мере укрепления изученного материала эти пробелы в знаниях восполняются.

Так для того чтобы у обучающихся появилась необходимость в познании правила следует придерживаться следующих принципов:

- Ознакомление с правилом хорошо осуществляется в условиях проблемного обучения.

- Вся система орфографических работ основывается на проблемных способах.

Для того чтобы учащийся умело не только лишь учил правило, но и видел орфограмму необходимо использовать такие приемы как:

-Письмо с проговариванием. 

-Комментированное письмо. 

 -Списывание.

 -Выборочное списывание. 

               -Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. 

-Письмо по памяти. 

               -Словарная работа 

-Работа над ошибками

-Творческие работы. 

 Преподаватели могут выбрать только некоторые элементы. На этапе вызова, примером может служить задание по типу «Может ли быть правдой, что…». Благодаря ему, появляется возможность проводить анализ, выполнять сравнение, представление, умение обосновывать свое мнение. Приведем пример задания:

Правда ли, что в алфавите после буквы Б следует сразу В?

Правда ли, что и у мягкого знака есть звук?

Правда ли, что есть твердые и мягкие согласные?

Правда ли, что парные согласные и двойные согласные одно и то же?

Правда, что не все деревья остаются осенью без листьев?

Такие вопросы эффективны для учителя, так как помогают оценить работу учеников. При этом и дети могут определить, насколько они осведомлены в вопросе, понять и оценить трудности, а после стараться устранить их, скоординировать работу для достижения нужного результата.

Учебный предмет “Литературное чтение”

Литературное чтение предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища (на конкурсе жюри – все ученики); умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному 

Учебный предмет “Математика”

Математика предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Чтобы достигнуть наибольший эффект учителя начальной школы применяют   различные формы работы над задачей:

 1. Правильно организованный способ анализа задачи – от вопроса или от данных к вопросу.  
2. Решение задач различными способами.

3.  Работа над решенной задачей. 
4. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Мысленное участие в этой ситуации. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 
5. Самостоятельное составление задач учащимися. 
6. Решение задач с недостающими данными. 
7. Изменение вопроса задачи. 
8. Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что означает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи. 
9. Объяснение готового решения задачи. 
10. Использование приема сравнения задач и их решений. 
11. Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного. 
12. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 
13. Закончить решение задачи. 
14. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или, наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче). 
15. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 
16. Решение обратных задач. 
   Систематическое использование на уроках математики и нестандартных задач, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. 

Учебный предмет “Окружающий мир”

Окружающий мир является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатывается навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляется признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Рассмотрим приемы, создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу:

 Прием «Отсроченная отгадка»

Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», «Глагол», «Табличное умножение », « Морфемы» и т.д.

.Приемы мотивации и постановки темы урока:

  • «Удивляй!» и «Яркое пятно».
  • Приём «Я возьму тебя с собой»
  • Кроссворды и ребусы

Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно».

Данные приемы имеют давнюю историю. Однако и сегодня они считаются инновационными. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, дети уже знают, чтобы решить задачу, надо познакомиться с её условием, это важно…Вот, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в математике существует задачи, не имеющие условий? Представим, что попали на урок, который начался с показа отрывка из сказки (прием «Яркое пятно»). Какой может быть тема этого урока? Вариантов много. Так можно начать любой урок, целью которого является систематизация знаний, «наведение порядка» в голове учащихся.

Приём «Я возьму тебя с собой»

Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.

Различные ребусы по предметам.

Приёмы изучения нового и закрепления материала:

кластер, ассоциации, хорошо-плохо .

 Приём «Ассоциации». Цветы - весна. Снег – зима. Малыши – детки. Петух – Петя. Ученик – учёба. Яблоки-плоды.

Приём «Хорошо - плохо».

Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.

Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:

Тема: «Природные явления». Одним из природных явлений является дождь.

- Найдите плюсы или минусы данного явления.

Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.

- Хорошо, когда идёт дождь, потому что…….

- Плохо, когда идёт дождь, потому что……

Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций.

Кроме этого формируются:

умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;

умение разрешать противоречия;

умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приемы активизации мыслительной деятельности.

«Ложная альтернатива». Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.Например, учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Дети дают ответы «Верного ответа нет, или: ни то, ни другое, и предложить свой вариант ответа. Например:

  • Кто быстрее летает- кошка или собака?
  • Что растет на осине – шишки или орехи?
  • Какие звери живут в Австралии – слоны или верблюды?
  • Слово «гр…бы" - пишется как «гребы" или «грябы"?
  • Столица России –Тверь или Рязань?
  • Сколько будет 17 + 3? 15 или 30?

Приём «Да - нет». Учитель загадывает предмет, понятие, литературного героя, историческую личность и т.д., дети пытаются найти ответ (Кто или что это?), задавая любые уточняющие вопросы, на которые можно ответить лишь ДА или НЕТ. Предлагаю апробировать этот прием в действии по теме «Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

  • Это планета земной группы?
  • Эта планета – гигант?
  • Эта планета имеет кольцо?
  • Это самая большая планета?
  • связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, удерживать в памяти несколько фактов, анализировать.

  Приём «Мои аргументы» для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Данный приём для двух отрывков на уроке литературного чтения направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

Эта работа проводится не при первичном чтении, а при глубоком анализе текста. Здесь предполагается работа в паре, потому что концентрация внимания будет недостаточной. .Как строится работа? Учащиеся получают задание, а затем подбирают слова или факты из текста в пользу своей точки зрения.

Работа с текстом не ограничивается уроком литературного чтения. Можно организовать на любом уроке, подобрав соответствующий материал.

Приём «Поиск информации»

Задача учащихся - извлечь необходимую информацию из представленного текста аудио - или видеофайла. «О чём говорят числа?». Здесь желательно работать в тетради кратко. Нет необходимости учителю преподносить готовые знания по данной теме. Достаточно направить детей на самостоятельное добывание знаний.

Прием «Живые буквы»

Учитель дает группе слово, по сигналу учителя, дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке. Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.

Приём «Игра».

Приемы развития математической грамотности:

1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.

2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1. Терминал.

2. Магазин «Обувь».

3. Аптека.

4. Магазин «Зоотовары».

5. Магазин «Продукты».

6. Магазин «Всё для рукоделия».

 Приемы закрепления изученного материала и рефлексии: «Собери рюкзачок», «Займись синтезом», «Синквейн».

 «Собери рюкзачок».

Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять части речи в предложениях» или «Я хорошо научилась различать именительный и винительный падежи»».

Приём «Путаница »

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Больше дела - а руки делают.

Терпение и труд - а неученье - тьма

Глаза бояться, -  меньше слов

Ученье – свет, - все перетрут

Приём «Умозаключения»

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);
Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);
Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

 Приём «Синквейн»

Универсальный и эффективный приём, который создаёт, повышает и усиливает успех методов обучения учащихся.

Сказка (сущ.). (Сказка- ложь, да в ней – намёк)

Волшебная, бытовая (два прилаг.).

Читать, пересказывать, учить. (три глагола).

Фантазия. (одно сущ.-синоним первого сущ.).

Русский язык (Один из предметов в школе)

Великий, могучий.

Учится, преподаётся, развивается.

Россия

  Приём «Написание творческих работ»

Прием зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

                                          Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

                      Использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Формирование функциональной грамотности ученика – задача современного педагога. От самого учителя требуется творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить своё место в постоянно меняющемся мире.


Автор(ы): Лупал Ольга Васильевна
Приложения: